Будут ли потери?

Расширение ЕС и вступление 1 мая 2004 года десяти стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз является историческим событием. Россия, по оценкам Министерства экономического развития, может потерять "несколько сотен миллионов долларов". Однако эти оценки были подвергнуты экспертами сомнению. Потеряет ли что-нибудь от этого Казахстан?

Будут ли потери?

Вступление десяти стран Центральной и Восточной Европы, несомненно, отвечает их национальным интересам. В ЕС вступают Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С точки зрения этих государств, присоединение к ЕС означает для них усовершенствование демократических институтов, упрочение политических, социальных и экономических реформ. Во внешнеполитическом и внешнеэкономическом плане это будет способствовать укреплению независимости и безопасности, а также увеличению их экономического потенциала путем интеграции с европейским рынком товаров (услуг), капитала и трудовых ресурсов. Это обусловлено тем, что ЕС - это союз, в основе которого лежит свободное перемещение товаров, услуг, капитала и физических лиц. По сути, членство в ЕС дает для этих стран больше преимуществ, чем недостатков.

Общими положительными моментами для новых членов Евросоюза является усиление стабильности, что окажет непосредственное воздействие на динамику их экономического развития. Действительно, если взять законодательную сферу, то в ЕС оно более стабильное. Соответственно, это создаст определенные преимущества в сфере предпринимательства. Вместе с тем понятно, что не все новые члены ЕС имеют одинаковый уровень и динамизм развития. Однако оговоримся, вряд ли новые члены ЕС будут аутсайдерами в этом интеграционном образовании. В качестве показательного примера можно привести Португалию и Испанию, для которых членство в ЕС открыло большие возможности для экономического развития.

Сотрудничество после расширения

Практически со всеми этим государствами Казахстан имеет двусторонние договоры. Перед вступлением эти страны должны были денонсировать двусторонние торгово-экономические договоры о сотрудничестве. Поэтому развитие отношений с этими странами будет развиваться уже на основе Договора о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.

Со дня вступления новых государств в ЕС на них будут распространяться обязанности, вытекающие из единой правовой базы Евросоюза. Это будет касаться и отношений с Казахстаном. Но очень больших и радикальных изменений в двусторонних отношениях между этими странами и Казахстаном после вступления, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, не произойдет. Это достаточно легко проследить на основе статистических данных по внешней торговле между Казахстаном и новыми членами ЕС. В настоящее время внешнеторговый оборот между нашей страной и новыми членами Евросоюза незначителен и составляет по состоянию на конец 2003 года порядка 3,5% от общего товарооборота, в том числе экспорт - 3,3% от общего объема экспорта из Казахстана, а импорт - 3,4% от общего объема импорта из этих стран (таблицы 1, 2).

Как видно из представленных данных, в настоящее время наибольший объем товарооборота Казахстана с указанными странами принадлежит Польше (1,6% от общего объема экспорта из Казахстана и 1,4% от общего объема импорта в республику). Что касается сотрудничества с Польшей, то в данный момент таможенные пошлины составляют в среднем 6,2% от таможенной стоимости товаров, ввозимых в Польшу из стран, не являющихся членами ЕС. К моменту вступления в ЕС планируется их снижение в среднем до 2,6%. Учитывая, что товары, ввозимые из стран, не входящих в Евросоюз, в том числе из Казахстана, составляют 30% польского импорта, понятно, что это увеличит конкурентоспособность ввозимых в Польшу товаров.

Несомненно, что после вступления в ЕС в новых странах-членах Союза конкурентная ситуация на внутреннем рынке изменится. К примеру, в данный момент около 60% польских предприятий конкурируют исключительно на ценовом факторе. Затем следуют качество и инновации. Разумеется, что после вступления в ЕС предприятия этих стран будут вынуждены примеряться к условиям рынка Евросоюза и должны будут выпускать новую продукцию и разнообразить свои услуги.

По мнению советника Посольства Польши в Казахстане господина Яна Дрожджа, польские предприниматели намерены добиваться "нового качества производства" с помощью следующих инструментов - снижения стоимости продукции (60%), улучшения качества производимой продукции (46,4%), изменения ассортимента товаров (38,4%), новой маркетинговой стратегии (24,2%) и т.д.

Другой положительный момент для стран, вступающих в ЕС. Так, по данным Посольства Литвы в Казахстане, их страна будет платить в бюджет ЕС в несколько раз меньше, чем предоставляемые объемы помощи со стороны ЕС. Поддержка, оказываемая ЕС в 2004-2006 годах, составит 2,983 млрд евро, что соответствует годовому бюджету Литвы. В пересчете на одного жителя Литвы это составит 859 евро. Поддержка ЕС, оказываемая сельскому хозяйству Литвы, будет достигать 854 евро на каждого сельского жителя, и фермеры получат прямые выплаты, размер которых увеличится до 5 раз. Поддержка ЕС, оказываемая инвестициям в хозяйство Литвы и развитие регионов, будет достигать 394 евро на каждого жителя страны.

В целом повышение валового внутреннего продукта ЕС в результате присоединения новых членов вызовет увеличение торгового оборота и экономического сотрудничества со странами СНГ, в том числе и с Казахстаном. Расширение огромного, динамичного европейского рынка создает новые возможности для Казахстана в области торговли, инвестиций, развития бизнеса. В ЕС вступают страны, которые уже имеют опыт работы в Центральной Азии и понимают интересы Казахстана в Европе, что должно способствовать более интенсивному расширению контактов между ЕС и Казахстаном. Но расширение также означает повышение конкурентоспособности, что влечет за собой новые вызовы для Казахстана.

[inc pk='747' service='table'][inc pk='748' service='table']