Виртуальное право выбора

В ближайшем будущем в Казахстане будет создана государственная компания по аннуитетному страхованию. Пока речь идет о добровольности заключения договоров пенсионного аннуитета, но уже сегодня, за прозрачными намеками чиновников, угадывается горячее желание отдать на откуп выплату пенсий страховщикам, устранив их бесспорного конкурента - накопительные пенсионные фонды

Виртуальное право выбора

Выбор у граждан, участвующих в накопительной системе, невелик: они смогут получать свои кровные либо из НПФ, либо из страховой компании по заключенному договору пенсионного аннуитета. Пробел в законодательстве относительно второй схемы выплаты был ликвидирован лишь в прошлом году, а совсем недавно появилась первая (и пока единственная) компания по страхованию жизни, которая предложила на рынке альтернативный вид пенсионного обеспечения - пенсионный аннуитет.

Процесс, что называется, пошел. Более того, он выглядит вполне логично. Создавать аннуитетные компании раньше не имело смысла - на пенсионных счетах у вкладчиков сначала должны были накопиться значительные суммы. И хотя миллионеров пенсионного возраста сейчас в стране не так много, но работать уже можно. По мнению специалистов Агентства по финансовому надзору, в ближайшее время начнут появляться частные страховые компании, которые активно начнут передел пенсионного рынка. Однако доминирующее положение, безусловно, займет государственная аннуитетная страховая компания, которая изначально будет обеспечена фронтом работ. Как известно, в настоящее время в парламенте находится законопроект об ответственности работодателей за причинение ущерба работникам в результате несчастного случая. Именно госкомпания начнет аккумулировать все виды возмещения, а затем, предложив принципиально новый продукт, проникнет в пенсионную систему.

Аннуитет: да или нет?

Главное достоинство пенсионного аннуитета, если в договоре не значатся конкретные сроки, - пожизненность. Это означает, что человек, заключивший аннуитет, будет получать пенсию всю свою жизнь. Оставшись же в пенсионном фонде, мужчины, как предполагается, могут рассчитывать на пенсионные выплаты в течение лишь 11 лет, а женщины - 19 лет (возможно, когда наконец разработают схемы расчета пенсий в НПФ, эти цифры будут подкорректированы). То есть, если кому-то посчастливится преодолеть среднестатистический показатель продолжительности жизни, то его деньги в НПФ могут закончиться - придется рассчитывать лишь на милость государства, которое, правда, обещает минимальное социальное пособие на случай подобных форс-мажоров.

Аннуитет станет предпочтительнее и для тех, кто, имея достаточные пенсионные накопления, хотел бы выйти на пенсию по достижении 55-летнего возраста. Накопления будут считаться достаточными, если их хватит на покупку аннуитета и пожизненные выплаты не ниже размера минимальной пенсии. По подсчетам некоторых НПФ, в настоящее время эта сумма накоплений должна составлять не менее 1,5-2 млн тенге. В будущем, при благоприятных экономических условиях, она может стать на порядок выше.

Главный недостаток аннуитетного страхования - отсутствие института наследования. Если при выплате пенсий из НПФ неиспользованные накопления наследуются по закону, то страховая компания в случае смерти пенсионера его сбережениями с наследниками делиться не будет. Поэтому эксперты констатируют, что аннуитетная схема получения пенсий особенно выгодна тем, кто имеет отличное здоровье и относительно небольшие накопления.

Это что касается "потребительского восприятия". Если же посмотреть на проблему выбора глазами экономистов, то выясняется, что аннуитет имеет ряд существенных изъянов. Взять хотя бы такое понятие как "пережитие" - это один из самых главных рисков аннуитетной системы: деньги пенсионера, условно говоря, исчерпаны, а пенсию необходимо выплачивать по-прежнему. Готова ли страховая компания нести такое бремя? "Для этого страховая компания должна быть устойчивой, - убежден первый заместитель председателя НПФ Народного банка Казахстана Алмат Алисултанов. - Страховым компаниям нужно постоянно повышать свой уровень капитализации, как это делают НПФ. Требование к минимальному уставному капиталу для открытых накопительных фондов за шесть лет пенсионной реформы повышено с 55 до 500 млн тенге. Активы растут и обеспечение операционных и инвестиционных рисков должно быть подкреплено именно размером уставного и резервного капитала. Столь жесткое требование сегодня пытаются выполнить все фонды. А некоторые даже перевыполняют, демонстрируя таким образом свою финансовую устойчивость и готовность отвечать по своим обязательствам перед вкладчиками. Поэтому страховые компании изначально должны быть капитализированы в достаточной мере, чтобы минимизировать риски".

В подобной ситуации исключать вероятность банкротства страховых компаний нельзя - это чревато катастрофой и для "застрахованных" граждан. Если в случае банкротства НПФ теряются только его собственные средства - деньги вкладчиков в полном объеме переводятся в другой фонд, то при ликвидации какого-либо института обязательств, коим являются и страховые компании, получатели аннуитета, как и другие кредиторы, становятся в общую очередь - здесь же нет персонифицированных счетов.

Видимо, по этой же причине государство не берет на себя ответственность за сохранность пенсионных накоплений, находящихся в страховой компании. Вкладчики НПФ в этом смысле надежно защищены, им не грозит ни банкротство, ни обесценение вкладов. Государство гарантирует им сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты. Причем, если с самого начала подобные гарантии имели клиенты государственного НПФ, то в декабре 2002 года правительство распространило их и на вкладчиков частных фондов, что совершенно справедливо.

Кроме того, будущие пенсионеры должны быть готовы к тому, что обратного пути в НПФ после перевода денег в страховую компанию нет. Даже в том крайнем случае, если компания покажет неэффективный менеджмент, двигаясь к финансовому краху. По словам Алмата Алисултанова, отсутствие персонифицированного учета - одна из причин, почему вкладчик не может вернуться в фонд. Учет обезличен, а потому вычленить остаток средств вкладчика в страховой компании невозможно.

Избежать "системного риска", полагает председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев, можно только дифференцировав свои накопления. То есть часть оставить в пенсионном фонде, а часть потратить на покупку срочного аннуитета. Однако такую роскошь сведения рисков к минимуму могут позволить себе только те, кто будет иметь хорошую сумму на своем личном пенсионном счете и кто, получается, без каких-либо опасений быстро "проесть" собственный капитал может спокойно остаться в пенсионном фонде.

"Я бы не советовал спешить идти в страховую организацию, которая предлагает соблазнительные условия. Надо помнить: здесь так же, как в банках, - чем больше обещания, тем выше риски, - говорит председатель совета директоров союза участников пенсионной системы РК Нуржан Алимухамбетов. - Прежде чем сделать выбор, обязательно нужно сравнить условия нескольких страховых компаний и своего НПФ. Лучше всего отложить выбор страховой компании до тех пор, пока не будут четко определены условия и выгоды".

Солидарная песня

Еще на этапе разработки и обсуждения закона РК "О пенсионном обеспечении" слышались предложения сделать договор пенсионного аннуитета обязательным для всех. Но тогда мало кто себе ясно представлял, о чем идет речь. Поэтому "предложение не прошло". Теперь, когда в стенах правительства и Агентства по финансовому надзору идет детальная проработка перспектив аннуитетного рынка, в воздухе витает тот же самый вопрос.

До аннуитета, как и до пенсии вообще, нам еще шагать и шагать. Первые пенсионеры, которые будут получать уже исключительно накопленную пенсию, вероятнее всего появятся в 2018 году. Это тот рубеж, когда государство планирует снять с себя ответственность за судьбу пенсионеров, окончательно записав в анахронизмы солидарную систему.

Номинально-то солидарная система уйдет в небытие - пенсии "из общего котла" выплачивать перестанут, но фактически мы получим вариацию на уже известную тему. Недавно глава Агентства по финансовому надзору Болат Жамишев, когда речь зашла о схемах выплаты пенсионных накоплений, пояснил: "Аннуитет - по сути солидарная система различных участников, которые передают свои накопленные средства в страховую компанию, выплачивающую пенсии за счет перераспределения рисков". И далее безапелляционно заявил о том, что среди прочих схем выплаты пенсий аннуитет должен стать основным.

Это означает одно из двух. Либо госорганы просто будут продвигать новых участников пенсионного рынка, оказывая им всемерную поддержку, либо предпочтение все-таки отдадут страховым компаниям, поручив только им заниматься пенсионным обеспечением. Первый вариант наиболее предпочтителен: совершенно бесспорно, что страховые компании будут предлагать наиболее приемлемые условия для пенсионеров, лишь ощущая конкуренцию со стороны НПФ.

Взять такой деликатный вопрос, как расчет величины страхового аннуитета. Допустим, НПФ определят средний период дожития для мужчин 11, для женщин - 19 лет. Ни одна страховая компания не будет заинтересована при расчете размера выплат исходить из менее длительного срока, чем расчетный период. Напротив, учитывая, что вопрос наследования решен в их пользу, страховые компании будут пытаться навязать более длительный период дожития, так как оставшиеся деньги переходят в их собственность. В то же время пенсионер заинтересован в минимальном сроке, чтобы получать как можно большую пенсию: его не беспокоит то, что накопления будут быстро исчерпаны. Это и есть конфликт интересов, который может быть справедливо разрешен только в том случае, если страховые компании будут чувствовать "дыхание" накопительных фондов.

Можно предположить, что аннуитет будет настолько востребован, что необходимость в услугах НПФ по выплате пенсий постепенно отпадет. В современных экономических условиях это не кажется фантастикой. Если уровень жизни в обозримом будущем не повысится, то большинство населения страны, получающее сегодня невысокую зарплату (как известно, средний уровень зарплаты в республике составляет около 200 долларов), не сможет за всю жизнь накопить достаточно средств, чтобы оформить высокую пенсию. Для них аннуитет будет хорошим выходом. К тому же из 6 млн граждан, которые формально имеют персональные накопительные счета, только 2 млн человек регулярно откладывают деньги на старость. Через 10-15 лет государство объективно встанет перед необходимостью или увеличивать социальные программы для тех слоев населения, которые не смогли (или не захотели) заработать себе на старость, или начнет регулировать страховой рынок таким образом, чтобы как можно большее число потенциальных иждивенцев вошло в страховую систему. Например, можно директивно понизить минимальный предел накоплений, необходимый для покупки аннуитета или ввести преференции для страховщиков, которые будут наиболее гибко формировать свою аннуитетную политику.

Безусловно, страховщикам выгодно получить карт-бланш в виде не поделенного пока рынка пенсионных выплат. Но выгоднее всего, с точки зрения имиджа, финансовым институтам страны, которые в реформировании некоторых секторов не добились ощутимых успехов. Если пенсионная реформа производит благоприятное впечатление не только на отечественных, но и на иностранных экспертов, то фондовый и страховой рынок находятся в зачаточном состоянии. Поэтому понятно искушение чиновников поправить дела в финансовой сфере пусть даже "методом проб и ошибок".

Стоит вспомнить, с каким трудом и старанием мы уходили от солидарной пенсии, прокладывая путь в счастливое будущее. Накопительная система была жизненно необходима потому, что катастрофическими темпами росли долги по выплате пенсий, а экономика находилась в состоянии стагнации. Но самое главное, специалисты просчитали неблагоприятную тенденцию - на момент начала реформы на трех работающих приходился один пенсионер, а уже к 2020 году, если ничего не менять, один работающий будет содержать одного пенсионера. Было совершенно очевидно: солидарная система изжила себя. Идея реформы заключалась как раз в том, чтобы каждый гражданин смог обеспечить свою старость сам. Теперь, если будет узаконена страховая по названию, но солидарная по сути система выплаты пенсий, то получится, что мы снова вернемся в безальтернативное светлое прошлое, от которого так пытались избавиться. Ведь нет разницы, кто выплачивает пенсии - государство или страховщик, важно то, что эта система приобретает очертания пирамиды.

Нынешние идеологи пенсионной реформы, похоже, решили свести граждан с магистрали с широкими возможностями на обочину, обещая ностальгирующим по добрым старым временам немного социализма в этом жестоком капиталистическом мире. Вполне может получиться так, что через несколько лет в Казахстане будет принят закон об обязательности перечисления пенсионных накоплений в аннуитетные компании. Лоббисты могут провести любой закон, а здесь идет речь о довольно больших деньгах и, соответственно, весьма выгодном бизнесе. Чистые пенсионные активы уже превышают 380 млрд тенге, которые в перспективе могут войти в оборот страховых компаний.

Слово за государством

Первые заявления о переводе пенсионных накоплений в страховую компанию, несмотря на то, что законодательная основа по классу аннуитетного страхования граждан пока недостаточно развита, уже начали поступать от вкладчиков в НПФ. Значит, спрос есть, и он обязательно сформирует предложение.

Как будет развиваться аннуитет, пока неясно. Агентство по финансовому надзору еще только разрабатывает программу развития страхового рынка, одним из направлений которого является развитие аннуитетного страхования.

Перспективность аннуитетного рынка не вызывает сомнений. Высокий уровень безработицы, небольшая зарплата, задолженность работодателей по пенсионным перечислениям, четко наметившееся падение доходности по размещению пенсионных активов и т.д. в будущем сыграют в пользу аннуитета.

Но вопрос конкуренции со страховыми компаниями большинство накопительных фондов почти не занимает. Топ-менеджмент НПФ отдает себе отчет в том, что у них различный подход и цель - в пенсионном обеспечении своих клиентов. Фонды успели зарекомендовать себя на рынке как стабильный институт. Страховщикам же это только предстоит сделать. И времени на самоутверждение у них еще меньше, чем было у НПФ. "Польза от создания страховых компаний очевидна. Они могут подтолкнуть развитие рынка ценных бумаг, что очень важно для институциональных инвесторов, коими являются и частные пенсионные фонды, - говорит Алмат Алисултанов. - Но самое главное, появление страховых компаний в интересах вкладчиков, у которых всегда должно быть право выбора. Право качественного выбора".

Ставить знак качества, скорее всего, придется государству. Ему предстоит определить степень надежности аннуитетного страхования. Возможно, опыт гарантирования вкладов НПФ будет спроецирован и на страховую систему. Либо финансисты найдут другие рычаги, с помощью которых пенсионные деньги будут защищены от банкротства. Как бы то ни было, виртуальное пока право выбора еще только предстоит сделать реальным.