Абсурду быть

Книга авторов из Швейцарии, Германии, России и Казахстана отразила вечный интерес молодых исследователей к тому, что не укладывается в стандартные рамки принятого и существует вне географических и политических рамок

Абсурду быть

Небольшая книга достойно представила то, чем занимаются западные культурологи-ученые в качестве научных руководителей и что развивают их ученики. Объекты обыгрывания и, соответственно/ осмысления абсурдного в культуре важны и разнообразны: советский анекдот 1950–1980‑х годов, инсталляции Ильи Кабакова, новейшие российские фильмы в жанре черного нуара, сказочные сюжеты народных и литературных сказок, американские и европейские авторы и гонзо-журналисты и так далее. В книге много размышлений вокруг текстов Даниила Хармса — культового имени для мировой литературы абсурда, и это оправданно. На самой конференции, результаты которой отразил этот сборник, одним из основных слушателей и модераторов и наиболее цитируемым автором был Жан-Филипп Жаккар, тот самый уникальный специалист по русскому авангарду, который собственно и открыл Европе Хармса. В восьмидесятые этот литературовед из Женевы обнаружил в Ленинградской библиотеке 50 тетрадей рукописей писателя, тогда он переписал их от руки (иначе тогда было невозможно) и только в 2006 году эти тетради были впервые опубликованы на французском языке.

Присутствие такого слушателя и читателя участников сборника по абсурду ко многому обязывало. Статьи получились разные. Поиск эстетических категорий и смысла абсурда получил в одних случаях простое описание самого явления, в других статьях представлен точный анализ предыстории и перспектив развития категории нелогичного в XX-XXI веках. При этом нет ни одного заимствованного предложения и мысли из чужого текста. Работа редактора — приват-доцента Цюрихского университета Ольги Бурениной, автора известных в Европе книг по символистскому абсурду в русской литературе — тщательна и безупречна. Среди участников конференции, а потом и авторов сборника — молодые исследователи из университетов Цюриха, Лозанны, Челябинска, Мюнхена, Загреба, Белграда, Алматы. Кстати, редкий и почетный случай для молодых казахстанских гуманитариев: авторы из Алматы Айым Алдабергенова и Дана Булах представили любопытные и вызвавшие интерес присутствовавшей профессуры опусы по абсурду в актуальной американской культуре.

На таком фоне со стыдом прикасаешься к статьям уже иных наших магистрантов и докторантов, которые «коллажируют» свои опусы из чужих источников. Запомнилась фраза уличенной руководительницы подобного псевдонаучного набора, составленного из трех чужих текстов: «Плагиата нет, буквы же разные».

Вернемся к хорошему. Несомненно, особый интерес вызывает в ряде статей попытка объяснить абсурдное в искусстве. Попробуем показать это на конкретном примере одной статьи с безупречными авторскими выкладками. Хорватский автор Зоран Тихомирович обращается к утопии как средству проявления абсурда. На примерах инсталляций Ильи Кабакова «В шкафу», «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» и «Странный город» он анализирует, каким образом внутри инсталляций проявляется суть homo sovieticus, выстраивающего личное утопическое пространство. Смысловое наполнение инсталляций, в трактовке начинающего культуролога, действительно отражает этапы существования человека в советской жизни, которые не исчезли и в нашей суровой постсоветской действительности. Пространство первой композиции «В шкафу» позволяет главному герою жить в небольшом, но изолированном пространстве, а в инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры» очевидно, что необходимость заставляет главного героя либо преобразовать свои амбиции космического полета в реальность, либо просто избежать коллективного и идеологического давления. В конечном счете главный герой в третьей форме «убегает» в город, заполненный единомышленниками. Неизбежен внутренний вопрос, а в какой марафон можно уйти нам?

Пожалуй, именно в этом и других случаях мы имеем дело с настоящим междисциплинарным подходом и медиалогическим анализом. Авторы «Абсурда» видят недоговоренности и странности в культуре, объясняющие нечто важное в нас нынешних и вчерашних, европейцах и постсоветских. Через энное количество лет кто-то из авторов книги прозвучит как неординарное имя в гуманитарных науках, а для других это будет состоявшимся опытом логичного текста об абсурде.

Абсурд в литературе, искусстве и кино/ Под ред. О. Бурениной-Петровой и др. — Цюрих — Челябинск, 2018. — 160 с.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Нельзя обойтись без экспертов

Бизнес-среда в 2018 году была благополучной. Об этом можно судить по росту спроса на услуги аудита, консалтинга и оценки

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка