Авторынок под угрозой

Авторынок под угрозой

Союз автомобильных дилеров Казахстана направил президенту страны протест готовящемуся решению об увеличении таможенных пошлин на импорт автомобилей.

Последние три года авторынок демонстрирует устойчивый высокий рост на 5-7% ежегодно. В 2002 году официальными дилерами было продано 56 тыс. автомобилей, в 2003 - 93 тыс., до конца года прогнозируемый объем продаж составляет 160 тысяч.

Между тем, по данным Союза автомобильных дилеров Казахстана (САДК), правительством РК готовится решение об увеличении таможенных пошлин на ввозимые в страну автомобили с 10 до 25 процентов. Руководством 15 авторизованных дилеров заводов-производителей, входящих в САДК, направлено обращение на имя главы государства. В нем дилеры называют рассматриваемый документ "ошибочным и противоречащим логике развития рынка". Генеральный директор ТОО Alma motors Борис Сасин уверен, что позитивные тенденции, укрепившиеся на отечественном авторынке, под угрозой и "данный документ, если он будет принят, приведет к тому, что нас отбросят назад в автомобильное средневековье". На вопрос журнала "Эксперт Казахстан" о возможных потерях в этой сфере, директор департамента маркетинга ЗАО Toyota Tsusho Butya Светлана Туркина привела заключение экспертов, сделанное на основе маркетинговых исследований и сложившейся конъюнктуры рынка: "В среднем цены вырастут на 15-25%. Общий рынок потеряет 40%, неофициальные дилеры - 35%".

Импортозамещение как возможную причину готовящегося решения, автодилеры отклоняют (других причин не называют), так как уверены, что производство автомобилей в Казахстане на сегодняшний день экономически невыгодно. "Отсутствие производства комплектующих в стране в числе других причин повышает себестоимость конечного продукта на 25%". Кроме того, по мнению автодилеров, задачу увеличения собственного производства автомашин логичнее решать не путем повышения таможенных пошлин на импорт автомобилей, а посредством предоставления преференций самим производителям.

По мнению г-на Сасина, повышение пошлин может привести к тому, что потенциальные покупатели современных автомобилей, слой которых устойчиво формируется, будет вынужден приобретать машины, привозимые "серыми" дилерами. "Вновь станут востребованы не новые автомобили, а подержанные. Причем не 2-3-годичного пробега, а 8-10". Есть опасения, что это приведет к тому, что Казахстан станет свалкой автомобилей, от которых административными методами избавляются развитые страны, в том числе Германия и Япония.