Билет на двоих

Повестка дня

Билет на двоих

Сделка M&A на рынке электронной коммерции РК между двумя основными казахстанскими сервисами по онлайн-продаже авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz и Chocotravel.com стала одним из самых заметных событий начала года. Aviata и Chocotravel конкурировали в течение четырех лет. «Мы понимаем, что на определенных жизненных этапах у нас происходило дублирование функций, например, программных продуктов. С точки зрения человеческих ресурсов такое дублирование было неэффективным», — объяснил сооснователь Aviata.kz Алексей Ли.

Aviata и Chocotravel объединяют команды разработчиков, что позволит быстрее совершенствовать систему, плюс объединение объемов позволит сервисам получать более выгодные предложения от авиакомпаний. При этом витрины у сервисов Aviata.kz и Chocotravel останутся разными, так же как и маркетинговая политика — у компаний различная аудитория, уверены предприниматели. Сервисы будут управляться независимо. По условиям сделки, в состав наблюдательного совета объединенной компании войдут по два представителя со стороны Aviata . kz и Chocofamily, плюс один независимый директор. Им согласился стать CEO «Колеса Крыша Маркет» Николай Бабешкин.

Эффект масштаба позволит объединенной компании стать лидером электронной коммерции РК, планируемый оборот, по предварительной оценке, превысит 100 млн долларов в год. Основатель Chocofamily Рамиль Мухоряпов рассчитывает, что объединенная компания «единым мощным казахстанским игроком начнет международную экспансию» уже во второй половине 2018 года под брендом Aviata. 

Юридически сделка между Aviata.kz и Chocotravel.com оформлена как перекрестное владение долями. В рамках сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестирует в объединенную компанию 600 млн тенге.

Chocofamily Holding считает тревел-сервис одним из перспективных своих направлений, несмотря на то, что до объединения Chocotravel.com был убыточным. Как отмечает Рамиль Мухоряпов: «Убыточность была во многом техническая. Нам достаточно получить собственную IATA, чтобы начать генерировать сто процентов агентских доходов и стать более прибыльными, что сейчас (после сделки — ЕК) и произойдет». А вот Chocomart к приоритетным направлениям в холдинге не отнесли и продали «Казахтелекому». Сумма сделки не разглашается, но есть данные, что актив достался покупателю значительно дешевле, чем сумма инвестиций в развитие сервиса. Судя по всему, именно на приобретенной площадке национальный телеком-оператор и будет развивать собственный маркет-плейс, о планах создания которого представители «Казахтелекома» в прошлом году неоднократно говорили.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители