Учим многих, и ничего...

Редакционная статья

Учим многих, и ничего...

Примерно год назад по сети гуляла инфографика от холдинга Zerde, показывающая, что казахстанские вузы и ТиПО выпустили за последние 5 лет 100 тысяч специалистов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Особенно активно инфографикой делились представители IT-отрасли с комментариями из серии «где все эти айтишники и почему рынок не почувствовал появления 100 тысяч новых специалистов?» В результате сошлись на том, что заявленная цифра — это просто число выпускников, а вот скольких из них можно назвать специалистами — большой вопрос. Похожие вопросы возникают и у представителей других отраслей. Машиностроители интересуются, где те тысячи инженеров, которых выпускают казахстанские вузы, поскольку дефицит специалистов на рынке труда только растет. Представители предприятий пищевой отрасли буквально плачут: технологов пищевого производства днем с огнем не сыщешь, немало производств, где работают исключительно специалисты в возрасте, и что будет, когда они уйдут на пенсию, руководители предприятий даже думать боятся. Логично предложить им создавать кадровый резерв самим, собственно, они в большинстве случаев так и делают, но вот беда — нередко выпускники вузов не слишком горят желанием работать по своей специальности, приезжая ранним утром в цех и работая полный день. Получается, что по статистике выпускники нужных экономике РК специальностей есть, а фактически — это бесполезные для рынка труда молодые люди с дипломами, которые выбирают совсем другой род деятельности. Провал в профориентации ведет к тому, что выпускники школ выбирают будущую профессию часто из соображений престижа, будущих материальных выгод, если отрасль считается высокооплачиваемой, или просто из-за предоставления гранта по конкретной специальности. Собственные возможности и желание работать в какой-либо сфере зачастую учитываются далеко не в первую очередь; убедиться же в силе своих намерений у большинства выпускников и вовсе нет шансов не то что до начала учебы, а даже до ее окончания, поскольку полноценной производственной практикой сейчас может похвастаться далеко не каждый студент.

Чему и кто учит студентов как вузов, так и ТиПО — это второй вопрос, которым постоянно задаются работодатели. По поводу инженеров-выпускников высших учебных заведений можно услышать жалобы, что на практике это уровень второго, в лучшем случае третьего курса, и выпускника приходится еще пару лет доучивать в боевых условиях и практике, и теории. На выпускников ТиПО многие работодатели и вовсе махнули рукой: иногда проще взять заинтересованного ученика с улицы и приставить к хорошему мастеру, чтобы передал квалификацию. Выпускнику ТиПО, как правило, приходится проходить тот же самый путь, потому что обучен он самым азам и обучен плохо и непонятно кем. Это квинтэссенция разговоров о кадровой проблеме с бизнесменами из самых разных отраслей — молочных заводов, машиностроительных предприятий, небольших мастерских. Не хватает всех: технологов, инженеров, сварщиков. Хотя всех названных специалистов вузы и ТиПО вроде бы выпускают.

Что мы имеем в итоге? Дефицит квалифицированных кадров на рынке труда, кадров, чьи профессиональные навыки не вызывают сомнений. А ведь это и есть тот самый человеческий капитал, о развитии которого так много говорят в Казахстане. Но видимых сдвигов в этой сфере пока не заметно.

Читайте так же тему номера: Кто готовит непрофессионала?

Статьи по теме:
Тема недели

Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Тема недели

Кто готовит непрофессионала?

Попытки диверсификации экономики уперлись в дефицит квалифицированных кадров в обрабатывающей промышленности

Спецвыпуск

Энергетика наедине

Казахстанский электроэнергетический сектор растет вслед за промышленностью РК. Емкий внутренний рынок компенсирует схлопывание экспорта

Культура

Оцифрованный гимн жизни

В Алматы состоялась мировая премьера мультимедийного музыкального шоу Mr. Adam Марата Бисенгалиева