Кинопрокатный дисбаланс

Кинопрокатный рынок в Казахстане устойчиво развивается, но он сконцентрирован в Алматы. В остальных городах этот вид бизнеса менее успешен

Кинопрокатный дисбаланс

На алматинском кинопрокатном рынке еще в 2000 году обозначились два крупных игрока - Otau Cinema (безусловный лидер) и "Арман", постепенно расширяющие свои сети. Они же взяли на себя функцию дистрибьюторов кинолент: берут в прокат копии картин в московских дистрибуционных сетях, которые работают напрямую с американскими мейджорами (официальными поставщиками кинолент) Dream Works, XXth Century FOX, Universal, World Video и другими. После показа в своей сети они обмениваются фильмами между собой, а также дают их в прокат кинотеатрам-одиночкам.

С последними московские кинопрокатчики даже не имеют дел, так как плата за прокат ленты не фиксированная, а процентная - 50 на 50. Более того, москвичи анализируют объемы кассовых сборов алматинских кинотеатров и на их основе дают рекомендации (обязательные для исполнения), каким кинозалам копии фильмов в прокат давать не следует (например, вновь открывшемуся мультиплексу Silk Way City).

Теперь один из московских дистрибьюторов Gemini Film International открывает свое региональное представительство в Казахстане. Это позволит Gemini отслеживать, дают ли алматинские сети копии кинолент в аренду кинотеатрам, скрывая вырученные проценты с вторичного проката.

Положительный момент для кинотеатров от появления представительства московского дистрибьютора в том, что картины тех американских мейджоров, с которыми сотрудничает Gemini (Universal и XXth Century FOX), будут предоставлены практически всем одновременно за счет увеличения копий. Ранее преимущества были у компании Otau Cinema, которая на эксклюзивных правах работала с Gemini.

Явный рост

По словам генерального директора Gemini Film International Михаэля Шлихта, если при зарождении алматинского кинопрокатного рынка достаточно было 1-2 копий (далее они передавались другим кинотеатрам), с 2003 года кинотеатрам передается уже 5-7 копий, а сегодня - 10-13. "Уже с 2001 года ваш кинорынок демонстрирует устойчивый рост на 15-20% ежегодно. Такие выводы мы сделали на основе оборота. И именно рост рынка стал причиной открытия нашего представительства здесь", - говорит глава Gemini.

На сегодняшний день на почти полуторамиллионное население Алматы приходится 20 экранов в 14 кинотеатрах на примерно 5 тыс. мест. При грубых подсчетах на одно место приходится 300 алматинцев, которые имеют возможность видеть самое новое мировое кино. Аналоговые и цифровые системы современного качественного звука представлены в 9 кинотеатрах из 14. Между тем еще в 1999 году в Алматы не было ни одного кинотеатра с долбистереозвуком.

- Казахстанский кинопрокатный рынок стремительно взрослеет, игроки тоже близки к профессионализму. Думаю, что Казахстан станет базой для экспансии нашей компании в Центральную Азию, которую мы намерены постепенно освоить с помощью Otau Cinema. Мы в свою очередь будем помогать нашему генеральному партнеру в вопросах маркетинга и промоушна. Для дальнейшего увеличения кассовых сборов в кинотеатрах Otau мы предусмотрели и финансовую поддержку, - сказал г-н Шлихт "Эксперту Казахстан".

Свидетельством роста кинопрокатного рынка Алматы является и появившийся два месяца назад кинотеатр Silk Way City с 4 залами на 338 мест, позиционирующий себя как мультиплекс. "Мультиплекс Silk Way существует уже около двух месяцев, однако в данный момент они не могут составить конкуренцию кинотеатрам нашей сети", - считает директор по прокату сети Otau Cinema Салтанат Джекебаева. Директор киноцентра "Арман" Бауржан Шукенов согласен, что Silk Way City не в силах составить конкуренцию алматинским кинотеатрам. Между тем руководство Silk Way City совершенно не разделяет пессимистичных настроений своих коллег по бизнесу. "Мы в один день показываем 9 фильмов. Расширенный репертуар привлекает зрителей, - аргументирует конкурентоспособность мультиплекса директор Таир Кесикбаев. - И если в первый месяц со дня открытия у нас побывало 12 тыс. человек, то уже за следующие 3 недели - 13 тысяч".

Г-н Кесикбаев согласился с тем, что из-за пока небольших сборов приходится брать киноленты в прокат за фиксированную плату, что несет в себе определенные риски. Но спасает преимущество мини-залов, которые вмещают от 70 до 94 зрителей. То есть если крупному кинотеатру невыгодно демонстрировать фильм в утреннее или обеденное время на 20-30 человек, то для маленького зала это вполне приемлемо и экономически оправданно.

- Бум мультиплексов, который наблюдается в России, охватит и Казахстан. Исходя из этой тенденции, а также судя по проектам Otau, уже в 2006 году на данном рынке произойдет качественный скачок, - считает г-н Шлихт.

За пределами Алматы

Но ситуация в Алматы не отражает ситуацию в стране в целом. В остальных городах в общей сложности присутствуют еще 8 кинотеатров, из которых лишь 4 оснащены многоканальным звуком, так как цены в региональных кинотеатрах зависят от возможностей региона, а качество, соответственно, от цен. То есть всего на 100 тыс. казахстанцев приходится менее 0,08 кинозала с современным звуком. Между тем на 100 тыс. жителей США приходится 14 современных киноэкранов, в европейских странах в среднем по 5 экранов, в России - 0,16.

Даже в мегаполисах и промышленных центрах, где уровень доходов населения позволяет развивать кинобизнес, спрос на этот вид развлечения еще полностью не удовлетворен. Имеющиеся кинотеатры в крупных городах обеспечивают техникой и репертуаром алматинские сети. К примеру, современный астанинский и костанайский кинотеатры представлены партнерами Otau Cinema. Киносеть "Арман" открыла свой кинотеатр в Астане, в перспективе - Атырау, Караганда. В планах руководства Silk Way City открытие ряда мультиплексов в Алматы, Астане и Атырау.

- На самом деле необходимо, чтобы экспансия кинопроката была шире. Бизнес просто не в силах охватить мелкие города и аулы без государственных субсидий. Даже в Алматы открытие современного кинотеатра требует больших капиталовложений и, к примеру, киноцентр "Арман" до сих пор не окупил заемные средства. Открывать кинотеатр в небольшом городе - не просто рискованно, а заведомо убыточно.

Г-н Шукенов считает, что развитие полноценного республиканского кинопроката представляет интерес для государства хотя бы потому, что он позволит расти и казахстанскому кинематографу за счет расширения аудитории. "Сегодня "Казахфильм" на государственные средства создает кинокартины, которые имеет возможность видеть аудитория фестивалей", - говорит он. Он также привел в пример государственную политику Франции в отношении кино, где принят закон, согласно которому значительная часть средств, получаемых от проката американских фильмов, идет в фонд поддержки национального кино.

В небольших городах действительно современные кинотеатры пока в новинку, в некоторых - вообще отсутствуют. В городе Таразе кинотеатр с долбистереосистемой появился лишь в конце прошлого года. По словам менеджера по общественным связям кинотеатра "Евразия" Азамата Айдарова: "Волна зрительского интереса, появившаяся после установки новой звуковой системы, заметно снизилась. Мы надеемся, что это в большей степени связано с обычной сезонной динамикой, для которой характерен резкий спад в апреле. Однако в нашем городе, с учетом численности населения (330 тыс.) и уровнем доходов, могу сказать, что кинобизнес малопривлекателен и вряд ли экономически целесообразно открывать еще один кинотеатр".

Одна из проблем кинотеатров небольших городов в том, что копии фильмов приходят четвертым этапом: вначале картину крутит сеть, закупившая копии, далее другие алматинские кинотеатры, затем - крупные города.

- Получается, что кинолента приходит в наш город, когда балхашцы уже успели приобрести лицензионные кассеты и диски, - говорит директор балхашского кинотеатра "Центрсинема" Саябек Рысбаев. - И в кинотеатр приходят лишь ценители звука. Если приход Gemini и увеличение копий позволит нам приобретать картины хотя бы на втором этапе, уверен, что вложенные в оборудование средства окупятся вдвое-втрое быстрее. Если же ситуация не изменится, то кинотеатр окупится только лет через 15-20.

По словам г-жи Джекебаевой, все больше городов проявляют интерес к открытию кинотеатров и даже мультиплексов. "На сегодняшний день мы рассматриваем предложения о сотрудничестве".