Электронная трансформация

Внедрение электронного правительства обещает принести дивиденды трем сторонам - правительству, юридическим и физическим лицам. Оно же может изменить подход к госуправлению, а также создать почву для развития IT-отрасли

Электронная трансформация

На сегодняшний день рабочая группа под председательством (уже бывшего) первого заместителя премьер-министра Григория Марченко проводит работу по определению приоритетов и критериев развития Концепции и стратегии электронного правительства (е-правительства). В конце марта правительство РК подписало с Microsoft меморандум о сотрудничестве в области развития и внедрения IT-технологий в республике, в вопросах обеспечения информационной безопасности и проведения мероприятий по повышению грамотности населения в сфере IT.

"Электронные" дивиденды

Создание е-правительства предполагает взаимодействие на трех уровнях - goverment-to-goverment, goverment-to-business, goverment-to-citizen.

Дивиденды, которые можно получить на правительственном уровне - это не только упрощение механизма взаимодействия между отдельными ведомствами посредством интернета. В проекте правительственной концепции отмечено, что это будет "единый организм с обширной и гибкой базой данных, системой коммуникаций, средствами анализа и принятия решений". Сегодня создаются государственный регистр информационно-телекоммуникационных ресурсов, депозитарий программных кодов и документации информационных ресурсов, система экспертизы и сертификации программ, а также сопровождение справочника, сайта и официальных электронных адресов.

Для любого министерства и департамента создание межведомственных государственных информационных баз данных означает снижение затрат на мониторинг состояния курируемой отрасли.

Представители бизнеса, в свою очередь, получают возможность с наименьшими затратами времени и, соответственно, денег посредством интернета регистрироваться, оформлять и подавать лицензии, разрешения, сертификаты, отчетность по НДС, корпоративную налоговую отчетность, таможенные декларации, предоставлять информацию в статистические органы, участвовать в госзакупках.

- Мы анализируем опыт внедрения е-правительства в странах Европы, Центральной и Восточной Азии, - говорит заместитель председателя Агентства информатизации и связи (АИС) Ардак Турганкулов. - К примеру, в Германии, если документы подаются в электронном виде, то налогоплательщик освобождается от пошлины. В США проводится ежегодный конкурс по информативности и удобству онлайн-сервиса. На недавнем конкурсе была продемонстрирована версия упрощенной формы налоговой декларации. Пользователь заполняет анкету в обычном "доковском" варианте, а конвертация текста в форму - дело программного обеспечения. Мы стремимся перенять мировой опыт.

Электронный документооборот будет отлажен и для физических лиц. Для того чтобы зарегистрироваться по месту жительства, оформить паспорт или водительское удостоверение, заполнить и подать налоговую декларацию, получить свидетельство о рождении и вступлении в брак и т.д., не будет необходимости носить справки из одного ведомства в другое и стоять в очередях. Формы заявлений и электронные адресаты будут размещены на соответствующих сайтах.

В целом, внедрение е-правительства - это повышение информационной открытости и прозрачности системы госуправления, в которой граждане имеют доступ ко всем видам открытой государственной информации, имеющей индивидуальную и общественную значимость.

Интересно, что население Англии, видимо, в силу консервативности, не выражает радости относительно трансформации правительства в электронное. Перевод 99,9% услуг британского правительства в онлайн-режим определен к 2005 году. Ожидается, что лишь 70% жителей будут пользоваться услугами в онлайн-режиме.

Как обстоят дела

Имеющаяся инфраструктура е-правительства находится в зачаточном состоянии. И, похоже, этому немало способствуют представители госорганов. Во всяком случае, результаты финансово-технического аудита мероприятий по информатизации страны подвели АИС к разработке проекта документа, регулирующего нормативы технических характеристик и цен при закупке оборудования.

На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 32 сайта центральных госорганов (на zakon.kz имеются ссылки), то есть 10 пока не присутствуют в интернете. На сайтах содержится лишь информация о министерстве, нормативные акты, статистические показатели и новости в сфере деятельности. В режиме интерактивного общения с налогоплательщиками работает сайт налогового комитета Министерства финансов. На сайте Министерства труда и социальной защиты РК имеется доступ к базе данных рынка труда. Агентство РК по государственным закупкам публикует сведения о тендерах на госзакупки и их результаты, предоставляет доступ к сведениям о поставщиках и товарах, неблагонадежных поставщиках базы данных, осуществляет мониторинг государственных закупок. ОФ "Центр развития местного самоуправления" начал внедрять электронное правительство в Усть-Каменогорске в рамках проекта "Прозрачный город".

Уже не первый год правительством ведется работа по внедрению налоговой и таможенной информационных систем - ИНИС (с 1998 года) и ТАИС (с 1997 года). В течение прошлого года ИНИС внедрена в эксплуатацию. Налогоплательщики в интерактивном режиме могут подавать декларации по всем видам налогов, имеют доступ к своим лицевым счетам по налогам, а также имеют возможность проверить, является ли интересующий их поставщик плательщиком НДС. Портал содержит программное обеспечение для работы налогоплательщика.

Однако, несмотря на пятилетнюю подготовку, электронные формы далеки от совершенства. При обновлении блокируется ключ. Из-за сбоев в программном обеспечении нередко цифры в электронном формате меняются. Таким образом, электронные формы, по сути призванные упростить работу предприятий, из-за технических недоработок, напротив, усложняют ее.

Директор департамента информационных технологий корпорации "Бизнес-Информ" Марина Тлеумагамбетова говорит, что одна из основных проблем ИНИС заключается в организационном аспекте: "Передачу налоговой отчетности в электронном виде задумывали осуществлять постепенно с предоставлением альтернативной передачи в традиционном бумажном виде. Однако сегодня почти всех налогоплательщиков обязывают пересылать отчетность в электронном виде. Между тем каналы связи не обеспечивают достаточной пропускной способности".

Что касается программы ТАИС, участники внешнеэкономической деятельности заполняют таможенные декларации в электронном виде, но отправить их по электронной почте они пока не имеют возможности. Постоянные изменения в электронные формы ГТД вносятся несвоевременно и зачастую некорректно, на что постоянно жалуются брокерские компании, так как страдают их клиенты.

- Успехи развитых стран в отношении внедрения е-правительства бесспорны. Однако ни в одной стране мира оно пока не работает на 100%, - заверяет г-н Турганкулов.

Эволюция схемы: "бизнес - власть"

Автоматизация взаимодействия должна стать не самоцелью, а, скорее, средством для внедрения качественно нового подхода к государственному управлению.

- Электронизация - это всего лишь форма. А суть нововведений должна быть в менеджменте, - считает директор департамента малого и среднего бизнеса при акимате г. Алматы Серик Туржанов. - На мой взгляд, придание приоритетов вопросам электронизации - это всего лишь попытка скрыть кадровую проблему. Правительство не выполняет поручений президента РК. И потому я не верю, что переход к электронному взаимодействию вдруг внесет реальные положительные изменения. Напротив, боюсь, что уровень бюрократизации повысится, так как чиновнику будет проще игнорировать электронные формы.

Председатель Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев тоже сомневается, что переход к электронным формам изменит ситуацию и обеспечит прозрачность ведомств. По его словам, доступность информации невыгодна чиновникам. "Ведь они и сегодня обязаны быть открытыми, однако этого нет. Вообще, прежде чем говорить о переходе к электронному правительству, необходимо позаботиться об оптимизации налоговой, статистической и экологической отчетности", - резюмирует г-н Ямбаев.

В АИС утверждают, что проблема намеренного лимитирования доступа к информации отдельными чиновниками будет решаться. Кроме того, будут рассматриваться вопросы упрощения лицензирования и сертификации продукции и услуг.

- Автоматизировать существующие неэффективные процедуры, отличающиеся дублированием и избыточностью, я бы сказал, опасно, - заявил г-н Турганкулов. - Электронное правительство должно способствовать снижению коррупции и упрощению механизмов взаимодействия бизнеса и власти.

Проблемы

При электронной трансформации правительства возникает ряд вопросов, главный из которых - информационная безопасность. По словам г-на Конызбаева, меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с корпорацией Microsoft означает лишь, что "содействие в реализации проекта е-правительства будет осуществляться пока путем предоставления международного опыта в данной сфере". В АИС заверили, что данный вопрос, как наиболее значимый, будет непременно отрегулирован.

Вообще же, по словам менеджера по маркетингу компании Asia soft Жанарбека Азаматова, "утечка информации может произойти независимо от государственной принадлежности компании. Единственное, что наших, может быть, легче будет поймать и взыскать".

Существует и связанная с безопасностью проблема недоверия к электронным средствам связи, причина которого в неуверенности в сохранении конфиденциальности информации. "Опасность вероятности взломов онлайн-карточек, сетей существует. Главное, серьезно отнестись к проблемам безопасности", - продолжает г-н Азаматов.

Представители АИС говорят, что использование открытых ключей Public Key Infrastructure (PKI) обеспечат высокий уровень защищенности информации. Смарт-карты с PKI будут содержать фотографию, ФИО, собственноручную подпись. От несанкционированного использования предусмотрена защита персональным идентификационным номером (ПИН). Удостоверяющий центр обеспечит надежность и безопасность ведения электронного документооборота и использования государственных электронных сервисов. Идентификация пользователя сервиса строго определит его права по доступу к информации и системам.

Обеспечение доступа граждан к электронным формам информации для Казахстана - одна из главных проблем, усугубляет которую низкая плотность населения. По словам г-на Турганкулова, "по этой причине достигнуть, к примеру, сингапурского уровня цифровизации в ближайшее время нашей стране не под силу. Кстати, в Сингапуре подготовка началась еще в 1986 году. И до сих пор на 100 % система не работает".

По данным исследовательской компании Actis Systems Asia, навыки работы на компьютере имеют 92% казахстанских студентов, 72% руководителей, 64% специалистов и 62% служащих. Средний уровень компьютерной грамотности у сотрудников силовых структур - 56% и предпринимателей - 51%. Низкий уровень квалификации у домохозяек и молодых мам - 35%, безработных и временно неработающих - 32%, а также рабочих - 28%, наименьший удельный вес у пенсионеров - 6%.

- В большинстве сел компьютеров вообще не видели. Я считаю, что повышая планку, мы скорее раскроем потенциал, и потому огромные проблемы технического характера нельзя воспринимать как неразрешимые, - говорит г-н Турганкулов.

Концепцией предусмотрена программа обучения для вузов и школ. Работа по доступу регионов напрямую зависит от планов развития "Казахтелекома" и "Казпочты", так как будет использоваться уже имеющаяся коммуникационная инфраструктура. В тех населенных пунктах, где доступ к интернету имеется, в рамках программы по преодолению "цифрового неравенства" будут размещены интернет-приемные. Как следует из концепции, доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем казахстанцам независимо от их социально-экономического положения и места проживания.

- На сегодняшний день перед парком информационных технологий поставлена задача удешевления технологического процесса. Одновременно прорабатывается вопрос о предоставлении ряда услуг по минимальным ценам и на бесплатной основе государственными интернет-приемными. Так что предприниматели могут взять на себя предоставление платных услуг.

Возможности для местного бизнеса

Так как казахстанская IT-отрасль еще в начальной стадии развития, правительство привлекает мощные зарубежные ресурсы для решения технологических аспектов внедрения е-правительства (Siemens, Crimson Logic, Hewlett Packard и др).

Но, вероятно, и местным IT-компаниям достанутся кусочки электронного "пирога". В глобальном же масштабе внедрение полноценного е-правительства - это повышение компьютерной грамотности всего населения, что будет способствовать расширению и развитию IT-отрасли.

- Создание серверной платформы для электронного правительства пока не по силам ни одной казахстанской софт-верной компании. Что касается сопровождающего программного обеспечения, данный вопрос тесно связан с безопасностью системы, а это высокая ответственность. Однозначно, что здесь могут участвовать лишь те компании, которые имеют большой опыт работы на государственном уровне. А таких в нашей стране на сегодняшний день не так много, - утверждает Жанарбек Азаматов.

По словам директора Comel ltd. Бахыта Медеуова: "Формулировки, которые присутствуют в концепции на сегодняшний день, предполагают возможность участия казахстанских компаний в процессе реализации правительственного проекта. Мы, являясь дистрибьюторами Dell Inc., можем предложить стандартизованные решения резервных центров данных, серверных кластеров. Системная интеграция - освоение передовых технологий с адаптацией и локализацией - уже развивается в Казахстане. А повышение спроса станет своего рода толчком для дальнейшего развития софт-верных компаний, способных написать программное обеспечение - единицы. Автоматизация коммуникационных услуг также может спровоцировать рост IT-рынка, который находится в зачаточном состоянии".

В России, к примеру, в программу трансформации правительства включена господдержка экспорта IT-технологий. Так, к 2007 году доля продукции IT-индустрии в российском ВВП должна возрасти с 0,5% до 2%, объем экспорта IT-технологий увеличится в 15-20 раз (до 2,5 млрд долларов).

По мнению директора 1C I-Soft Бектура Муханова, если казахстанский программный продукт будет востребован, то, безусловно, это отразится на повышении уровня IT-компаний: "Но вряд ли это может повлечь за собой стремительный рост данного рынка. Не думаю, что данный проект, несмотря на свою широкомасштабность, сможет стать локомотивом для прорыва в области IT-технологий. В любом случае, в электронизации есть положительный аспект - повышение уровня интеллектуального развития населения. На сегодняшний день аудитория услуг е-правительства - максимум 20% казахстанцев".

- Не вижу причин, чтобы ставить отечественные компании в льготные условия. Так как подачки в виде обязывающих приказов расслабляют и не способствуют росту компаний - этому есть масса примеров. Должен быть прозрачный тендер. А вот налоговые льготы, напротив, могут повлиять очень положительно на отрасль, - считает г-н Азаматов.

Многое, по его словам, зависит от стоимости на интернет и ее соотношения с уровнем доходов большинства населения. "Чтобы интернет-услуги приносили доход, необходимо, чтобы соотношение постоянных и нерегулярных пользователей было более 20% и порядка 40% соответственно. Чтобы добиться критической аудитории, необходимо, во-первых, демонополизировать рынок телекоммуникационных услуг, что в результате конкуренции приведет к снижению цен и росту потребления, - продолжает г-н Азаматов. - Во-вторых, спросу будет способствовать и введение е-правительства, если в онлайн-режиме услуги будут более доступны. Автоматизация коммуникационных услуг в целом приведет к увеличению сделок в любой сфере, так как несет значительное упрощение схем, к примеру, настройка логистических цепочек посредством SRM-систем. Выигрывают и банки, так как электронные платежи предполагают наличие банковских счетов".

- Если данное направление станет государственным приоритетом, то, может, IT-отрасль и не будет основополагающей в общем объеме ВВП государства, но значительный успех возможен, - считает г-н Медеуов.

Резюмируя, можно сказать, что относительно необходимости трансформации управления и связанных с ней положительных дивидендов сомнений нет, но они появляются, когда подкрепленное знанием ситуации воображение рисует перспективы.