Оцифрованный гимн жизни

В Алматы состоялась мировая премьера мультимедийного музыкального шоу Mr. Adam Марата Бисенгалиева

В его основе — музыка известного британского композитора сэра Карла Дженкинса в исполнении симфонического оркестра города Алматы под руководством Марата Бисенгалиева. Концерт-visuale, как обозначен жанр представления, рассказывает историю жизни — от рождения до смерти — абстрактного персонажа по имени Адам, что в переводе означает «человек». Визуальная концепция принадлежит российскому режиссеру Василию Бархатову. У него родилась «нехитрая идея» рассказать визуальным языком о жизни среднестатистического человека. Шестнадцать треков отражают различные этапы жизненного пути, подобно циклу «Времена года» Вивальди, в котором композитор воплотил различные состояния природы. А здесь музыка передает переживания человека: видящего первый в своей жизни снег ребенка, ужасы войны или чудо акта творения художника.

В шоу использовалась мультимедийная технология BlackTrax, которая, по словам г-на Бархатова, позволяет считывать и проецировать любой движущийся объект под любым углом. «Музыканты постоянно в движении. На сцене нет ни одного стула, что не характерно для классического оркестра», — пояснил режиссер.

Главное достоинство представления — живая музыка. Хотя назвать как звук, так и изображение живыми можно лишь благодаря реальному времени, в котором они извлекались и взаимодействовали. Оцифрованные звук, визуальные эффекты и картинка подавались в динамики и на экраны с компьютера. Видимо, поэтому поначалу звучание традиционных инструментов казалось искусственным и напоминало фонограмму. Но потом, когда к середине выступления на авансцену наконец вступили скрипачи и сам виртуоз Марат Бисенгалиев, исполнение наполнилось экспрессией и музыка зазвучала органично. К концу исполнительский накал возрос и в сочетании с ритмично меняющимися динамичными картинами, транслировавшимися на движущиеся экраны-планшеты, вызвал эмоциональный отклик у зрителей.

Карл Дженкинс при написании музыки использовал казахские этнические инструменты, подаренные ему нашими соотечественниками. Руководитель оркестра Марат Бисенгалиев рассказал, что, работая над исполнением пятнадцати сочиненных британским композитором частей, он решил дополнить их еще одной. «Мне не хотелось заканчивать проект на минорной ноте, смерти Адама. Пассакалия — слишком сильная вещь. Хотелось показать, что смерть — это не конец, что колесо сансары продолжает крутиться. Поэтому мы в конце исполняем гимн в честь торжества жизни», — поделился маэстро.

Как показалось, по своему техническому и эстетическому решению шоу не совсем предназначено для сцены Дворца Республики. Скорее всего, оно предполагает интерактивную включенность выставочного пространства 3D-галереи, где зрители могут передвигаться в пространстве, меняя угол зрения и чувствуя себя частью аудиовизуальных событий, а не сидят полтора часа прикованными к креслам. Даже из первых рядов происходящее было видно недостаточно хорошо, а самое главное — трудно было рассмотреть самих исполнителей, которые оказались на темной стороне — за светящимися рамками и экранами. Полутемное освещение не способствовало постижению мастерства и экспрессии живой игры, трудно было разглядеть и инструменты, на которых играли музыканты. В глубине мультимедийного пространства двигались люди, мелькали изображения. Но они казались слишком удаленными. Было бы лучше, если бы зрители располагались вокруг сцены, а не напротив нее. Для огромного помещения не мешало бы увеличить масштаб светового и визуального шоу — тут нужны более широкие экраны и проекции изображений.

В целом, несмотря на некоторые недостатки, в основном связанные с не совсем правильно выбранным помещением, концерт понравился. Выразительная музыка (больше всего запомнились части «Война Адама» и «Искусство Адама», а также эпилог представления) в сочетании с визуальной динамикой и игрой света, исполнительским мастерством музыкантов произвели неизгладимое впечатление. Если продумать форму подачи и расположение зрителей во время представления с учетом эффекта включенности, шоу ждет успешное гастрольное будущее.

Статьи по теме:
Тема недели

Практическое изменение

Получить специальное профессиональное образование в Финляндии можно бесплатно, неоднократно и в любом возрасте

Тема недели

Кто готовит непрофессионала?

Попытки диверсификации экономики уперлись в дефицит квалифицированных кадров в обрабатывающей промышленности

Спецвыпуск

Энергетика наедине

Казахстанский электроэнергетический сектор растет вслед за промышленностью РК. Емкий внутренний рынок компенсирует схлопывание экспорта

Казахстанский бизнес

Выходят на охоту львы

У новой казахстанской авиакомпании FlyArystan нет реальной возможности полноценно скопировать модель европейских лоукостеров