Стартап с правильными координатами

MOCAP Analytics — яркий стартап из Кремниевой долины с казахстанским соучредителем

Истории о казахстанцах в Кремниевой долине, периодически появляющиеся в отечественных СМИ, как правило, пронизаны провинциальностью. Коллегам-журналистам больше хочется увидеть в своем соотечественнике побольше казахстанского, получить пресловутый секрет успеха; кроме того, герои этих историй — в основном вернувшиеся в родные горы и степи специалисты, которые вспоминают «минувшие дни» и уверенно осваивают государственные или квазигосударственные бюджеты на родине.

Эльдар Ахметгалиев, соучредитель MOCAP Analytics, квартирующей в Пало-Альто, штат Калифорния, США, — персонаж из другой истории. Он покинул РК больше десяти лет назад и в нашей стране бывает лишь наездами, у него бизнес в долине и с казахстанскими государственными институтами он предпочитает не сталкиваться.

Однако информационный повод не в том, что Ахметгалиев — казахстанец в Кремниевой долине. Кейс MOCAP интересен и как история воплощения идеи, родившейся из детской увлеченности, а не в результате поиска перспективных ниш по всем стандартам маркетинга. Это также история технологии, которой искали применение в одной сфере, а нашли в другой. Впрочем, не будем торопиться, возможно, появится и третья сфера применения, и четвертая, и пятая: исследования продолжаются.

На стыке науки, бизнеса и хобби

Эльдар Ахметгалиев родился в Алматы, провел здесь школьные годы, в 2009 году окончил Московский физико-технический институт, однако его научная карьера целиком связана с Кремниевой долиной. В 2015‑м он получил степень PhD в Калифорнийском технологическом институте (Калтех). Специализация доктора Ахметгалиева — прикладная математика, искусственный интеллект и машинное обучение.

Стартап, как это часто бывает в Кремниевой долине, родился во время учебы его основателей в докторантуре, где Ахметгалиев познакомился с другим докторантом, Арианом Форухаром, который впоследствии возглавил MOCAP Analytics. «Идея не пришла кому-то одному. Скорее, это была комбинация идей — нашего CEO и моих. Ариан с детства любит спорт, особенно баскетбол. Он всегда хотел заниматься чем-то связанным и со спортом, и с технологиями. Моя экспертиза пригодилась в решении сложных технологических задач, связанных с машинным обучением и искусственным интеллектом, сложными математическими проектами», — объясняет Ахметгалиев. «Технология — их цель, а спорт их страсть» — точное замечание о MOCAP в одной из заметок об этой компании. Стартап был запущен в 2011 году.

«Когда появилась технология сбора данных о действиях игроков в течение матча, всем стало понятно, что в этих данных много потенциала, — объясняет Ахметгалиев. — Но как его извлечь, как монетизировать эти данные? Это большая и сложная задача. Есть поток из миллиардов координатных данных, которые никак не структурированы. Что делаем мы? Во-первых, структурируем. Затем вытаскиваем все, чему можно придать “спортивный смысл” — не просто траектории движения игроков, а заслоны, изоляции — технико-тактические действия, которые влияют на качество игры. Затем мы добавляем дополнительные слои, которые гораздо богаче описывают игру. Искусственный интеллект призван вытащить первичную информацию. Следующая задача — обработать ее, превратить в продукт».

Как раз о продукте, а точнее — о поиске продукта — следует рассказать поподробнее. В стартапах цели меняются очень часто, кстати, эта особенность учтена в таких методах организации бизнес-процесса, как agile и scrum. «Когда мы начинали, то считали, что будем сосредоточены на том, что будем помогать командам улучшать качество их игры, — рассказывает Эльдар. — Но вскоре поняли, что этот рынок очень узкий: команд не так уж много, у них специфические требования, интересы и бюджеты. Масштабироваться на этом рынке крайне сложно».

Однако теперь, по прошествии пяти лет, в MOCAP, кажется, нащупали правильное направление — контент для фанатов, благодаря которому им станет интереснее наблюдать за игроками, более того, у любителей спорта появятся собственные инструменты анализа игры в целом и отдельных ее составляющих.

«Мы создали несколько продуктов, примеры которых можно увидеть в публикациях о команде NBA “Голден Стэйт Уорриорз”, но поиск продуктов все еще продолжается. Главное — создали библиотеку алгоритмов, которые работают с данными и извлекают из них что-то, что имеет спортивный контекст, — детализирует Ахметгалиев. — Например, вероятность успеха каждого броска баскетболиста или футболиста — это у нас считает нейронная сеть. Но как из этого слоя извлечь прибыль? Мы теперь считаем, что самое лучшее направление — создавать контент для фанатов, которым будет интереснее наблюдать за своими любимыми видами спорта. Причем такой контент, который каждый из миллиона фанатов может собирать под себя: у вас есть любимый игрок, и вам интересно анализировать тренды, связанные с его игрой. Кроме того, это ресурс для создания инфоповодов».

Команда без венчуриста

MOCAP Analytics — проект увлеченных людей, энтузиастов. Большие деньги в нем появились относительно поздно, лишь на шестой год существования. «Изначально наш стартап был bootstrap, то есть привлекались в первую очередь свои деньги, а не заемные. Мы строили компанию с нуля. Это было не так, чтобы мы взяли много денег, а потом вышли на окупаемость, — объясняет Ахметгалиев. — Наша история не про венчурное финансирование, и это большой плюс для нас, поскольку венчурное финансирование хорошо подходит проектам, где уже есть продукт, который подходит под рынок, и нужно быстрое масштабирование. Вам не хочется ждать, пока вы заработаете много денег, вы хотите сразу расти. В нашем случае рынок новый, технологии новые, мы все еще в поиске продуктов». В итоге команда взяла риски на себя, но и потенциальные прибыли тоже.

Уже на раннем этапе произошло четкое распределение ролей учредителей. Ахметгалиев называет себя технологическим сооснователем проекта. Форухар, у которого, кстати, тоже PhD Калтеха, отвечает за развитие продуктов, привлечение средств и менеджмент и выполняет другие функции CEO.

Подбор команды — отдельная история. Сначала команду набирали из знакомых по Калтеху, когда проект начал развиваться, привлекали специалистов и с открытого рынка, что называется, по объявлению. «Когда работаешь в маленькой команде, когда очень много давления, стресса, когда цели постоянно смещаются, проявляется стрессоустойчивость людей, как они работают в команде. Поэтому вначале важно было набрать людей, костяк команды, которому ты можешь доверять», — говорит Ахметгалиев.

Выстраивание компании происходило в весьма агрессивной с точки зрения командообразования среде. «В Кремниевой долине программисты долго не задерживаются на одном проекте: им постоянно предлагают все новые и новые хорошие проекты. С точки зрения личностного развития это здорово, но построить команду с такой высокой ротацией сложно, поэтому нам очень повезло, что мы смогли сохранить костяк», — считает наш собеседник.

«Сейчас у программистов много проектов удаленной работы, коммуникаций по всему миру. В этом есть сложность, — признается Ахметгалиев и тут же исправляется, — Нет, не сложностей, вызовов!»

Стартапу Форухара и Ахметгалиева повезло в кадровом плане: текучка в команде была низкой. По мере развития проекта появлялись новые задачи, под которые в компанию привлекали новых специалистов. «У нас в команде был баскетбольный тренер из Калтеха, бывшие игроки NFL (североамериканская лига американского футбола. — Здесь и далее прим. Expert Kazakhstan) и MLS (футбольная лига, объединяющая клубы США и Канады). Людей, которые разбираются в спорте, в нашей небольшой команде было достаточно много. Один из наших бывших консультантов писал интересные тексты о спорте, разбирался в том, что интересно потребителям спортивного контента», — вспоминает казахстанский сооснователь стартапа.

На сегодня в команде проекта 11 человек, в числе которых еще два разработчика (кроме Ахметгалиева), два дизайнера, четыре эдвайзера. Казахстанцев в MOCAP было четверо: Ахметгалиев, специалист по данным Нурлыбек Касимов, фронтэнд-инженер Ержан Каратаев и инженер по данным Уан Шоланбаев.

На радаре инвестора

Тестировать свою технологию команда стартапа начала на основе информации, собираемой на играх местной (Окленд, Калифорния) команды NBA «Голден Стэйт Уорриорз». Отчеты об играх и игроках оклендской команды стали визитной карточкой MOCAP.

Главный ресурс для проекта — не деньги, а большие данные. В случае с MOCAP — это массив данных о технико-тактических действиях игроков во время матчей. Эти данные не являются открытыми, поэтому серьезным барьером для развития компании было отсутствие доступа к большим объемам данных. Проблему частично сняла сделка с Zebra Technologies в декабре 2015 года. Устройства Zebra собирают информацию о перемещениях игроков в течение матча. Сумма и условия сделки не назывались, но Эльдар Ахметгалиев оценивает ее как «большую».

Вторая, судя по всему, более крупная сделка состоялась в октябре 2017 года. Специализирующаяся на сборе и обработке спортивных данных компания Sportradar купила MOCAP. Сумма сделки не указывается, но важность ее как раз не в сумме, а в том, насколько важна эта сделка для развития технологии MOCAP. «Права на данные принадлежат лигам, мы имели возможность работать с правообладателями или с теми, кто обладал косвенными правами на данные. Sportradar является эксклюзивным дистрибьютором этих данных по NBA и NFL, а у нас продукты в этих двух видах спорта — баскетбол и американский футбол. Наши с ними интересы совпали: их задача сделать из данных деньги, наша — сделать из данных продукты, которые можно продать», — объясняет Ахметгалиев.

В Sportradar заявили, что MOCAP создала первое программное обеспечение для сторителлинга данных, которое управляется искусственным интеллектом, а также разработало алгоритмы вовлечения фанатов. «Совмещая софт и алгоритмы с нашими и партнерскими данными, мы обеспечим клиентов абсолютно новым контентом в сфере сбора и анализа данных. Это будут первые продукты с использованием искусственного интеллекта, — приводят слова СЕО Sportradar Карстена Керля Sporttechie.com. — Комбинируя их программное обеспечение и алгоритмы с нашими данными, мы обеспечиваем клиентов интересным и визуальным контентом через все платформы и каналы в мире. Наши Game Stories и Game Stream станут первыми продуктами с использованием искусственного интеллекта».

Поиск не завершен

«После продажи компании в нашей жизни поменялось не так много. Мы располагаемся там же, где и раньше, тем же коллективом. Однако появились новые задачи: нам нужно правильно интегрироваться в новую большую компанию, работать в других условиях. У нас меняется корпоративная культура, мы привыкаем работать в большой компании. Здесь важно выстроить эффективные коммуникации с другими подразделениями, не затеряться, когда много разных потоков информации», — объясняет казахстанский соучредитель MOCAP.

Задача компании на нынешнем этапе — применить технологии, на базе продуктов создать инфографику, видео, сторилайны, контент для пользователей, которым они будут делиться в соцсетях. Ограничиваться парой профессиональных лиг в MOCAP не будут. «Технологии работы с координатными данными, в принципе, могут быть применены и вне спортивной тематики. Это и супермаркеты, где сейчас внедряют трекинг покупателей, и технологии, связанные с военными приложениями. Набирает популярность тема IoT, а если вещь работает онлайн, то у нее, как правило, есть и GPS-датчик, так что объем координатных данных будет только расти, и все больше элементов можно будет трекить», — уверен Эльдар Ахметгалиев.

Насколько перспективное направление развивает этот казахстанский стартапер, в Калифорнии пока сложно сказать даже профессионалам, но это явно что-то очень большое. По оценке аналитиков из Wintergreen Research (сентябрь 2017-го), емкость рынка спортивной аналитики в 2016 году составила 764 млн долларов, к 2023‑у ожидается рост до 15,5 млрд. Это лишь немногим меньше, чем та выручка, которую получил Казахстан от экспорта сырой нефти в 2016 году.

Учитывая национальные особенности

Пожалуй, самая крепкая нить, которая связывает сейчас Эльдара Ахметгалиева с Казахстаном, — это участие в попечительском совете Научно-образовательного фонда им. академика Шахмардана Есенова. Фонд предлагает молодым казахстанцам различные образовательные программы. Одна из них — программа стажировки программистов из РК в стартапах Кремниевой долины. Ахметгалиев часто повторяет: способных разработчиков в стране много, но нет среды, в которой бы они показали себя.

«За средой» ребят и везут в Калифорнию. Но задача программы как раз не в том, чтобы самые талантливые казахстанские разработчики покидали страну. Ахметгалиев уверен, что и ресурсы, и области экономики, куда можно принести много новых высоких технологий, в Казахстане есть, однако вполне развиться у наших компаний не получается.

«У нас есть дешевые программисты, которые могут работать по западным стандартам. Это прекрасная бизнес-возможность. В Беларуси этим воспользовались, создали множество хорошо оплачиваемых рабочих мест», — говорит г-н Ахметгалиев. Если все-таки делать ставку на разработку продукта, то лучше ориентироваться на B2C-сегмент, считает сооснователь MOCAP: там понятнее масштабируемость и меньше коррупционных рисков. «У казахстанских продуктов есть выход на многомиллионную русскоязычную аудиторию в постсоветских странах. Я знаю, что есть ребята, которые пытаются разрабатывать продукты сразу для западных и азиатских рынков, но там и конкуренция выше. Куда прагматичнее создать что-то, чем будут пользоваться в России, Беларуси, Украине», — уверен он.

Статьи по теме:
Казахстан

Ракета-носитель стартапов

Как QazTech Ventures выводит казахстанские стартапы на международный уровень?

Казахстан

Холдинг-ускоритель

Институты развития НУХ “Байтерек” в коронакризис поддерживают деловую активность национального бизнеса

Казахстан

Кризис новый, задачи прежние

На фоне коронакризиса НУХ “Байтерек” наращивает темпы поддержки бизнеса и продолжает реализацию программ по повышению доступности жилья

Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается