Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Для глобального бизнеса становится нормой жизнь в условиях постоянных изменений и неопределенности. Меняется политическая и экономическая обстановка, возрастают неопределенности, связанные с изменением климата, меняются ожидания общества — все это приводит к расширению сферы рисков для бизнеса, заставляя его уделять больше внимания созданию стоимости в долгосрочной перспективе и получению «социальной лицензии» на работу. Перемены в ожиданиях инвесторов и общества поддерживаются изменениями в регулировании. Растет спрос на качественную корпоративную отчетность, отражающую то, как бизнес учитывает все эти новые риски и отвечает на них.

Казахстанские компании несколько отстают от мировых трендов и часто не уделяют достаточного внимания качественному раскрытию информации, но все же растет число компаний, готовых подать хороший пример.

Данное исследование рейтингового агентства QRA (методологию исследования, пожалуйста, см. в конце статьи) охватило 100 лучших годовых отчетов, выпущенных в Казахстане в 2019 году, а также 11 отчетов отечественных компаний об устойчивом развитии. В поле нашего зрения попали отчеты 104 организаций. При этом мы выделяем 20 лидеров, отчеты которых достойны более внимательного рассмотрения.

По нашей методике средняя оценка за годовой отчет составила в текущем году 4,6 балла по 10‑балльной шкале — это говорит о невысоком уровне подготовки корпоративной отчетности в Казахстане. При этом средняя оценка у топ-20 — 7 баллов, что делает эти компании неплохими бенчмарками для остальных игроков. Примечательно, что в топ-20 входят 12 компаний с государственным участием, а в топ-10 их и вовсе 8. Компании квазигосударственного сектора делают успехи в развитии корпоративного управления и раскрытия информации, чего не скажешь о частном бизнесе. Две частные компании, которые вошли в топ-10, имеют листинг на Лондонской фондовой бирже (LSE), где очень велики требования к отчетности — казахстанские регуляторы пока гораздо менее строги в вопросах прозрачности бизнеса, чем европейские.

При этом всего 7 компаний в ходе нашего анализа получили оценку за годовой отчет выше 7 баллов, и ни одна не получила оценку выше 9 баллов. В то время как все 20 отчетов зарубежных компаний, использованные нами для бенчмаркинга, набрали выше 8 баллов, и 10 получили оценку выше 9 баллов. Даже у лучших казахстанских годовых отчетов есть потенциал для улучшения.

По нашему мнению, большинство казахстанских компаний неплохо справляется с рассказом о себе и представлением операционных и финансовых результатов деятельности. Самая большая разница между средним отчетом в списке и топ-20, а также между топ-20 казахстанских годовых отчетов и зарубежными бенчмарками — в раскрытии информации в сфере ESG (environmental, social and governance), т.е. отчета по факторам окружающей среды, социальным факторам и факторам управления. По раскрытию вопросов этой сферы топ-20 казахстанских отчетов набрали в среднем 6,2 балла по 10‑балльной шкале, в среднем по списку оценка 3,4 балла — низкий уровень раскрытия.

Это не только казахстанская проблема. Раскрытие ESG-информации является сегодня главным вызовом для корпоративной отчетности компаний развитых рынков. Запрос на данную информацию появляется у инвесторов — все больше инвестиционных фондов включают ESG-факторы при оценке объектов вложений.

Этот тренд поддерживается регуляторами. В 2018 году Европейская комиссия, например, утвердила План действий по устойчивому финансированию. В плане три основные цели: переориентировать потоки капитала на устойчивые инвестиции; управлять финансовыми рисками, связанными с изменением климата, ухудшением состояния окружающей среды и социальными проблемами; способствовать прозрачности и долгосрочности финансово-хозяйственной деятельности.

ESG-факторы могут таить значительные риски для развития организации и ее стратегии. Инвестиционное сообщество все больше приходит к убеждению, что оценки финансового положения компании недостаточно. Когда компания не освещает какие-то вопросы в сфере ESG, это может быть индикатором того, что данная проблематика не находится в фокусе ее внимания, что будет тревожным знаком как для инвесторов, так и для прочих заинтересованных сторон. Напротив, компании, которые принимают к рассмотрению более широкий перечень рисков, с большей вероятностью смогут обеспечить свое устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

Разрыв между корпорациями и инвесторами относительно раскрытия информации, связанной с ESG, велик как никогда. Инвесторы все активнее выражают желание понять долгосрочный план создания стоимости компании и получать достоверную, стандартизированную информацию для оценки долгосрочных рисков. Но многие корпорации, даже когда у них есть что рассказать и есть надежные процессы для управления рисками ESG, не дают инвесторам нужную информацию в нужном формате. Довольно много компаний либо вообще не отчитываются по ESG-факторам, либо предоставляют информацию, которую трудно использовать: например, провести сравнение с другими компаниями или проследить динамику. Но дело не только в том, что бизнес не может или не хочет подготовить корректную отчетность.

По тому, как компании отчитываются по вопросам ESG, их можно разделить на три группы. Первая включает компании, которые оценивают риски и возможности в сфере ESG, включают соответствующие цели и метрики в свою стратегию и эффективно раскрывают эту информацию. Компании второй группы также включают вопросы ESG в свою систему управления рисками и в стратегию, но предоставляют информацию, с которой трудно работать в силу ее формата, или дают не вызывающие доверия сведения. Третью группу составляют компании, которые не уделяют внимания ESG-рискам и в лучшем случае раскрывают некоторые сведения в социальном разделе годового отчета или в отдельных отчетах, но, как правило, не раскрывают вообще ничего.

Управление рисками и возможностями из сферы ESG, на наш взгляд, является важной областью для дальнейшего развития корпоративного управления в Казахстане, а внедрение отчетности по ESG-факторам — главный вызов для корпоративной прозрачности.

Смена ценностей

Цель компании, ее миссия является важным элементом корпоративной культуры, драйвером стратегических решений и показывает приверженность компании не только получению прибыли, но и ответственному ведению бизнеса. В условиях, когда стейкхолдеров интересует создание ценности компании в широком смысле, раскрытие миссии и целей становится ключевым элементом корпоративной истории. А стратегия и бизнес-модель должны внести в этот важный компонент годового отчета больше деталей.

Миссия определяет видение компании, стратегия показывает, как именно компания собирается достигать этой цели, бизнес-модель соединяет это с ресурсами компании и ее непосредственной деятельностью. То, как раскрывается этот стратегический блок, является значительным отличием казахстанских годовых отчетов от проанализированных нами бенчмарков: в этой сфере они отстают.

Бизнес-модель является одним из первых разделов годового отчета, на который подготовленный читатель обратит свое внимание. Этот небольшой, но важный раздел годового отчета должен показать, что именно компания делает, какие ресурсы использует и какие результаты создает в этом процессе. Какие ценности генерирует компания, помимо создания стоимости для собственников, это становится важным вопросом по отношению к любому бизнесу. Financial Reporting Lab определил, что создание ценностей для заинтересованных сторон (помимо собственников), поддерживающее рост стоимости организации, является ключевым элементом бизнес-модели, раскрытие которого интересно инвесторам. Информативную картинку бизнес-модели в этом году представили 15 компаний из 104. Хороший пример подают, в частности, НАК «Казатомпром» и «КазТрансОйл».

Заметное число компаний — 43% — представили ясную картину своей миссии и стратегии, 44% компаний частично раскрыли эту информацию. Раскрытие стратегических приоритетов является нормой для казахстанских компаний. При этом только 12% отчетов содержат ключевые показатели деятельности (КПД), которые подкрепляют стратегию и позволяют отслеживать развитие организации. Недостаток метрик в описании стратегии является слабым местом большинства отчетов. Современный подход к отчетности, требующий ответа на запросы широкого круга заинтересованных сторон, требует от организации включать также в список КПД нефинансовые альтернативные показатели развития.

Только 12% компаний представили достаточно информации о своих планах на следующий за отчетным год, и только 9% компаний рассказали, какая работа была предпринята в отчетном году по выставленным ранее целям и были ли они достигнуты. Недостаток информации о планах и последующего отчета об их исполнении часто не позволяет увидеть, действительно ли компания делала что-то в рамках описанной ею стратегии и имеет ли она последовательный план развития, или же стратегия существует только на бумаге.

Среди казахстанских компаний, особенно хорошо справившихся с раскрытием различных аспектов стратегии, можно выделить «КазАгроФинанс» и «КазТрансОйл».

Акцент на аналитику

Раздел, представляющий операционные и финансовые результаты деятельности в казахстанских годовых отчетах, является традиционно наиболее сильным. Главным недостатком здесь по-прежнему остается слабый уровень аналитики и отсутствие прогнозов.

Хорошей практикой стало представление в начале годового отчета краткого резюме — основных показателей деятельности в виде инфографики и основных событий отчетного года: 45% компаний приводят на первых страницах отчета ключевые показатели, 85% рассказывают о них в первых главах. Мы отметили также положительный тренд на включение в список этих индикаторов нефинансовых показателей. Достаточно содержательное описание отрасли и внешней среды, в которой работает организация, содержат 64% годовых отчетов.

Во многих случаях здесь наблюдается переизбыток информации. Хорошей практикой является выделение ключевых рыночных и макроэкономических трендов и факторов, которые могут оказать влияние на деятельность компании. При этом всего 19% дали представление о перспективах изменения внешнеэкономической среды. Более 80% компаний лучше или хуже приводят основные операционные показатели и снабжают их поясняющим комментарием.

При этом всего 8% компаний дают достаточно ясное представление о планах на следующий год, и еще 24% дают общее описание планов. Недостаток планов и прогнозов сильно ограничивает возможность оценить даже краткосрочное будущее организации, не говоря уже о долгосрочном создании стоимости.

Более 95% отчетов содержат хотя бы частично финансовые результаты деятельности — это также стандартный элемент отчета. Но качественный анализ показателей и финансового положения организации представили только 11% компаний, подтвердив свою способность управлять финансовыми рисками.

Таким образом, в сфере операционной и финансовой деятельности у компаний обычно нет проблем со сбором основных данных, но есть проблемы с тем, чтобы объяснить их читателю.

Обеспечение прозрачности

Кто возглавляет компанию и какова система принятия решений — в списке главных вопросов, на которые должен ответить годовой отчет. Именно от системы менеджмента будут зависеть перспективы развития компании в долгосрочной перспективе и ее устойчивость. В этом разделе есть возможность показать свою политику и приоритеты и продемонстрировать приверженность ведущим стандартам организации деятельности компании. И напротив, туманность формулировок и недостаток прозрачности при описании вопросов корпоративного управления будет бросать тень на освещение всех остальных вопросов в документе.

Порядка 16% компаний представляют достаточно детальную информацию о членах совета директоров (или наблюдательного совета) и правления. 80% раскрывают эту информацию на удовлетворительном уровне.

В казахстанских годовых отчетах практически не уделяется внимания вопросам диверсификации и композиции совета директоров (или наблюдательного совета), по гендерному или возрастному признаку, по образованию, навыкам и профессиональному бэкграунду. Единицы смогли показать политику в области диверсификации топ-менеджмента. В лучшем случае некоторая информация по структурным индикаторам приводится в разделе по управлению персоналом, что не может ответить на вопрос о политике формирования состава менеджмента организации. Вопросы диверсификации топ-менеджмента и его состава, похоже, будут привлекать все большее внимание потенциальных пользователей отчетов в будущем. Все чаще вместо перечня занимаемых ранее должностей появляется информация о навыках и экспертизе руководства.

Важно, чтобы раздел, посвященный совету директоров, включал также дополнительную информацию об организации его работы: описание процедур отбора и назначения членов совета директоров (только 1 компания достаточно полно осветила этот вопрос), информацию об индивидуальных планах развития и обучении (7 компаний), управление конфликтом интересов (19 компаний), о критериях независимости (14 компаний) и т.п.

Почти в половине годовых отчетов приводится хотя бы частичная информация о работе высших органов управления в отчетном году. Меньшее внимание уделяется вопросу работы комитетов, где как раз проходят проработку ключевые вопросы и деятельность которых может вызывать особенный интерес, возможно, даже больший, чем деятельность самого совета директоров: 7% годовых отчетов включают содержательное раскрытие работы комитетов, 29% компаний раскрыли общую информацию на этот счет (как правило, включающую количество решений и заседаний комитетов и в некоторых случаях список основных решений).

Очень важно показать, как руководство компании обеспечивает ее долгосрочное развитие с учетом влияния на широкий круг стейкхолдеров, таких как сотрудники, клиенты, поставщики, общество, а также на окружающую среду. И как вопросы устойчивого развития внедрены в корпоративное управление. В Великобритании раскрытие данного аспекта работы директоров превратилось в регуляторное требование для крупных компаний. Хорошая практика — рассказывать о взаимодействии с заинтересованными сторонами и управлении устойчивым развитием в том же разделе годового отчета, где идет речь о работе СД и комитетов.

О процессе оценки совета директоров и/или диагностике корпоративного управления рассказали 18% участников исследования QRA. Как правило, эту информацию раскрывают компании, которые действительно работают над повышением уровня корпоративного управления. Очень важным здесь является не только описать, кем и как проводилась оценка, но раскрыть ключевые результаты, в том числе области, над которыми нужно работать. Неотъемлемая часть такого анализа — план действий по устранению недостатков. Когда компания не боится обсуждать области развития в системе управления, это говорит о том, что она по-настоящему настроена на обеспечение эффективности работы менеджмента.

Самым слабым местом раздела о корпоративном управлении в казахстанских годовых отчетах остается раскрытие информации о вознаграждении руководства. Такие данные на крупных рынках капитала регуляторы уже давно требуют раскрывать с особой тщательностью. Эта информация показывает, насколько эффективно обеспечивается мотивация менеджмента. Также этот аспект деятельности может сигнализировать о риске несправедливых, нечестных и даже преступных практик. Особенный интерес вызывает вознаграждение исполнительного органа, поскольку оно зачастую связано с результатами деятельности компании, в то время как вознаграждение совета директоров обычно имеет фиксированный характер. Согласно исследованию Deloitte годовых отчетов компаний, входящих в биржевые индексы FTSE в Великобритании, средняя продолжительность отчета о вознаграждении руководства составляет у этих компаний 18 страниц. Среди оцененных нами 100 отчетов в Казахстане только в 2 есть отчет о вознаграждении. Обе компании — игроки LSE. Большинство казахстанских компаний (54%) вообще никак не освещают этот вопрос, 44% годовых отчетов содержат краткую информацию о вознаграждении руководства: либо совсем без цифр, либо с основными суммами по совету директоров и общей суммой вознаграждения правления без детализации.

Информацию о системе управления рисками содержат 78% годовых отчетов. Но гораздо реже встречается список конкретных рисков, характерных для деятельности компании, только 17% компаний на хорошем уровне раскрыли эту информацию. Компаниям следует также указывать, как изменился риск-профайл в отчетном году (т.е. как изменился уровень каждого риска). Очень желательны отсылки к стратегии развития организации.

При том, что большинство компаний (71%) хотя бы частично раскрывают деятельность служб внутреннего аудита, немногие задумываются над освещением внешнего аудита. Лишь 8% отчетов имеют содержательный обзор взаимодействия компании с внешним аудитором, включая процедуры его выбора и выплаченное вознаграждение.

Устойчивое развитие: управление рисками

Устойчивое развитие — это управление взаимодействием компании с внешней средой (в широком смысле). В отчете об устойчивом развитии (ОУР) компания раскрывает вопросы управления персоналом, социальной политики, работу с клиентами и поставщиками, экономическое воздействие на регионы присутствия, вопросы охраны окружающей среды — т.е. работу в интересах широкого круга стейкхолдеров, не являющихся собственниками компании. От компании ожидается интеграция проблематики устойчивого развития в корпоративное управление и наличие стратегии или видения в этом направлении. Рекомендовано также добавить отдельное обращение руководства или по крайней мере небольшой подраздел, описывающий подходы организации к управлению устойчивым развитием.

Подходы к управлению устойчивым развитием и стратегические приоритеты на том или ином уровне отразили 32% организаций, но только 9% компаний привели нефинансовые ключевые показатели деятельности, чтобы подкрепить рассказ о стратегии в сфере устойчивого развития. 

Нередко компании собирают в одно место годового отчета разделы, близкие по смыслу к вопросам устойчивого развития (например, управление персоналом, благотворительность и охрана окружающей среды) и называют этот раздел отчетом об устойчивом развитии. Это некорректно без описания общей политики управления этой сферой — компания пытается говорить об устойчивом развитии без внедрения соответствующих принципов в свою деятельность.

Качественная подготовка раздела об устойчивом развитии или отдельного отчета существенно повышает уровень корпоративной отчетности. Помощником компании выступают международные стандарты в области нефинансовой отчетности, в частности стандарты GRI (GRI Standards). Всего из 100 годовых отчетов стандарты GRI в этом году использовали 19. При этом 7 из них вошли в 10 лучших компаний рейтинга годовых отчетов — это говорит о том, что сегодня трудно достичь высокого уровня корпоративной отчетности без качественного раскрытия нефинансовой информации с применением легитимных методик.

Многие компании обсуждают вопросы устойчивого развития в отдельной секции отчета (или даже в отдельном отчете) практически без каких-либо отсылок к этим вопросам в стратегии или корпоративном управлении или управлении рисками. Это создает впечатление второстепенности данных вопросов для организации.

Качество взаимодействия руководства компании с широким кругом заинтересованных сторон важно в первую очередь для раскрытия информации по устойчивому развитию. Однако сегодня от организации ожидают, что этот процесс станет элементом системы управления и будет раскрываться и в других секциях годового отчета. Но для успешного представления раздела по устойчивому развитию диалог со стейкхолдерами является критически важным, поскольку именно на нем базируется все содержание этой части корпоративной отчетности.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами (кроме собственников) необходимо, чтобы увидеть и отразить их интересы и понять уровень воздействия компании на стейкхолдеров. Здесь мы сможем увидеть общее воздействие организации на окружающую среду (в широкой трактовке). Руководствуясь ОУР, компания может скорректировать свою стратегию, нацелив ее на наиболее значимые области воздействия.

Список заинтересованных сторон в корпоративной отчетности раскрывают 27% казахстанских компаний, 14% приводят достаточно содержательный отчет о взаимодействии с заинтересованными сторонами, 17% раскрывают этот процесс частично. Хорошей практикой является идентификация существенных заинтересованных сторон, описание взаимодействия с каждой из них, описание интересов и ожиданий стейкхолдеров, выявленных в ходе этого взаимодействия. Удачные примеры презентации данной работы демонстрируют в частности НАК «Казатомпром» и «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.».

Акцент на существенность также изначально исходит из отчетности об устойчивом развитии, а именно — из стандартов GRI. Однако сегодня от компании ожидают применения этого принципа во всем годовом отчете при рассказе о результатах деятельности. В том или ином виде лучше отразить, как компания применила принцип существенности при определении того, что будет включаться в годовой отчет, а что нет. Применение принципа существенности (правда, преимущественно при рассказе об устойчивом развитии) в годовом отчете в этот раз показали 17% компаний.

Среди вопросов, относящихся к устойчивому развитию, для большинства компаний самым простым в раскрытии является раздел по управлению персоналом, поскольку здесь доступна большая часть информации — 81% детально или частично раскрывают кадровую политику и 72% показывают численность персонала. Многие компании говорят об инструментах социальной защиты сотрудников и мотивации (72%), а также хотя бы частично описывают процесс обучения и развития сотрудников (70%).Около 16% приводят подробную информацию о структуре персонала, 5% внимательны к вопросам недопущения дискриминации и обеспечения равных условий работы для всех. В отчетах европейских компаний появился заметный акцент на последней теме, но в казахстанском бизнесе этим вопросам (например, гендерному равноправию) уделяется крайне мало внимания. На хорошем уровне раздел по управлению персоналом подготовлен «Центрально-Азиатской Электроэнергетической Корпорацией» и «КазТрансОйлом».

Риски и возможности, связанные с изменением климата, становятся важной темой в первую очередь европейских годовых отчетов, но все больше компаний, присутствующих на крупных рынках капитала, также уделяют внимание этому вопросу. Изменение климата может приводить к существенному изменению в обществе, бизнесе и на финансовых рынках. Рассказать о том, какое влияние оказывает компания на окружающую среду и что делает, чтобы снизить негативное воздействие в долгосрочной перспективе, становится важной задачей руководства бизнеса. 57% казахстанских компаний в этом году раскрыли в годовом отчете основные мероприятия по охране окружающей среды. При этом только 23% показывают количественные индикаторы (такие, как объем выбросов в атмосферу или уровень потребления электроэнергии), позволяющие оценить их уровень воздействия на экологию по основным направлениям. Наиболее сложно с освещением этой информации у финансовых компаний, которые зачастую пренебрегают экологической темой в годовом отчете.

В социальном разделе годового отчета компании редко показывают, есть ли у них действительно какая-то взвешенная и обоснованная политика работы с сообществами, оценка воздействия, возможностей и рисков, или социальная политика строится исключительно вокруг случайных актов благотворительности. Лишь около 7% компаний смогли достаточно ясно изложить свою политику работы с обществом.

Работа с поставщиками — важный аспект экономического воздействия компании на регионы деятельности, кроме того, здесь могут скрываться практики неэтичных или незаконных действий. Как правило, эту тему в годовых отчетах раскрывают только компании с государственным участием в капитале; частный бизнес обходит этот вопрос стороной. В 2019 году только 11% компаний достаточно подробно изложили политику работы с поставщиками и указали объем трат на местных поставщиков. Следующим шагом здесь будет анализ цепочки поставок и поставщиков на предмет их воздействия на окружающую среду, экономику и общество.

В 2015 году на саммите ООН были озвучены Глобальные цели устойчивого развития (ЦУР). Члены ООН согласились активизировать усилия, направленные на искоренение нищеты во всех ее формах, борьбу с неравенством и решение проблем, связанных с изменением климата. Всего было установлено 17 целей, которые должны достигаться совместной работой государства, общества и бизнеса. В бизнес-среде эти цели получают все большее распространение: в зарубежных годовых отчетах мы их встречаем практически повсеместно. В Казахстане работа по ЦУР активно ведется на государственном уровне, бизнес только начинает перенимать этот подход, что отражается в корпоративной отчетности. Лишь 4 компании сделали релевантные отсылки к ЦУР в своей корпоративной отчетности в этом году.

Коммуникация через отчетность

Годовой отчет компании — это часть ее диалога с заинтересованными сторонами. И для того, чтобы эта коммуникация была эффективной, важен не только объем раскрываемой информации, но и качество презентации. А для этого важны структура документа, его читабельность, инфографика, дизайн. При этом важно понимать свою аудиторию — какая информация ей нужна и как ее лучше предоставить. Заинтересованные стороны должны получить информацию для принятия решений в доступной, удобной форме, без необходимости проводить трудоемкий изыскательный процесс. Среди компаний, которые наиболее эффективно ведут коммуникацию через годовой отчет, обеспечивая и хорошее раскрытие информации, и удобное ее прочтение, можно выделить корпоративную отчетность компании «Эйр Астана».

Средний объем годового отчета составил 118 страниц, у топ-20 — 162 страницы. Наряду с отчетами, в которых явно раскрывался недостаточный объем информации, мы нередко встречали отчеты, перегруженные информацией, в которых трудно было найти нужные сведения. Вынесение части информации в отдельный отчет об устойчивом развитии, например, или ссылки на сайт и другие документы могут очень помочь снизить плотность отчета.

В плане формата документа также важно отталкиваться от потребности заинтересованных сторон: для некоторых из них все еще удобнее получить информацию в печатном виде, но некоторые, возможно, предпочтут онлайн-формат (очень удобный для быстрого поиска информации и скачивания) или PDF. В этом году 7 компаний предоставили полноценный интерактивный годовой отчет, доступный онлайн.

Информация также должна быть своевременной. В Казахстане 80% отчетов выпущены после 1 июня, т.е. спустя более чем пять месяцев после завершения отчетного года. Это крайне снижает актуальность материалов и в немалой степени принижает ценность работы по подготовке отчета.

Но главное помнить, что качество отчетности всегда вторично по отношению к корпоративному управлению в компании, ее культуре и ценностям. Чтобы строить успешный бизнес, менеджер должен знать об устойчивом развитии не меньше, чем о движении денежных средств. Интересы стейкхолдеров, не владеющих долями в компании, должны ставиться в один ряд с интересами собственников. Но если компания все еще ведет бизнес по-старому, придерживаясь закрытости и проходя на грани регуляторных требований к раскрытию информации, годовой отчет сразу это покажет. Если же компания внедряет ESG-факторы в свою деятельность, то сможет лучше продемонстрировать свой потенциал и возможность создавать стоимость в долгосрочной перспективе, что будет повышать уровень доверия к ней и расширять горизонт ее возможностей.

*Научный руководитель проектов рейтингового агентства QRA, сертифицированный эксперт по стандартам GRI (GRI Standards).

Методология

Годовой отчет — это ключевой инструмент диалога с заинтересованными сторонами, который позволяет обеспечивать прозрачность организации и эффективное раскрытие информации.

В рамках данной методики оценивается годовой отчет компании и отчет об устойчивом развитии (при его наличии) как единый комплект годовой отчетности и интегрированные годовые отчеты.

Подход к оценке предполагает такой уровень раскрытия в годовом отчете, который позволяет заинтересованным сторонам получить информацию о процессе создания стоимости компанией и перспективах ее развития, обусловленных ее системой управления, стратегией и взаимодействием с внешней средой. При этом заинтересованные стороны должны получить информацию для принятия решений в доступной, удобной форме, без необходимости проводить трудоемкий изыскательный процесс.

Критерии оценки годовых отчетов в рамках данной методики собраны на основе бенчмаркинга годовых отчетов со всего мира, а также c учетом последних трендов и стандартов в области раскрытия информации, таких как: листинговые правила LSE, Московской фондовой биржи, Казахстанской фондовой биржи, стандарты GRI по раскрытию нефинансовой информации, подходы к раскрытию ESG-информации в рамках инициативы ООН «Устойчивые фондовые биржи», раскрытие информации в рамках работы над целями в области устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals (SDGs), Международный стандарт интегрированной отчетности (разработанный МСИО).

Содержание годового отчета анализируется по 11 группам критериев: краткая презентация, обращение руководства, профиль компании, стратегия, обзор рынка, результаты деятельности, корпоративное управление, управление рисками и контроль, устойчивое развитие, финансовая отчетность, стиль и дизайн. Всего в оценку включено 83 критерия.


Статьи по теме:
Казахстан

Ракета-носитель стартапов

Как QazTech Ventures выводит казахстанские стартапы на международный уровень?

Казахстан

Холдинг-ускоритель

Институты развития НУХ “Байтерек” в коронакризис поддерживают деловую активность национального бизнеса

Казахстан

Кризис новый, задачи прежние

На фоне коронакризиса НУХ “Байтерек” наращивает темпы поддержки бизнеса и продолжает реализацию программ по повышению доступности жилья

Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается