Преследующий лица

Выставка "Лица" Ядрана Шетлика - это российские и чешские звезды, смотрящие на нас с портретов фотохудожника. Теперь бывший папарацци ищет интересные персонажи в Казахстане

Преследующий лица

В Музее им. А.Кастеева прошла выставка чешского фотографа Ядрана Шетлика. Все портреты узнаваемы: политики, артисты, спортсмены. Сразу и не поймешь, фотография это или картина. Затем возникает подозрение, что не обошлось без ретуширования - настолько идеальными кажутся лица героев. Как делаются такие безупречные фотографии, о своем опыте папарацци и о новых проектах Ядран рассказал нам при встрече.


Ядран Шетлик

- Какой была ваша жизнь папарацци?

- О, это был самый интересный период в моей жизни. Для начала скажу, что я родился в Италии, в городе Триесте. Мой отец - чех, работал собкором в информационном агентстве. В пятнадцатилетнем возрасте я стал увлекаться фотографией: снимал архитектуру, природу. Однажды я увидел группу фотографов, толпившихся у какого-то здания. Как оказалось, они поджидали двух актрис, одной из которых была Клаудиа Кардинале. Я тогда не знал, как выглядит эта актриса, но все же сделал несколько фотографий, может, не очень профессиональных, но зато острых, эмоциональных. Ни в какую газету они не попали, но мне очень понравилось быть в таком амплуа. Я стал ходить вместе с местными папарацци, охотившимися за звездами. Никто меня не принимал за фотографа, и я везде мог пролезть и делать хорошие кадры, т.к. все видели во мне только подростка. У меня большой архив: фотографии Брижит Бардо, Энтони Куина, Роберта Кеннеди, Ракель Уэльш и др.

- Были ли случаи, когда вам доставалось от звезд или их телохранителей?

- Один раз. Один из мужей Брижит Бардо тыкал в меня зонтиком, таким образом выражая свое недовольство, но чтобы быть побитым... нет, такого не было.

- Все-таки папарацци - трудная профессия.

- Конечно, было трудно, это совсем не то, что я делаю сегодня - не спеша, с чашечкой кофе.

- У вас есть специальное образование?

- Когда мне исполнилось 17 лет, наша семья переехала из Италии в Чехию. Я поступил в Пражскую школу графики. Занимался индустриальной фотографией, дизайном, модой. В последнее время делал рекламные плакаты, календари, билборды для крупных компаний, но в конце концов мне это разонравилось, т.к. ставились условия, каким должен быть тот или иной снимок.

- И вы пришли к идее сегодняшнего проекта "Лица".

- Да, я начал делать художественные фото известных людей. До "Лиц России" были "Лица Чехии", эти два проекта входят в галерею Milenia Jadran.

- Теперь вы приехали в Казахстан. Что собираетесь придумать на этот раз?

- Хочу сделать серию фотографий известных людей вашей страны "Лица Средней Азии": начиная с президента и заканчивая людьми искусства, границ не должно быть. Сколько будет героев, пока не могу сказать, т.к. еще не успел познакомиться. Мой друг, посол Чехии в РК, помогает мне в поиске персонажей, дает какие-то рекомендации. Одназначно, мне будет интересно поработать в Казахстане, потому что здесь совсем другие лица.

- Как вам работалось с российскими звездами, были ли среди них капризные особы?

- Не было ни одного человека, который бы отказался от съемок, на площадке царила дружелюбная атмосфера. Мне доверяли. Это была больше психологическая работа, главное было наладить контакт.

- Дарите ли вы потом эти фотографии своим героям?

- Да, у каждого висит дома свой портрет.

- Судя по размерам, один фотопортрет стоит немалых денег...

- Те персоны, которые участвовали в моем проекте, не платят ничего. Но тем, кто желает получить свой фотопортрет, это будет стоить около 6 тыс. долларов.

- Расскажите о технике фотографии.

- С помощью увеличителя с маленького негатива я делаю проекцию на фотобумагу. То, что вы видите на выставке, представляет собой средний формат. В моей галерее есть фотопортреты и до 130х200 см. Технология сложная, но нет ничего искуственного, я не ретуширую снимки, вся игра заключается в свете. Моя супруга Габриэла как стилист делает хорошую работу.

- Сколько времени может уйти на одного человека?

- С мужчинами работать быстрее - около двух часов. Для женщин очень важны их прическа, макияж, стиль, поэтому на все это может уйти несколько часов.

- Какое фото вы можете назвать самым успешным в своей жизни?

- Каждый фотоснимок для меня дорог, а потому, наверное, успешен. Было интересно снимать Игоря Моисеева, известного российского балетмейстера, ему 97 лет. И я очень рад, что в моей коллекции есть его портрет.

- Ваш переезд в Москву был связан с работой?

- Еще в Чехии, в Карловых Варах, я познакомился с Юрием Григоровичем, Натальей Бессмертной, Иосифом Кобзоном и др. И все они приглашали меня посетить Москву, поработать с российскими людьми. В Москве я познакомился с Сергеем Ястржембским, который в дальнейшем помог мне найти интересные лица.

- В конце апреля вы женились, где пройдет ваш медовый месяц?

- Мы собирались на Таити и заодно провести там проект "Лица Европейского Союза". Но поступило предложение поехать в Казахстан, и когда я сказал супруге: "Поедем в Алматы на honeymoon", она была не против!