Кино о бизнесе и бизнес о кино

На II Almaty Film Festival вручили новую коммерческую премию и говорили об отчетности и прозрачности кинобизнеса

Кино о бизнесе и бизнес о кино

Организаторы Almaty Film Festival в этом году вновь сделали акцент на ко-продукцию. Поэтому помимо основного конкурса «Сближение культур» и конкурса на премию ЮНЕСКО, была учреждена награда для коммерческих фильмов — Alatau Film Awards. Параллельно участники фестиваля разбирали особенности регулирования кинобизнеса.

Куда ушли награды

Гран-при основного конкурса получил фильм «Да будет свет» режиссера Марко Шкопа (Словакия, Чехия). Приз «Лучший режиссер» вручили Марьям Тузани за фильм «Адам» (Марокко, Франция, Бельгия). Награду «Лучший актер» разделили Валентин Новопольский и Давид Огродник за роли в фильме «Олег» режиссера Юриса Курсиетиса (Латвия, Литва, Бельгия, Франция). Приз «Лучшая актриса» получила Саломэ Демурия за фильм «Вдох-выдох» режиссера Дито Цинцадзе (Грузия, Россия, Швеция). Фильм режиссера Элиа Сулейман «Должно быть, это Рай» (Франция, Катар, Германия, Канада, Турция, Палестина) был отмечен специальным призом жюри.

Помимо премий основного конкурса были вручены независимые призы от ЮНЕСКО за лучший фильм в секции документального кино. Победителем стал фильм «Женщины Шелкового пути» режиссера Ясcмин Малекнаср (Иран, Оман, Таджикистан, Турция). Специального упоминания ЮНЕСКО также удостоились еще две картины — «Мерата: как мама деколонизировала экран» режиссера Хепи Мита (Новая Зеландия) и «Женское удовольствие» режиссера Барбары Мюллер (Швейцария, Германия).

Продюсеры и прокатчики из Казахстана, России и Франции обсудили вопросы отчетности и прозрачности кинотеатрального бизнеса

За новую премию кинофестиваля 2019 года Alatau Film Awards боролись казахстанские коммерческие фильмы, полюбившиеся широкой публике. Жюри кинофестиваля наградило победителей по восьми номинациям. Лучшим фильмом года стали «Каникулы офлайн» Руслана Акуна. Лучшим режиссером был назван Акан Сатаев, фильм «Бизнесмены». Но г-н Сатаев отказался от премии в пользу Елены Лисасиной, режиссера картины «Финансист. Игра на вылет». За лучший оригинальный сценарий приз достался Дмитрию Богомолову, а за лучший монтаж — Сергею Бердюгину, обе награды за картину «Финансист. Игра на вылет». Лучшая операторская работа — Азамат Дулатов, «Лифт». Лучший композитор — Алим Заиров, Роман Вишневский «Бизнесмены». Лучшая женская роль — Куралай Анарбекова, «Брат, или Брак-2».

Призером уникального конкурса сценариев Made in Almaty, где комиссия рассмотрела 93 заявки, стал проект Жандоса Смакова «Кровь и медь».

Лаконичное искусство

На Almaty Film Festival можно было посмотреть программу короткого метра — 48 Hours Films Race («Снять за 48 часов»), спонсируемую дипмиссией США в Казахстане. Куратор проекта, направленного на развитие сообщества независимых режиссеров, кинопродюсеров и сценаристов в Центральной Азии, Нариман Абиев рассказал, что история 48 Hours Films Race началась в 2015 году, когда проект реализовывался в рамках Clique Film Festival. Тогда было зарегистрировано 100 участников и представлено 50 работ. В 2016 году организаторы выиграли грант на проведение конкурса и поставили перед собой задачу увеличить показатели вдвое. И в итоге они получили 1500 регистраций и более 300 работ. После этого республиканский конкурс решили расширить на всю Центральную Азию. Сейчас проект работает не только в Казахстане, но и в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане.

В этом году прислали 460 картин. А в топ-48 даже попал туркменский фильм. «Этот конкурс вызывает интерес как у любителей, так и у профессионалов. Любителям нравится то, что каждую короткометражку мы демонстрируем на большом экране. Все присланные картины мы показываем в кинотеатре в течение месяца. Например, приходит 15 фильмов из Шымкента — мы туда едем и показываем в местном кинотеатре бесплатно. Таким образом, наш мини-фестиваль путешествует по Центральной Азии. Уже состоялись показы в Шымкенте, Нур-Султане, Бишкеке и Ташкенте. Для профессионалов конкурс интересен своим вызовом, когда за двое суток нужно успеть написать сценарий, снять видеоматериал, смонтировать и выложить файл в интернет. Условия разработаны так, что участники узнают требования в день съемок и должны сделать фильм в течение 48 часов. В рамках конкурса работает отборочная комиссия.

Из топ-48 фильмов специальное компетентное жюри из режиссеров и кинокритиков отбирает лучшие картины, в этом году — по 15 номинациям. Три победителя конкурса поедут в октябре учиться в киноакадемию Нью-Йорка. Мы преследуем все цели — показываем молодых кинематографистов на разных фестивалях и программах, стараемся познакомить с молодыми талантами самую широкую общественность. Преимущество короткого метра в том, чтобы в сжатые сроки рассказать целую историю. Это дисциплинирует и тренирует для съемок длинного метра. Короткий метр — целый жанр, с которым работают свои фестивали, фонды и номинации», — подчеркивает г-н Абиев.

Кот из мешка

Главная причина направленности Almaty Film Festival на ко-продукцию — рыночный подход, экономия бюджетных средств, затрачиваемых на съемку фильмов, когда они распределяются между несколькими игроками из разных стран. В итоге мастер-классы и круглые столы фестиваля были посвящены маркетингу, продюсированию и кинопрокату.

В круглом столе «Кинотеатральный бизнес» приняли участие продюсеры и кинопрокатчики из Казахстана, России и Франции. Встал вопрос, какие технологии и системы могут сделать систему проката более эффективной и доходной. По мнению директора российского «Кинорынка» Екатерины Бородачевой, этот сектор не может быть здоровым, если у него нет общепринятых правильных инструментов работы, направленных на легальность и прозрачность. «В России мы работаем в условиях прозрачного и легального рынка, нам помогают в этом инструменты отчетности. Когда у нас появилась ЕАИС (единая автоматизированная информационная система), это стало большим счастьем. Мы стали понимать, что такое ответственность перед партнером и какова реальная доля дистрибьюторов в стране. Казахстан как раз стоит в начале пути, рынок начинает расширяться и появляется здоровая конкуренция. Самое главное сейчас для кинотеатрального бизнеса, который очень многослоен, — понятные правила игры», — уверена она.

В конце 2018 года в РК вступил в действие закон о кино. Кинотеатров он коснулся в связи с введением субтитрирования на государственном языке и системы автоматизированной отчетности. «У нас в этом году произошел забавный случай, — рассказывает гендиректор сети CINEMAX Алия Бисимбаева. — Я сказала нашему юристу, что вводится единая система, давай напишем письмо в Мининформации о том, что мы на старте и почему до сих пор нет никаких инструкций. После нашего второго письма нам позвонили с вопросом: “Вы за то, чтобы быть прозрачными?” Мы отвечаем: “Да! Куда нам отправлять наши данные?” В ответ в министерстве попросили контакты нашего IT-специалиста, чтобы узнать у него, как им разработать эту систему. Сами они не в курсе. Поэтому мы предложили выступить пилотным пробным партнером», — описывает ситуацию г-жа Бисимбаева.

Студии продают кинотеатрам кота в мешке, и когда через какое-то время прокатчики начинают видеть реальность, они могут попытаться что-то улучшить. «Когда нет этой прозрачности, непонятно, кто и что хочет улучшить и на чем заработать. Когда есть прозрачность — диалог короткий и простой, все основано на цифрах и все понятно. Я однозначно за внедрение системы», — выразила свою точку зрения представительница отечественного кинопроката.

Опыт соседей

Как полагает заместитель исполнительного директора Фонда кино РФ Федор Соснов, госрегулирование кинотеатрального бизнеса, который является основой национальной кинематографии, должно быть стимулирующим.

«В 2010 году наше государство создало ЕАИС — это возможность увидеть рынок кинопроката в режиме реального времени на экране мобильного телефона. Когда мы внедряли эту систему, это был тяжелый период. У нас была серьезная теневая составляющая кинорынка. Продюсеры не могли гарантировать весь объем поступлений от продажи билетов, дистрибьюторы — поступлений собственных средств в свой адрес. Такие сомнения приводили к сужению контента, к ограничению репертуаров кинотеатров, к сложностям в отношениях между контрагентами, жертвой которых становился зритель, не получавший качественное кино, — рассказывает г-н Соснов. — Внедрив эту систему в 2010 году, государство решило эти проблемы. Сначала киносети, будучи консервативными игроками, сомневались в необходимости внедрения подобного инструмента. Спустя четыре года они оценили всю его эффективность и благодаря коммерческим инструментам, которые дает система, смогли поднять собственную эффективность и увеличить доход компаний на 15–17 процентов».

По словам основателя продюсерских компаний Asian Shadows и Chinese Shadows Изабель Глашан, совсем недавно в Китае кинобилеты писались чуть ли не от руки и преобладал черный рынок. Когда стала развиваться система проката, то встал вопрос: какие картины собирают больше? Государство пришло в каждый кинотеатр и сделало дистрибуцию понятной. Сначала пользовались печатными билетами. Но все-таки кое-кому удавалось искажать данные от проката одной картины в пользу другой. Черный рынок продолжал действовать, пока в игру не вступили новые акторы — платформы, благодаря которым была создана соответствующая прозрачность. «Сейчас более 80 процентов билетов в кино продается через телефон. Китай достиг высокого уровня прозрачности. Мы знаем, зрители какого пола и какого возраста ходят в кино и на какие фильмы. Мы можем понять, какими способами надо работать с той или иной аудиторией. Любой иностранный продюсер может видеть, что происходит с его картиной в китайском прокате», — отмечает г-жа Глашан.

«Большую роль в отношениях дистрибьютора и продюсера играет доверие. Продюсер обещает создать соответствующий требуемым качествам продукт. Дистрибьютор верит и готовит фильм к продажам кинотеатру и зрителям с учетом того, что он получит ожидаемый продукт. Кинотеатры должны включиться и продвигать кино дальше зрителю. Принцип доверия продолжает работать. Цифры, с которыми работают кинотеатры, тоже вопрос доверия. От них в итоге зависят показатели и выводы. “Продюсер — дистрибьютор — кинотеатр” — поляна маленькая, на ней долго зарабатывается доверие, а теряется оно быстро. Прозрачная система киносборов позволит решить задачи, связанные с поддержанием уровня доверия», — поясняет генеральный директор Universal Pictures Russia Вадим Иванов.

Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости внедрения ЕАИС в Казахстане, отметив возможности использования полезного и эффективного опыта соседних стран.

Статьи по теме:
Общество

Вкусный этноцентризм

Почему казахскость стала центральным объектом популярной музыки на государственном языке?

Экономика и финансы

Без сюрпризов

Ренкинг 500 самых крупных компаний показал высокую концентрацию бизнеса: на 50 предприятий приходится почти 95% совокупной прибыли

Казахстан

Экспорт в приоритете

Свыше 55% произведенных аккумуляторов талдыкорганского «Кайнар-АКБ» экспортированы за рубеж

Казахстанский бизнес

Акимат на полосе

Развитие региональных аэропортов теперь проблема местных властей