Абсурду быть

Книга авторов из Швейцарии, Германии, России и Казахстана отразила вечный интерес молодых исследователей к тому, что не укладывается в стандартные рамки принятого и существует вне географических и политических рамок

Абсурду быть

Небольшая книга достойно представила то, чем занимаются западные культурологи-ученые в качестве научных руководителей и что развивают их ученики. Объекты обыгрывания и, соответственно/ осмысления абсурдного в культуре важны и разнообразны: советский анекдот 1950–1980‑х годов, инсталляции Ильи Кабакова, новейшие российские фильмы в жанре черного нуара, сказочные сюжеты народных и литературных сказок, американские и европейские авторы и гонзо-журналисты и так далее. В книге много размышлений вокруг текстов Даниила Хармса — культового имени для мировой литературы абсурда, и это оправданно. На самой конференции, результаты которой отразил этот сборник, одним из основных слушателей и модераторов и наиболее цитируемым автором был Жан-Филипп Жаккар, тот самый уникальный специалист по русскому авангарду, который собственно и открыл Европе Хармса. В восьмидесятые этот литературовед из Женевы обнаружил в Ленинградской библиотеке 50 тетрадей рукописей писателя, тогда он переписал их от руки (иначе тогда было невозможно) и только в 2006 году эти тетради были впервые опубликованы на французском языке.

Присутствие такого слушателя и читателя участников сборника по абсурду ко многому обязывало. Статьи получились разные. Поиск эстетических категорий и смысла абсурда получил в одних случаях простое описание самого явления, в других статьях представлен точный анализ предыстории и перспектив развития категории нелогичного в XX-XXI веках. При этом нет ни одного заимствованного предложения и мысли из чужого текста. Работа редактора — приват-доцента Цюрихского университета Ольги Бурениной, автора известных в Европе книг по символистскому абсурду в русской литературе — тщательна и безупречна. Среди участников конференции, а потом и авторов сборника — молодые исследователи из университетов Цюриха, Лозанны, Челябинска, Мюнхена, Загреба, Белграда, Алматы. Кстати, редкий и почетный случай для молодых казахстанских гуманитариев: авторы из Алматы Айым Алдабергенова и Дана Булах представили любопытные и вызвавшие интерес присутствовавшей профессуры опусы по абсурду в актуальной американской культуре.

На таком фоне со стыдом прикасаешься к статьям уже иных наших магистрантов и докторантов, которые «коллажируют» свои опусы из чужих источников. Запомнилась фраза уличенной руководительницы подобного псевдонаучного набора, составленного из трех чужих текстов: «Плагиата нет, буквы же разные».

Вернемся к хорошему. Несомненно, особый интерес вызывает в ряде статей попытка объяснить абсурдное в искусстве. Попробуем показать это на конкретном примере одной статьи с безупречными авторскими выкладками. Хорватский автор Зоран Тихомирович обращается к утопии как средству проявления абсурда. На примерах инсталляций Ильи Кабакова «В шкафу», «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» и «Странный город» он анализирует, каким образом внутри инсталляций проявляется суть homo sovieticus, выстраивающего личное утопическое пространство. Смысловое наполнение инсталляций, в трактовке начинающего культуролога, действительно отражает этапы существования человека в советской жизни, которые не исчезли и в нашей суровой постсоветской действительности. Пространство первой композиции «В шкафу» позволяет главному герою жить в небольшом, но изолированном пространстве, а в инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» очевидно, что необходимость заставляет главного героя либо преобразовать свои амбиции космического полета в реальность, либо просто избежать коллективного и идеологического давления. В конечном счете главный герой в третьей форме «убегает» в город, заполненный единомышленниками. Неизбежен внутренний вопрос, а в какой марафон можно уйти нам?

Пожалуй, именно в этом и других случаях мы имеем дело с настоящим междисциплинарным подходом и медиалогическим анализом. Авторы «Абсурда» видят недоговоренности и странности в культуре, объясняющие нечто важное в нас нынешних и вчерашних, европейцах и постсоветских. Через энное количество лет кто-то из авторов книги прозвучит как неординарное имя в гуманитарных науках, а для других это будет состоявшимся опытом логичного текста об абсурде.

Абсурд в литературе, искусстве и кино/ Под ред. О. Бурениной-Петровой и др. — Цюрих — Челябинск, 2018. — 160 с.

Статьи по теме:
Тема недели

«Зомби» атакуют

Неэффективные компании съедают производительность казахстанской экономики

Казахстанский бизнес

Камбэк рекламного рынка

Отечественный рекламный рынок восстановился после тяжелого 2016 года, теперь он будет идти только вверх

Общество

Мигрант под микроскопом

Чтобы госполитика в отношении внутренней миграции стала эффективнее, необходимо интегрировать механизмы различных госпрограмм и обеспечить поток достоверной статистики о мигрантах

Общество

Их три кита

Западную и постсоветскую гуманитарную науку разделяет отношение к трем ведущим методам: на Западе их используют, у нас – лишь упоминают