Авиарынок уходит иностранцам

Авиарынок уходит иностранцам

Вынужденный уход с рынка авиационных пассажирских перевозок Air Kazakhstan оборачивается экономическими потерями в данной отрасли.

О поэтапном выдавливании с авиарынка компании "Эксперт-Казахстан" писал в 4(6). Уже тогда мы указали, что Air Astana не справляется с перевозками по добавленным направлениям: заказывает самолеты у авиакомпаний "Саяхат" и "Атырау ауе жолы" (хотя Министерство транспорта и коммуникаций при распределении рейсов по тендеру выдвигало аргументы в пользу Air Astana, основываясь в первую очередь на технических характеристиках парка самолетов), либо не выполняет выигранные рейсы. Все это приводит к увеличению доли зарубежных авиационных перевозчиков.

"Объем авиационного рынка пассажирских перевозок Казахстана по грубым подсчетам оценивается в 200-250 млн долларов в год. Из этой суммы порядка 80-90 млн обеспечивала компания Air Kazakhstan", - говорит вице-президент по коммерции компании Air Kazakhstan Серик Мухтыбаев.

Недостаточный пока самолетный парк авиакомпании Air Astana не позволяет обеспечить освободившиеся после Air Kazakhstan рейсы в полном объеме. К примеру, маршрут Костанай - Москва с 22 апреля осуществляет компания "Домодедовские авиалинии".

По данным компании Air Kazakhstan, за 9 месяцев 2003 года на самолетах Боинг 737-200 и Як-42 по маршруту Костанай - Москва были перевезены 4071 пассажир, 8429 кг багажа, почты и груза, получен доход более 460 тыс. долларов, потребность в перевозках по данному направлению обеспечивалась полностью.

"Уже сегодня можно говорить о том, что на рынке международных перевозок Казахстана доминируют иностранные компании. К примеру, потребности авиационного сообщения Алматы с Москвой на 70% обеспечиваются российской авиакомпанией "Трансаэро". За 12 лет независимости Казахстаном было подписано 40 межправительственных соглашений о воздушном сообщении. На сегодняшний день лишь 9 из них реализованы казахстанской стороной", - заключает г-н Мухтыбаев.

Между тем межрайонный экономический суд Алматы признал несостоятельным Air Kazakhstan, и началась процедура банкротства. Эксперты считают, что следует ожидать массированной экспансии зарубежных перевозчиков.