Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Практическое изменение

Техническое и профессиональное образование (то, что в современных казахстанских реалиях называется ТиПО, а во времена не столь отдаленные — ПТУ) в Финляндии весьма популярно. Система образования в этой стране (см. схему), начинаясь с традиционного дошкольного и продолжаясь общим базовым, дальше предлагает 15–16‑летним финнам сделать выбор между общим средним образованием и специальным средним образованием. В первом случае подростки продолжают изучение общеобразовательных предметов и готовятся к поступлению в университет, во втором, помимо общих знаний, получат профессию. Второй вариант позволяет как найти свое место на рынке труда, так и продолжить обучение и в институтах прикладных наук, и в академических университетах. Жесткого направления — выбрал путь профессионального образования, и тебе доступна только эта стезя — нет, гибкость — одна из главных характеристик современной финской системы образования.

Почти половина выпускников базовой школы в Финляндии выбирает вариант ТиПО: его не считают низкостатусным, и квалификация преподавателей не вызывает сомнений. Но большинство обучающихся в заведениях профессионально-технического образования — это не выпускники базовой школы, а взрослые люди из числа тех, кто повышает квалификацию или получает новую профессию. В колледже Омниа в Эспоо, одном из крупнейших профессиональных колледжей Финляндии, на 1900 старшеклассников 8300 взрослых студентов. И те, и другие получают профессиональную подготовку по самым разным направлениями: IT, строительство, парикмахерские услуги, дизайн одежды, столярное дело, металлообработка, садоводство, ремонт автомобилей, строительство лодок, электрика, сантехника, уход за больными, управление гостиницей.

Новое дело

«У нас реализована программа обучения, продолжающаяся всю жизнь, — говорит Мерви Янссон, генеральный директор Omnia Education Partnerships и квалифицированный преподаватель профессионального образования. — Мы помогаем людям ответить на вопрос: какой будет моя вторая или даже третья карьера. Сейчас уже не идет речь об одной квалификации на всю жизнь. Необходимо продолжать развиваться, причем это возможно как в той же индустрии, в которой вы начинали карьеру, так и в совсем другой». Г-жа Янссон объясняет, что в колледж профессионального образования Омниа могут прийти — и часто приходят — и бакалавры, и магистры. Например, директор базовой школы имеет степень магистра в педагогических науках, но у нее нет навыков управления, и она будет получать их в Омниа. Так же как магистр инженерных наук, начавший работать продавцом промышленного оборудования, будет изучать здесь продажи и маркетинг. «Так работает финская система образования, она очень гибкая и помогает людям на разных этапах карьеры», — комментирует Мерви Янссон и приводит еще один пример. После краха корпорации Nokia, чья штаб-квартира находилась как раз в Эспоо, именно в колледже Омниа искали свое новое дело инженеры телеком-гиганта. «Тысячи людей в Эспоо остались без работы. К нам пришло множество взрослых людей, чтобы переучиться и строить новую карьеру. Для каждого мы делали программу-мост к новой карьере. Да, сейчас ты инженер, но какая на самом деле работа твоей мечты, спрашивали мы», — вспоминает собеседница, добавляя, что подобный подход к образованию жизненно необходим для государства. Объяснение этому простое: научить людей новым и востребованным навыкам пусть и дорого, но все равно дешевле, чем оказывать им помощь, как безработным.

Расходы государства на студента финского ПТУ составляют в среднем около 8 тыс. евро в год; безусловно, какие-то программы дороже, какие-то дешевле, но усредненная цифра именно такая. «Моя дочь училась на Нorse care and management [уход за лошадьми и управление] — это очень дорогая специальность», — смеется Мерви Янссон, дочь которой закончила финский вариант ПТУ и работает инструктором верховой езды, а сын учится на врача. «Они оба счастливы в своем выборе, главное, не ненавидеть свою работу, а заниматься тем, что действительно интересно», — говорит она без всяких мыслей о том, что кто-то из детей не оправдал ее надежд. Кстати, еще одна причина, по которой взрослые люди приходят в колледж Омниа — выбрав профессию в 16, к сорока годам они хотят перемен и снова учатся вместо того, чтобы заставлять себя ходить на надоевшую работу.

Практика превыше всего

Обучение в профессионально-техническом заведении может длиться от года до четырех лет (обычно — два-три года), в зависимости от выбранной специальности и скорости, с которой студент набирает профессиональные компетенции. Кто учится быстро и много, может закончить раньше, ведь учитывается не время, проведенное в классах, а наработанные навыки.

Большую часть учебного времени студенты проводят в зонах практики — это помещения размером в пару-тройку стандартных школьных спортзалов. «Климатические условия в Финляндии довольно суровы, и не всегда есть возможность заниматься практическими работами на улице. А в таких помещениях студенты могут практиковаться круглогодично», — объясняют сотрудники колледжа. В зоне «Сад и ландшафтный дизайн» можно в реальных условиях поупражняться, например, в изготовлении входных ступеней дома. Небольшую часть этой практической зоны занимает интерьер кафе в альпийском стиле. Это тоже студенческий проект, который от плана до итоговой реализации полностью создан учащимися Омниа. Над проектом работали будущие дизайнеры, бухгалтеры, столяры и даже менеджеры — каждый член команды получил в аналогичном реальному процессу свою часть практических навыков. В следующем году здесь будет новый вариант интерьера от новой группы студентов.

В практической зоне «Строительство домов» пахнет деревом. Это место, где студенты осваивают азы, учатся ставить окна и двери. «Здесь наш класс для первого года обучения. На второй год они пойдут на реальную стройку: колледж Омниа строит настоящий дом, и там под присмотром учителей и управляющего стройкой они будут выполнять работу каждый по своей специальности. Да, не у всех будет получаться с первого раза, значит, будут переделывать, пока не получится. Строительство дома в таком случае, конечно, затягивается лет до четырех, но зато мы уверены, что наши студенты станут профессионалами», — объясняет Ану Лехтинен, проектный менеджер колледжа Омниа. Дом, построенный студентами, будет продан по рыночной цене со стандартной 10‑летней гарантией, а вырученные деньги направлены на новую студенческую стройку. Пока г-жа Лехтинен рассказывает о принципах обучения, в зоне практики со строительными инструментами управляется девушка в рабочем комбинезоне. 16‑летняя Йоханна Ортис только начала осваивать специальность и после окончания профессионально-технического заведения планирует учиться в университете на архитектора. На вопрос, почему бы ей сразу не подать документы в университет, минуя рабочую профессию, Йоханна серьезно отвечает: «Потому что я хочу иметь представление о строительстве домов, прежде чем стать архитектором». Профессиональное образование, как, впрочем, и общее, и высшее, в Финляндии бесплатное. Правда, для некоторых специальностей необходимо приобрести свой собственный набор инструментов (в случае строителей он стоит 500 евро), им студенты продолжают пользоваться и после окончания учебы.

На том и стоим

Педагоги финских ПТУ — из профсреды. Требования к преподавателям профессионально-технических заведений: наличие академической степени по своей специальности и опыт работы в ней не менее пяти лет (у большинства опыт — 10–20 лет), а также педагогические компетенции. То есть учить приходят профессионалы с производства, которые предварительно сами в течение года овладевают педагогическими методиками. «Да, в компаниях они зарабатывали больше, чем у нас, но для большинства вопрос денег уже не стоит. Они, во-первых, хотят изменить жизнь, например, иметь больше свободного времени для путешествий, и, самое главное, хотят делиться своими знаниями», — рассказывает о педагогах профтехучилища г-жа Лехтинен. Для нее очевидна идея, что учить должны только те, кто сам в профессии чего-то добился: «Как ты можешь научить человека гордиться своей профессией, если сам ею не гордишься?»

Систему профтехобразования в Финляндии отличает гибкость: она подстраивается под нужды каждого конкретного индивидуума (чего только стоит возможность регулировать скорость и срок обучения), и принимает во внимание нужды каждой конкретной отрасли именно в том регионе, где расположено профессионально-техническое заведение. Для этого аналитический департамент минобра Финляндии выясняет ситуацию, опрашивая работодателей, какие специалисты в ближайшем будущем будут нужны конкретному региону.

Негативный опыт прошлого показал зависимость финского рынка труда от крупных работодателей, поэтому теперь в учебную программу Омниа включено обучение предпринимательству. Кроме того, не стоит забывать, что львиная доля предприятий в Финляндии — около 98% от общего количества — это МСБ. «Мы учим своих студентов быть профессионалами, которые создают рабочее место для себя сами. Но даже если не станешь предпринимателем сам, твой шанс работать в малом и среднем бизнесе очень велик. А это значит, что ты и сам должен думать как предприниматель», — говорит Мерви Янссон. Половина финских предпринимателей имеют за плечами именно профтехобразование.

Базовые понятия — как формируется цена, как продать товар, учащиеся могут получить в магазине, где продаются изделия студентов Омниа. Здесь, помимо сотрудника колледжа, на подхвате несколько помощников-студентов, которые заодно осваивают выкладку товара, работу с кассовым аппаратом и продвижение в соцсетях. Деньги, вырученные за студенческие работы, идут на приобретение сырья для колледжа, а значит, на совершенствование мастерства студентов и их новые работы. Клиенты магазина — десять тысяч студентов и восемьсот сотрудников колледжа, а также жители Эспоо, они любят бывать на мероприятиях, которые организовывает колледж. Рекламой таких ивентов занимаются опять же студенты. Любое занятие в Омниа превращается в практику.

Статьи по теме:
Кино

Полный коммерческий метр

Объем кинопроизводства в РК растет, но ограниченный рынок и дефицит финансирования сдерживают переход количества в качество

Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости