Свое кино

Кино в Казахстане сегодня снимают в основном на государственные деньги. Местный рынок не позволяет окупить даже самую малобюджетную ленту. Первые по-настоящему коммерческие отечественные кинопроекты рассчитаны на успех за рубежом

Свое кино

Дело престижа

Из всех бывших союзных республик лишь две - Россия и Казахстан - сохранили собственное кинопроизводство и национальные киностудии. В России кино уже стало бизнесом - российские картины собирают полные залы в мультиплексах, а сериалы теснят производителей из дальнего зарубежья на всех телеканалах СНГ. В российскую киноиндустрию уже инвестируют. Казахстанское же кино по-прежнему зависит от спонсоров. Главный и часто единственный спонсор проектов - государство, оно же владелец конечного продукта. Фильмов, продажа которых окупила бы вложенные средства, пока нет. Но первые попытки создать коммерчески успешные ленты уже предпринимаются.

Практически все казахстанское кино сегодня, как и в прошлые годы, снимается на "Казахфильме". В 2004 году Национальной компанией (НК) "Казахфильм" запущено в производство 24 картины разных жанров - рекордное количество за последние полтора десятка лет.

В этом году у "Казафильма" юбилей - ровно 70 лет назад была образована Алма-Атинская студия кинохроники. В 1936 году тут начали делать документальные фильмы, а с 1941-го - и художественные. В годы войны в Алма-Ате снимались почти все советские киноленты. Здесь начинали творческий путь многие известные актеры и режиссеры, например, Сергей Бодров-старший. Блистали они уже на центральных студиях. " Казахфильм" же оставался студией республиканской, "местной". В советское время это была целая фабрика с солидной материальной базой и более тысячи штатных сотрудников.

Киностудия тех лет была особым миром. Денег на национальное кино не жалели, тогда, как и сейчас, это считалось делом престижа. По рассказам, ездили снимать в Прибалтику или на Кавказ, хотя часто те же самые планы можно было снять в окрестностях Алматы. Художественный уровень большинства снятых картин сами ветераны студии оценивают как не слишком высокий. Да и рядовой зритель навскидку вспомнит лишь несколько названий. Тем не менее в советское время была создана национальная школа кино. Одним из успехов этой школы можно считать "Иглу" Рашида Нугманова, признанную в СССР лучшим фильмом 1989 года.

После обретения независимости на киностудии некоторое время царила эйфория свободы, возникло около 50 частных структур, пытавшихся снимать коммерческое кино. Банки давали кредиты, несколько крупных лент финансировало государство. Картины "Слабое сердце" Е. Шинарбаева, "Тот, кто нежнее" А. Карпыкова и другие были буквально обласканы международными призами, особенно в Европе. Казахстанский зритель их практически не видел. К середине 1990-х централизованная сеть кинопроката перестала существовать, а частным прокатчикам фильмы, которые не гарантировали прибыли, были просто не интересны. Тем не менее государство продолжает выделять средства, "Казахфильм" идет отдельной строкой в бюджете.

Кино стало рассматриваться с точки зрения государственного престижа - в мире не так много стран, которые имеют собственное кинопроизводство.

"Идеологически мы выполняем эту задачу на 150%, - считает заместитель генерального директора НК "Казахфильм" Анар Кашаганова, - но кино для престижа - это очень дорого. Нас поддерживали всегда, даже в самые трудные годы. Благодаря этой поддержке сегодня мы имеем имя, имеем авторитет в мире кино, конкретных режиссеров, под которых дают деньги: целый ряд фильмов снят в том числе и на западные гранты. Со стороны государства нам, по сути, выдан большой кредит доверия в расчете на то, что со временем наше кино сможет завоевать массового зрителя".

В 2003 году на поддержку национального кино государство выделило 10,4 млн долларов. В этом году окончательная сумма пока не определена, но "Казахфильм" уже получил более 10 млн долларов. В производстве находится 13 художественных фильмов: 7 сложнопостановочных картин с бюджетом от 500 тыс. долларов, 3 среднебюджетных, на каждую из которых выделено около 250 тыс. долларов, а также 3 малобюджетные картины. Кроме этого, идет работа над 6 документальными фильмами, 3 мультфильмами, 2 дебютами и 2 дубляжами. Бюджеты картин могут сильно варьироваться - например, оконченный в 2003 приключенческий фильм "Сардар" Б. Колымбетова обошелся в 1 млн долларов.

За последние годы киностудия претерпела ряд реорганизаций. С 1996 по 2000 год "Казахфильм" был разделен на Казахскую кинофабрику (материально-техническая часть) и Национальный продюсерский центр (организация творческого процесса, работа с независимыми студиями). Затем эти структуры, а также Казкинопрокат были слиты в Национальную компанию "Казахфильм" им. Ш. Айманова. Выделение продюсерского центра в отдельную структуру многие на "Казахфильме" по-прежнему считают обоснованным - такова общемировая тенденция. Причиной же нового объединения, по некоторым данным, стал проект "Кочевники".

Ва-банк

Историческая драма об Абылай хане и борьбе с джунгарским нашествием изначально рассчитана именно на мировой прокат, и от фильма ждут очень многого. Приглашены высококлассные иностранные специалисты и кинозвезды первой величины, бюджет солидный даже по европейским меркам - уже освоено 24 миллиона долларов. Говорят, деньги руководителю проекта и автору сценария Рустаму Ибрагимбекову выделены лично президентом на условии их возврата. Подготовка к съемкам велась с 2001 года, сами съемки начались в сентябре прошлого года. На сегодняшний день, по словам Анар Кашагановой, отснято 45% всего фильма.

Слишком длительная по западным меркам подготовка к съемкам, нехватка опыта и квалифицированных кадров привели к перерасходу. Сейчас, по словам сотрудников "Казахфильма", лимит государственных средств уже исчерпан, и руководители проекта ищут стороннего инвестора. В то же время, учитывая количество уже вложенных денег, огромные декорации - целый город XVI века, готовые костюмы на сотни участников, можно предположить, что при отсутствии инвесторов "Кочевники" получат недостающие средства и из бюджета.

Продвижением собственной продукции "Казахфильм" стал заниматься совсем недавно. В 2002 году частная компания КazakhCinemaDistribution, выиграв конкурс, получила право предоставлять в прокат фильмы отечественного производства в Казахстане и за его пределами.

Генеральный директор КazakhCinemaDistribution Ильяс Искаков: "Еще недавно видеокопии отечественных фильмов, пригодные для эфира, были только у государственного канала. Сейчас мы работаем со всеми казахстанскими телекомпаниями. В этом году заключены договоры с "31 каналом" на прокат 34 картин, с "Южной столицей" - на прокат 84 картин, практически все телеканалы Казахстана показывают ежеквартально 10-15 казахстанских фильмов. Получается, что ежедневно на одном из каналов демонстрируется отечественная кинокартина".

По договору 70% заработанных дистрибьютором денег получает "Казахфильм", 30% остается КazahCinemaDistribution. Компания начала работать с региональными кинопрокатчиками. В этом году 8 фильмов прокатят в Мангистауской области, 8 - в Акмолинской области. Одновременно рассматриваются планы создания собственной сети кинотеатров, идут переговоры с алматинским Домом кино и рядом областных администраций.

"Интерес к нашему кино большой, - отмечает Ильяс Искаков. - На недавних премьерах в Астане 1000-местный кинозал центра "Жастар" все дни показа был заполнен на 70%. К сожалению, крупнейшие отечественные компании-кинопрокатчики работать с нами пока не желают, считая наше кино коммерчески невыгодным. Но даже если их позиция изменится, казахстанский рынок все равно останется узким. Наши фильмы должны быть интересны за рубежом - без этого у отечественного кинематографа нет будущего". Компания работает в этом направлении. Готовится контракт с ОРТ, идут переговоры с российским каналом "Культура" и телекомпанией "Мир". К казахстанскому кино проявляют интерес китайские и турецкие прокатчики.

Казахстану надо искать свое место на мировом кинорынке, считает Ильяс Искаков. "Мировой кинопрокат - это не только Голливуд. Есть ниша на этом рынке у индийского кино, у японских, корейских и латиноамериканских производителей. Те же российские боевики сильно отличаются от западных. Для успешного продвижения на мировой рынок, на мой взгляд, отечественному кино надо найти свой стиль".

Для отечественного кинопроката казахстанское кино остается экзотикой "на любителя". В столичных кинотеатрах продукцию "Казахфильма" зритель может увидеть лишь несколько раз в год на премьерах и на редких фестивалях.

Майра Кубаниязова, менеджер сети кинотеатров "Арман": "С 1 по 5 октября 2003 года у нас состоялся фестиваль "Звезды Шакена", а в октябре 2002-го была неделя казахского кино, когда мы показали 11 фильмов, в том числе 2 премьеры. Сейчас, как вы видите, проходит премьера фильма Р. Абдрашева "Остров Возрождения". Думаю, больше наш зритель эту картину не увидит - после премьер новые фильмы уходят на международные фестивали и не возвращаются. Ни "Казахфильм", ни сами авторы к нам с предложением взять их кино в прокат не обращались".

Салтанат Джанибекова, директор по кинопрокату крупнейшей в Казахстане сети кинотеатров "Отау-синема": "Мы недавно показали ленту для детей К. Касымбекова "Тебе нужен щенок?", регулярно проводим премьеры новых фильмов. "Казахфильм" в прокат свои фильмы не предлагает. Единственный казахстанский фильм, который прошел у нас в прокате - "Казахская история", картину нам предложил сам автор. Конечно, ситуация отличается от России очень сильно. Там все крупнейшие киносети уже имеют в прокате целый блок отечественных фильмов, потому что эти фильмы собирают полные залы, особенно боевики последних лет. Казахстанские же режиссеры снимают арт-хаус, не предназначенный для широкого зрителя. Но если будут предложения, мы их обязательно рассмотрим".

Экспортный товар

Даже во Франции и России, признанных кинодержавах, с Голливудом в массовом прокате конкурируют лишь отдельные шедевры. А в жанре телевизионного сериала в той же России национальные проекты вытеснили американцев почти полностью. Там "обратная волна" национального кино стала подниматься в 1997-1998: "Брат" и "Улицы разбитых фонарей" появились почти одновременно. Теперь эта российская волна накрыла и нас. С казахстанской стороны за эфирное время на телевидении намерены конкурировать сразу несколько проектов. Предполагается, что все они будут продаваться не только в Казахстане, но и в других странах СНГ.

Режиссер Мурат Нугманов снимает молодежный сериал "Зеро". Съемка сцены в алматинском клубе "Капитан Нельсон" оканчивается ближе к ночи. "Мы снимаем трагикомедию: молодая девушка, ее воображение и мечты, ее друзья. Молодежный сериал - это новое направление, - считает режиссер, - такого еще практически не делают и в России. Думаю, это будет там интересно". Почему Россия? Себестоимость 1 серии - около 10 тыс. долларов. Всего планируется снять 7 серий. Часть денег дает "Казахфильм", остальное - привлеченные средства, которые надо возвращать. "Прокат на местных каналах позволит вернуть в лучшем случае двадцатую долю, не больше, - поясняет Мурат Нугманов, - рынок узок. У нас в этом смысле интересно работать только с ОРТ-"Евразия". Понимаете, в Казахстане до сих пор снимали кино в основном для конкурсов, а не для рынка. Поэтому у нас мало профессиональных актеров, мало режиссеров, хотя талантливых людей очень много".

Кроме "Зеро", "Казахфильм" финансирует съемку еще двух телесериалов. "Астана" посвящена новой столице, людям, ее строящим и в ней живущим. "Мыльный" сериал "Ангелочек" поведает зрителям о трудной судьбе мальчика-сироты в мире, полном несправедливости.

Режиссер и продюсер Оксана Абрамова за 6 лет сняла 8 сериалов для телеканалов ТАН, "Рахат", "Южная Столица", "31канал". Действие ее нового сериала "Красная мечта" происходит в Афганистане и других горячих точках, сюжет - исламистское подполье и борьба с терроризмом. Партнерами в новом проекте выступают "31 канал" и ГУВД Алматы. Всего планируется снять 10 серий, бюджет каждой - 20 тыс. долларов. "В первую очередь это, конечно, сериал для нашего зрителя, - говорит Оксана Абрамова, - но мы обязательно будем его продвигать и в России. У нас такие проекты не окупаются - я, например, уже 3 года вкладываю в их производство собственные деньги".

Не собирается ограничиваться местным рынком и телеканал "Хабар". Стоит вспомнить, что первый казахстанский телесериал "Перекресток" появился на "Хабаре" еще в 1995 году. В соответствии с действовавшим тогда международным договором "О гуманитарной помощи в СМИ" английская компания PortobellaMedia проводила обучение сотрудников "Казахфильма" многокамерной съемке. Первые 27 из 465 серий "Перекрестка" снимали англичане. Затем они предложили "Хабару" создать совместное производство на паритетной основе, но получили отказ. Позднее сериалом заинтересовалось российское НТВ, но и на этот раз партнерства не получилось, и "Перекресток" остался чисто казахстанским проектом. Позже появился сериал "Саранча". Оба проекта представляли собой качественное отечественное "мыло" и имели довольно высокие рейтинги. Последняя серия "Саранчи" вышла более двух лет назад. Исчезновение на "Хабаре" сериалов связывали с ошибками управления и, как следствие, уменьшением рекламы и падением доходов канала. Однако сегодня эти сложности, судя по всему, преодолены. По словам генерального продюсера Армана Карабаева, в этом году "Хабар" готовит сразу несколько пилотных проектов. "В России большинство телесериалов снимается при активной господдержке, - отметил он, - кроме того, там рынок значительно больше. У нас же каналы готовы платить 300-1200 долларов за серию, что при ее себестоимости 8-10 тысяч никак не позволяет окупить затраты. Поэтому наши проекты рассчитаны на прокат по всему СНГ".

Из теплицы под зонт

Казахстан сумел сохранить национальную киноиндустрию. Она выжила и теперь делает первые робкие попытки встать на ноги. Возможно, этот процесс могло бы ускорить принятие закона "О кино", проект которого подготовлен Союзом кинематографистов. В России аналогичный закон был принят в 1996 году и сыграл свою положительную роль. Этот закон для казахстанского кино особенно важен, учитывая растущее количество и качество российской кинопродукции. В этом году закончен совместный проект "Казахфильма" и российской кинокомпании СТВ - картина Г. Омаровой "Фифти-фифти". Со стороны СТВ в проекте участвовал Сергей Сельянов - продюсер фильмов "Брат", "Брат-2" и "Война". Сейчас решается вопрос о съемках в Казахстане его нового фильма "Монгол". К Казахстану проявляют интерес и другие известные бизнесмены от кино, и не только из России. Возможно, государству стоит перейти от простого дотирования производства фильмов к политике постепенного создания условий для выгодных инвестиций в отечественный кинематограф.

Сергей Сельянов, продюсер фильмов "Брат", "Брат-2", "Война", ведет переговоры с киностудией "Казафильм" о совместном производстве. Если финансовые вопросы будут урегулированы, то новый проект кинокомпании СТВ - кинокартина "Монгол" - будет сниматься в Казахстане.

"К современному казахстанскому кино я отношусь с уважением. Ваши фильмы уже долгое время желанные гости на международных фестивалях. Но сегодня, на мой взгляд, этого мало. Нужно ответить на вызов, связанный с бурным ростом зрительского кинематографа.

Техническая база для этого у "Казахфильма" есть, это необходимое, но не главное условие. Главное - это самостоятельность самого проекта. В Казахстане вполне можно делать кино, рассчитанное на массовый прокат. Все мы помним, например, "Иглу".