Карты в руки

Рынок платежных карточек в Казахстане уже сформирован. Но, несмотря на то, что выпуск платежных карточек банками второго уровня и объемы платежей по ним постоянно растут, есть факторы, которые объективно тормозят развитие карточного бизнеса

Карты в руки

Если всего несколько лет назад большинство жителей Казахстана получали заработную плату и оплачивали покупки наличными деньгами, а платежные карточки имелись только у обеспеченных слоев населения, то сегодня наличием платежной карточки уже никого не удивишь. В настоящее время банками Казахстана выпущено свыше 2 млн платежных карточек, а количество держателей достигло 1,97 млн человек, или почти 13% всего населения республики.

Число банков, эмитирующих и обслуживающих платежные карточки как локальных (их доля на рынке 17,8%), так и международных платежных систем (82,2%), постоянно растет. Уже 20 банков второго уровня имеют лицензию уполномоченного органа на выпуск платежных карточек, и 18 из них фактически осуществляют выпуск.

За последние три года общий объем операций, совершенных с использованием платежных карточек казахстанских банков, согласно официальной информации Национального банка РК, увеличился более чем в 6 раз, составив в 2003 году 396,1 млрд тенге. Тенденция роста здесь ярко выражена: в первом квартале 2004 года объемы платежей по пластиковым карточкам составили 114,9 млрд тенге, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 51,5 %.

Сначала количество...

Активный раздел рынка пластиковых карточек в Казахстане пришелся на 1999-2000 годы. Тогда акцент делался в основном на "зарплатные" проекты. Банки наперебой на выгодных условиях предлагали карточки VISA солидным организациям и предприятиям с большим количеством сотрудников. Преимущества для держателей подобных карточек неоспоримы: в большинстве банков в рамках зарплатного проекта тенге обналичиваются бесплатно, а необходимая конвертация осуществляется по самому выгодному курсу. Тогда же для развития рынка был использован административный ресурс: правительство приняло решение о выплате зарплаты отдельным категориям работников бюджетных сфер через пластиковые карточки.

До сих пор большинство карточек, до 96%, являются дебетовыми. Они позволяют клиенту банка получать наличные в банкоматах и оплачивать покупки только в пределах имеющейся на его специальном кард-счете суммы. Рынок овердрафтных (с кредитным лимитом) пластиковых карточек до недавнего времени почти не развивался - лишь обладатели карточек VISA Gold и VISA Business могли рассчитывать на получение небольшого кредита при осуществлении платежей.

Недавно VISA International заявила о том, что ряд казахстанских банков проявил готовность выпускать кредитные револьверные карточки. Правда, пока еще неясно, каковы будут размер кредитного лимита, минимальный процентный порог обязательного погашения, банковский процент, штрафные санкции. Эти и другие условия будут определять эмитенты, заинтересованные в снижении своих рисков.

Небольшую долю в структуре рынка платежных карточек (всего 2-3%) занимают внутрибанковские специальные карточки, выпускаемые для предоставления клиентам дополнительных услуг, таких, как получение процентов по депозитам через банкоматы банка, оплата ипотечных или потребительских кредитов через пластик и т.д.

Что касается информации, о выпуске платежных карточек каждым конкретным банком, то они предпочитают ее не раскрывать. Лишь один банк - Народный, эмитирующий все виды платежных систем VISA и MasterCard и остающийся неизменным лидером на казахстанском рынке, открыто заявляет: общее количество платежных карточек банка в обращении к настоящему времени достигло 1,3 млн единиц, или 65% от общего количества, обслуживаемых банками республики.

...а потом - качество

Как только на карточки появился устойчивый спрос, эмитенты приступили к решению задачи по повышению привлекательности своих карточных продуктов, что, в свою очередь, закрепляет этот спрос.

Еще в августе 2002 года Народный банк Казахстана одним из первых коммерческих банков на территории стран СНГ предложил своим клиентам расширенные функции банкомата. "Теперь наши банкоматы, - говорит руководитель карточного центра Народного банка Серик Абилхасимов, - служат не только как средство доступа к карточному счету и снятию наличных денег, но и как инструмент, с помощью которого можно осуществлять различные финансовые и справочные операции. Например, держатель нашей карточки и вкладчик НПФ Народного банка при помощи банкомата может получить выписку со своего индивидуального пенсионного счета, в которой указаны последние десять операций по счету, общая сумма накоплений и сумма инвестиционного дохода за весь период обслуживания в этом НПФ. Также клиенты нашего банка могут оплачивать услуги сотовой связи и кабельного телевидения через банкомат".

Заместитель начальника управления платежных карт АО "АТФбанк" Петр Дубников, подчеркивает, что их банк "постоянно проводит исследование рынка с целью определения потребностей потенциальных клиентов и предлагает им наиболее конкурентоспособные карточные продукты". Банк, например, распространяет кредитные карточки компании American Express среди своих наиболее респектабельных клиентов. Держателями данной карточки уже являются 56 человек, что не так и мало. Кроме того, "АТФбанк" разрабатывает различного рода маркетинговые программы, направленные на поощрение клиентов, пользующихся его платежными карточками, предоставляет клиентам дополнительные услуги по платежным карточкам и скидки при оплате товаров и услуг с использованием карточек.

В прошлом году " Банк ЦентрКредит", как напомнила пресс-секретарь Жанна Мамбетова, начал эмитировать и обслуживать карточки лидирующей российской платежной системы "Золотая корона". Расчет очевиден: банк явно нацеливается на освоение российского рынка платежных карт.

"В последнее время наблюдается тенденция интеграции казахстанских банков с финансовыми рынками других государств, в том числе и России, - комментирует этот факт начальник управления платежных систем Национального банка РК Руслан Мусаев. - Это свидетельствует о переходе наших банков на новый этап их развития. А учитывая тот факт, что рынок платежных карточек практически во всех странах СНГ находится лишь на стадии своего становления, данное направление является в достаточной степени перспективным".

Бег с барьерами

Однако рынок платежных карточек развивается не благодаря продуманному менеджменту того или иного эмитента, а вопреки объективным трудностям, которые существуют.

Во-первых, платежные карточки пока так и не стали полноценным платежным инструментом. Как отмечают специалисты Национального банка, по-прежнему сохраняется тенденция массового использования платежных карточек для снятия наличных денег - эти транзакции занимают свыше 96%. Для большинства людей банкомат - лишь современная касса для получения зарплаты, стипендий, пенсий и других перечислений.

Во-вторых, не получил широкого развития эквайринг - обслуживание пластиковых карточек в торговых и сервисных предприятиях. Это обусловлено прежде всего недостаточной технологической развитостью сети торговых организаций, принимающих платежные карточки для безналичной оплаты товаров и услуг.

В-третьих, в республике отсутствует единое платежное пространство для использования платежных карточек. Сегодня на рынке функционируют различные конкурирующие системы платежных карточек, каждая из которых имеет свои внутренние нормативы и инфраструктуру. Это увеличивает расходы банков на развитие инфраструктуры, осложняет положение торговых организаций и создает неудобства для держателей карточек. Отсутствует универсальная национальная карточка для оплаты товаров (работ, услуг) в любой торговой точке или снятия наличных в любом банкомате страны. Использовать карточку одного банка в сети обслуживания другого банка хотя бы для снятия наличных на практике достаточно сложно и сравнительно дорого. Таким образом, клиент-держатель платежной карточки привязан к существующей инфраструктуре своего банка.

Данное положение не может не беспокоить центральный банк страны, поскольку на определенном этапе эти барьеры для развития карточного бизнеса станут настоящим непреодолимым препятствием.

В Программе развития Национальной системы платежных карточек заложена задача создать масштабную безналичную розничную платежную систему с применением микропроцессорных технологий, позволяющую обеспечить прозрачность финансовых потоков, обращающихся в сфере розничной торговли. Руководство Национального банка собирается работать над дальнейшим развитием безналичных платежей. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Создана совместная казахстанско-корейская компания СП "Казсмарт", которая является дочерней структурой АО "Национальный процессинговый центр". Она будет работать над масштабным расширением и развитием терминально-банкоматной сети в Казахстане. В частности, предполагается, что компания будет осуществлять доставку, установку и сопровождение поставляемых торговых терминалов, банкоматов, мультимедийных киосков и иного карточного оборудования для различных финансовых организаций.

Золотая середина

Если сравнивать Казахстан с некоторыми странами СНГ, то по развитию рынка пластиковых карточек мы находимся не в авангарде, но и не в арьергарде. Например, по темпам развития рынка платежных карточек Россия опережает Казахстан. Но наша страна, в свою очередь, лидирует по сравнению с Арменией. Так, количество карточек на душу населения в России, Казахстане и Армении в 2003 году составило соответственно: 56,13 и 2 единицы. Соотношение объемов операций по платежным карточкам к ВВП у России и Казахстана примерно одинаково - в пределах 9%. При этом в России в 2003 году на долю операций по расчетам за товары и услуги в общем объеме операций по платежным карточкам приходилось 10,6%, тогда как в Казахстане 3,7%.

Обслуживаемая сеть платежных карточек, по данным на 1 апреля 2004 года, в Казахстане представлена следующим образом: 2152 предприятия сферы торговли и услуг, 4235 POS-терминалов, 2016 импринтеров, 914 банкоматов. Таким образом, несмотря на динамичное развитие, рынок пластиковых карт - как по части терминальной сети обслуживания, так и количества собственно карточек, в Казахстане еще далек от насыщения.

Потенциальный рынок оборудования по обслуживанию платежных карточек определяется из количества торговых или обслуживающих организаций, которые могут устанавливать торговое оборудование и принимать к оплате платежные карточки. При этом погоду на рынке платежных карточек могут сделать те организации, в которых ежедневно обращается значительный объем наличной валюты: рестораны и кафе, гостиницы и отели, торговые, туристические и риэлторские компании. По данным Агентства РК по статистике, количество таких точек, а значит, потенциальных участников рынка безналичных расчетов, в 2003 году составило 35 тысяч. Получается, что фактический охват предприятий от их потенциального объема составляет чуть больше 5%.

Что касается емкости рынка платежных карточек, то и здесь имеется большой задел. Если учесть, что количество работающего населения на 1 марта 2004 года составило 6871,3 тыс. человек, а количество выпущенных платежных карточек на тот момент достигло 2005,1 тыс. единиц, то получается, что лишь 29,2% казахстанцев используют пластиковые карты.

Именно поэтому прогнозы Национального банка относительно развития рынка платежных карточек весьма оптимистичны. Для того чтобы решить существующие проблемы рынка, планируется создание Национальной системы платежных карточек. В этих целях уже учрежден "Национальный процессинговый центр", акционерами которого стали кроме Национального банка еще 11 банков второго уровня.

[inc pk='727' service='table']