Обязательная программа

OKauto, казахстанское мобильное приложение для проверки и оплаты штрафов, стремится к миллиону скачиваний и планирует экспансию на соседние рынки

OKauto — самый быстрорастущий стартап в Казахстане. Приложение, позволяющее водителям проверять, есть ли у них непогашенные штрафы, получать уведомления о новых штрафах и сразу же через мобильное приложение их оплачивать, на сегодняшний день скачано казахстанскими водителями 750 тыс. Если учесть, что общее количество автомобилей в РК — около 4 млн, то OKauto охвачено почти 20% рынка. Пока команда проекта нацелена на дальнейший рост и увеличение аудитории — хотя бы до миллиона пользователей, так «монетизация будет легче и интереснее», объясняют основатели OKauto Алибек Наримбай и Али Шайхислам.

Экономия на штрафах

Алибек и Али познакомились на учебе в бизнес-школе, оба к тому времени имели опыт технологического предпринимательства различной успешности. Проект мобильного приложения по проверке штрафов для них сначала был сторонним заказом, в котором до контракта дело не дошло. Но наработки остались, и будущие основатели OKauto решили продолжать — теперь это было уже их дело. Приложение существовало только на бумаге, когда авторы нашли инвестора, решившего вложить в потенциально интересный рынку продукт 250 тыс. долларов.

На первом этапе развития проекта приложение должно было решать базовые проблемы автовладельца: штрафы, налоги, страховка. Начали со штрафов. Как рассказывают разработчики, основной сложностью на этом этапе были не архитектура и процессы, а интеграция с государственными базами данных. «Мы только доступ к штрафам получали почти год, не могли запуститься из-за этого», — вспоминает Алибек Наримбай.

Возможность проверить и оплатить штраф онлайн — не уникальное предложение на рынке, это можно было сделать и до появления OKauto через портал eGov и интернет-банкинг, однако команда предложила рынку два принципиально новых момента: во-первых, гарантии, что штраф после оплаты не «зависнет» в базе уполномоченных органов, во-вторых, уведомление о штрафе сразу после его начисления. Особенную актуальность последнее предложение приобрело в связи с повсеместной установкой комплексов видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД «Сергек». «Сейчас кругом камеры, и вы можете не знать о существовании штрафа — а он есть. И оплатить его в течение первой недели можно с 50‑процентной скидкой», — напоминает Али Шайхислам. Таким образом, приложение позволило пользователям снизить средний чек штрафа с 11–12 тыс. тенге до 8 тыс. Дисциплинированнее автолюбители не стали: статистика OKauto стабильна — в среднем на каждого клиента приходится одно нарушение ПДД в три месяца. Годовой оборот OKauto — более миллиона долларов в год.

Удаление штрафа из базы после оплаты через OKauto происходит более чем в 99% случаев, и это действительно большое преимущество приложения перед другими вариантами онлайн-оплаты. Тот самый 1% штрафов, которые не погашаются, хотя деньги в бюджет ушли и чек от eGov получен, — головная боль компаньонов. Эти штрафы их система отлавливает автоматически, а вот дальше — снова дело техники, но уже со стороны госорганов. «Мы ежедневно отправляем пакеты таких штрафов в МВД, мол, эти не удалились, сделайте что-нибудь. Там только через неделю-другую реагируют. Естественно, те, на ком штраф продолжает числиться, начинают нам звонить, выпускают негатив, ставят приложению “единицу”, которую очень трудно исправить». Алибек Наримбай не перестает удивляться логике таких клиентов: «Ведь если клиент в банке оплатил и у него остался этот штраф, он не бежит в банк со словами “вы нас обманули”. А в нашем случае думают, что мы аферисты…» Все квитанции, которые проходят через OKauto, сохраняются и могут быть в любой момент восстановлены. В случаях, когда оплата прошла, а штраф оказался не снят, компания берет ответственность за случившееся на себя и контролирует процесс удаления штрафа из базы.

Пользы для

Меньше процента недовольных компенсируется большим числом удовлетворенных клиентов, хотя они не звонят в службу поддержки, хорошо, если оставляют положительный отзыв о приложении. Однако динамика роста говорит сама за себя: ежедневно приложение из AppStore и Google Play скачивают 1500 человек, и это без рекламы и специальных усилий по продвижению.

Половина аудитории OKauto — из Алматы, Алматинской области и Астаны. На третьем месте по числу пользователей — Шымкент, чуть отстала от него Караганда. Возраст клиентов — от пользователей 1999 года рождения, не так давно получивших права, до водителей, родившихся в середине прошлого века. Последние не столько оплачивают через приложение, сколько контролируют — нет ли нового штрафа. «Оплатить штраф можно любым удобным способом, не обязательно через нас. Наша задача — поставить человека в известность о наличии штрафа как можно быстрее и показать: мы полезное приложение, оставайся с нами», — поясняет Али.

Полезное приложение в тестовой версии уже рассчитывает размер транспортного налога и проверяет налоговую задолженность. На то, чтобы добиться доступа к базам Минфина и интегрироваться с ними, у основателей OKauto ушло около полутора лет. В ближайшем будущем, обещают они, приложение по номеру автомобиля будет показывать размер транспортного налога и уведомлять о задолженности. Налоговая в таком сервисе заинтересована едва ли не больше автовладельцев и создателей приложения. «Они делают открытые API для нас, спрашивают, что еще нужно сделать, чтобы люди лучше оплачивали налоги. Дайте нам доступ, больше ничего делать не надо: уведомление 20 процентов населения о транспортном налоге мы берем на себя, ведь многие действительно просто забывают заплатить», — говорят компаньоны.

Еще одна новинка — уведомление об окончании техосмотра, эта информация также автоматически извлекается из баз данных. Стоит напомнить, что штраф за отсутствие техосмотра в два раза дороже, чем его стоимость. Сейчас команда приложения решает вопрос взаимодействия со страховыми компаниями, чтобы ненавязчиво уведомлять клиентов об окончании страховки и предлагать возможность приобрести e-полис через приложение. Закон об онлайн-страховании запрещает работу агентов, тем не менее команда OKauto рассчитывает убедить Нацбанк сделать исключение: аудитория приложения превышает аудиторию любой страховой компании, а компетентность сотрудников не вызывает сомнений. Новые сервисы приложения пока работают в тестовом режиме, но скоро, как говорят разработчики, будут «запущены на массу».

OKauto сейчас сконцентрировано, на базовых потребностях казахстанских автовладельцев: «Они могут быть неприбыльными с точки зрения рентабельности для нас, но они обязательны. Наша задача — сделать так, чтобы человек привык использовать приложение». Али Шайхислам упоминает о глобальном прогнозе: ближе к 2025 году у каждого в телефоне будет в среднем 35 приложений. OKauto планирует быть неотъемлемой частью этого набора казахстанских автовладельцев.

Широким шагом

Не так давно команда OKauto привлекла второй раунд инвестиций — их объем не раскрывается, но до этого в интервью основатели упоминали желаемую сумму в миллион долларов. Найти инвестора даже заметному на рынке проекту оказалось непросто: внимание казахстанских венчуристов стартап привлек только после того, как показал себя в Сингапуре на технологической конференции Echelon Asia Summit, и им там заинтересовались.

На скорейшей монетизации проекта инвесторы не настаивают — они согласны с мнением команды, что сначала нужно работать над дальнейшим ростом. «Если мы сделаем миллион пользователей, а потом начнем зарабатывать, то будем зарабатывать гораздо больше, чем при тех же действиях и аудитории в 300 тысяч пользователей. Грубый пример: если у нас будет миллион пользователей, нам достаточно на каждом заработать один доллар, чтобы отбить все инвестиции. Учитывая, что за год расходы водителя на автомобиль достигают 500 тысяч тенге и более, один доллар за год — вполне подъемный вариант», — считает Алибек Наримбай.

Комиссия за штрафные платежи в приложении равна размеру комиссии банка за проведение платежа, на оплате штрафов OKauto зарабатывать не собирается. А вот продажа страховых полисов включена в стратегию монетизации проекта, но компаньоны не видят проблемы даже в том случае, если законодательные препоны преодолеть не удастся. «Страхование — не самая большая часть автомобильного рынка в целом. Объем рынка автострахования — и ОСАГО, и КАСКО в совокупности — 54 миллиарда тенге. Для сравнения: только рынок резины, автомобильных шин — 60 миллиардов тенге, рынок автозапчастей — больше 200 миллиардов», — перечисляют компаньоны. Продажа автозапчастей, предоставление дополнительных сервисов — например, помощь на дороге, включая эвакуатор, или помощь автоадвоката — все эти варианты монетизации уже не гипотетические, команда их тестирует на тысячах пользователей, смотрит конверсию — уже прошли «боевые» продажи страховки, запчастей и премиум-подписки.

Все новые продукты создатели OKauto испытывают на себе и даже попробовали оплатить штраф биткоинами. Вариант оплаты криптовалютой в приложении был создан для демонстрации возможностей команды и, как сейчас говорят, для хайпа. «В Казахстане ребята оплатили государственный штраф биткоинами — об этом рассказали более 80 СМИ по всему миру. Мы доказали, что можем любую оплату внедрить — для нас это не так сложно», — с улыбкой вспоминает Алибек Наримбай, добавляя, что казахстанцы подали заявки на оплату штрафов биткоинами на 68 миллионов тенге.

Накопленная экспертиза и опыт позволяют OKauto планировать экспансию на соседние рынки: подобных решений еще нет, например, в Украине, Узбекистане, Кыргызстане. Переговоры о подключении к государственным базам данных в других странах уже идут.

Статьи по теме:
Общество

Виртуал стал реальностью

Сегодня одной из прибыльных профессий в мире считается не врач, не инженер, и уж, конечно, не учитель, а блогер

Общество

Судьба артиллериста

Две книги о Пушкине, повесть на материале античной истории и один текст любовной восточной сказки — вот и все, что мы знаем об алма-атинском писателе Николае Раевском

Экономика и финансы

Укрепление слабой позиции

Чем больше в компании частных инвесторов, задающих неудобные вопросы, тем выше должна быть ее эффективность

Тема недели

Курс Токаева

Касым-Жомарт Токаев — продолжатель или реформатор? Новый президент старается оставить за собой возможность выбрать любую из двух ролей