Опасаясь перемен

Часть президентского окружения оказывает противодействие по сближению позиций "Асара" и "Ак жола"

Опасаясь перемен

Температура публичных дебатов по мере приближения к осенним парламентским выборам нарастает. Заинтересованная общественность реагирует на слова, жесты, мимику, просто сотрясение воздуха и, конечно, никак не могла пройти мимо статьи советника президента РК Ермухамета Ертысбаева "Что такое "друзья народа" и как они воюют против президента". И эта статья дает пищу для развертывания полемики. Наряду с традиционной критикой оппозиции в ней прозвучал ранее неозвученный тезис: партия "Ак жол" названа политическим бизнес-проектом Казкоммерцбанка, а один из его совладельцев - Нуржан Субханбердин - "казахстанским Ходорковским", "серым кардиналом" казахстанской политики.

Известно, что вхождение в политику крупных бизнесменов не приветствуется в Казахстане. Установка власти по этому поводу однозначна. Возможно, что в такой позиции есть резон, иначе многие из числа преуспевающих коммерсантов были бы нацелены на создание собственной либо поддержку существующих партий, способствуя тем самым сращению бизнеса и политики. Вместе с тем есть исключения из этого неписаного правила: в ряде партий явственно обозначено присутствие отдельных представителей бизнес-элиты в качестве доноров либо лиц с еще более обширными функциями.

Следовательно, в статье Ермухамета Ертысбаева речь идет не о обыденных, а экстремальных отклонениях от рамок процесса управляемой демократии. Любые их проявления, согласно логике ее автора, крайне нежелательны. Не случаен здесь и пример Михаила Ходорковского. Нужно отметить, что для бизнесменов страны упрек в политизации особо значим из-за широко процитированных в свое время в СМИ слов Нурсултана Назарбаева о сомнительных истоках нажитого ими богатства. Так что статья Ертысбаева - недвусмысленное предостережение и фактическое требование адекватной реакции от руководства "Ак жола" и Казкоммерцбанка.

Естествен вопрос: почему именно сейчас, а не в течение, к примеру, более чем двухлетнего периода функционирования партии стал возможным этот публичный шаг? Версий немного. Во-первых, это вероятность радикализации программных установок партии в борьбе за электорат. В этом случае публикация статьи имеет превентивный характер.

В качестве второй возможна версия о том, что дальнейшее сближение позиций "Ак жола", "Асара", "Ауыла" и партии патриотов Казахстана, уже продемонстрированное недавним совместным обращением к президенту страны об отклонении поправок в закон "О СМИ", не отвечает интересам части правящей элиты, выступающей против модернизации политической системы. В случае объединения партий "Асар" и "Ак жол", как наиболее рейтинговые среди них, способны стать основой такого блока. Но ультимативный характер статьи может дать результат, противоположный тому, на который рассчитывал автор. Эта статья фактически подталкивает партию к радикализации ее позиции.

Третьим объяснением может быть намерение президентского окружения сделать "Отан" аналогом "Единой России", то есть обеспечить ей явное преимущество в парламенте. В этом случае необходима предваряющая "зачистка" конкурентного поля из-за ожидаемого снижения роли административного ресурса на предстоящих выборах.

Сблизятся ли "Асар" и "Ак жол"?

По всей видимости, каждая из упомянутых версий имеет право на жизнь. В руководстве "Ак жола", судя по характеру публичных высказываний, обозначились два крыла. Умеренными в лице Алихана Байменова, Ораза Джандосова, Людмилы Жулановой акцент сделан на последовательном реформировании политической системы. Более радикально настроенные Алтынбек Сарсенбаев и Булат Абилов ратуют за ее смену, то есть формирование правительства под началом парламента и парламентских партий. Впрочем, на этом радикализм последних исчерпывается. Расхождений относительно конечной цели реформирования (парламентская форма правления) между двумя группами нет, вопрос лишь в сроках реформирования.

Судя по публичному заявлению, лидеры "Ак жола" готовы к конструктивному сотрудничеству с "Асаром". Ответной реакции пока нет. Однако логика программных установок партий, намерение "Асара" консолидировать общество для решения многочисленных проблем делает эту вероятность весьма высокой. У руководства "Асара" и "Ак жола", например, есть отчетливое понимание необходимости модернизации политической системы страны, что в целом работало бы на дальнейшее упрочение общественной стабильности. В этом случае безусловно повысилась бы степень прозрачности выборов, был бы сделан серьезный шаг в становлении многопартийной системы в Казахстане.

В одной из своих публикаций "Эксперт Казахстан" отметил, что сближение позиций "Ак жола", "Асара", "Ауыла" и партии патриотов Казахстана вызовет у чиновников Астаны отрицательную реакцию, так оно может привести к сбоям в тщательно прописанные в чиновничьих кабинетах сценарии предвыборного марафона. Если ставка сделана на "Отан", то есть на обеспечение ее доминирования в будущем составе парламента, то естественно, что любого рода коалиции партий вне участия в блоке с "Отаном" будут противодействовать этой идее. Пока, похоже, наш прогноз о противодействии части президентского окружения сближению партий сбывается. Непонятно тогда, каким образом официальная Астана намерена осуществлять реформирование политической системы, необходимость которой неоднократно отмечалась.

К чему может привести союз "Асара" и "Ак жола"? Для ответа на этот вопрос необходимо понять феномен высоких рейтинговых показателей "Асара". Интенсивно проведенная рекламная кампания, безусловно, принесла свои результаты. Партия стала популярной, существенно опережая остальные, включая "Отан". Но это одна сторона медали.

Не менее, а скорее, более значим аспект, связанный с личностью лидера партии - Даригой Назарбаевой. В условиях девальвации слов (партии слишком много обещали избирателям, но очень мало выполнили) население поверило лозунгам "Асара". Решающую роль сыграли высокие рейтинги лидера страны, а также Дариги Назарбаевой.

Акцент "Асара" на консолидацию разных слоев населения не исключает, а предполагает объединение усилий политических партий. Альянс с "Ак жолом", то есть с партией, имеющей солидную социальную базу поддержки порядка 16 процентов, перспективен хотя бы потому, что идейные его сторонники - представители среднего класса, то есть состоявшиеся личности, имеющие работу, приемлемую заработную плату и т.д. У "Асара", напротив, социальную базу составляют в большинстве своем не имеющие пока определенных перспектив, то есть ядро поддержки весьма неустойчиво, лабильно.

Объединение усилий даст мощный импульс обеим партиям. "Ак жол" приобретет нужную легитимность, прежде всего в глазах центральных и местных органов управления. "Асар" продемонстрирует нацеленность на модернизацию политической системы, умение проводить гибкую политику, отвечающую современным общественным запросам. В конечном итоге в выигрыше окажется и население, которое жаждет перемен, но санкционированных властью. Согласно социологическим исследованиям, сегодняшняя ситуация хотя и приемлема для большинства населения, но слишком далека от желаемой. Однако варианты ее улучшения в понимании людей обязательно должны быть легитимными.

Очевидно, что возможность образования альянса "Ак жола", Народной партии ДВК, КПК, несмотря на явное тому противодействие идеологов Астаны, навряд ли вызовет у них головную боль. Даже объединив усилия, партии не составят конкуренции "большой четверке", то есть "Отану", "Асару", Гражданской и Аграрной партиям. Иная ситуация в случае совместных действий "Асара" и "Ак жола". Здесь может быть создана критическая масса, которая позволила бы в дальнейшем дать должный импульс развитию политической системы.

Очевидно, что этот сценарий не устраивает часть элиты, не намеренной уступать свои позиции из-за высокой вероятности создания подлинно конкурентной среды. Пока непонятно как поведут себя лидеры политических партий. Появление статьи, направленной против "Ак жола", это, по всей видимости, "разведка боем": перейдет ли намерение партий способствовать процессу дальнейшей демократизации страны в реальную плоскость либо это будут очередные виртуальные игры.

По российскому образцу

В прямом эфире Нурсултан Назарбаев заявил о своем намерении баллотироваться на очередной срок в 2006 году. Эта новость была вполне ожидаемой, так как масштабное строительство доступного по ценам жилья, реализация программы "Ауыл", процесс оптимизации развития сельских территорий приурочены к этому сроку.

В случае их эффективного выполнения они наряду с высокими рейтинговыми показателями у Нурсултана Назарбаева станут дополнительными весомыми доказательствами дееспособности руководства страны, эффективности проводимой им политики. Наличие уже реализованных, а также осуществляемых программ и планов свидетельствует о стабильной общественно-политической ситуации в стране как сейчас, так и в обозримом будущем.

Вместе с тем у части правящей элиты есть намерение искусственно форсировать события в политической сфере. Недавно опубликованный на сайте "navi" материал под названием ""Асар" - путь к успеху" иллюстрирует вариант развития партийной системы Казахстана. Несмотря на анонимность публикаций, отчетливо просматривается авторство группы российских политтехнологов. Акцент в документе сделан на формальной сегментации партий посредством выделения "большой четверки". Согласно логике рассуждения авторов, развитие "Асара" должно пойти в соответствии с российской стратегией укрепления "Единой России" как партии президентского большинства. Именно это обстоятельство "создало новую легитимность для принимаемых российским президентом Владимиром Путиным решений".

Наличие разночтений в администрации президента РК, в партийных кругах обусловило, по всей видимости, отторжение предлагаемого сценария действия. Вместе с тем не исключена вероятность его реанимации уже на базе "Отана". Вопрос о том, нужно ли президенту страны калькировать российский опыт из-за явной несопоставимости ситуации в Казахстане и России, остается открытым. Попытка выстроить партии по ранжиру, в данном конкретном случае на примере "Ак жола", приводит к мысли о живучести этой идеи.

Трехпартийная структура

Каков наиболее вероятный сценарий эволюции партийной системы Казахстана? Существующий расклад партийных сил сейчас выглядит следующим образом. На правом фланге находятся "Ак жол" и Гражданская партия. В центре - "Асар" и Аграрная партия, "Отан". К левой части партийного спектра относятся Народная партия ДВК и коммунисты.

Сейчас, скорее всего, будет выстроена трехпартийная система. "Отан", как президентская партия, образует правое крыло, поддерживая курс реформ, "Асару" будет уделено место в центре, остальные партии либо войдут в состав первых двух, либо примкнут к Народной партии ДВК и коммунистам.

Очевидна искусственность выстраиваемой конструкции. Несмотря на то, что в свое время власти создали большинство из ныне действующих партий для решения сиюминутных задач, ситуация сейчас качественно иная. Стабильность общественной политической ситуации способствует эволюционному сценарию развития партий.