Искусство дешево не продается

В Шанхае состоялась Неделя культуры Алматы. Посредством высокого искусства не города и не страны - две цивилизации пытались понять друг друга

Искусство дешево не продается

У Алматы и Шанхая, можно сказать, одинаковое предначертание. Алматы - второй город по значимости после столицы Казахстана Астаны, Шанхай - второй по величине в Китае: в нем живет 18 млн человек, больше, чем во всем Казахстане. Еще какую-либо схожесть найти очень трудно, а отличия можно перечислять долго: два мегаполиса сосуществуют будто в параллельных мирах. Но теперь, после того как в Шанхае состоялись Дни культуры Алматы, удивительным образом обнаружились дополнительные точки соприкосновения. И нашелся наконец ответ на извечный вопрос, насколько казахстанское искусство конвертируемо.

Классика - беспроигрышный хит

Опыт по проведению культурных фестивалей в Алматы накоплен немалый. Из-за гостеприимства города наши артисты почти "невыездные" - хорошие гастроли, как всегда, редкость. В один из последних выездов алматинские артисты смогли побывать в Москве и Санкт-Петербурге. Публика в этих российских городах взыскательная, но все же знакомая, одноязычная, духовно близкая. Когда собрались ехать в Стамбул, занервничали сильнее - предпочтения турецкой публики уже не так ясны, как в России. Но и там артистов ждал успех.

И вот год спустя после Стамбула новое испытание неизвестностью. Артисты Государственного академического театра оперы и балета им. Абая (ГАТОБ) и другие творческие коллективы отправились покорять Шанхай, который, естественно, не говорит по-русски, с величайшим трудом изъясняется на английском, предпочитая всем свой певучий, не поддающийся артикуляции иноземцев, загадочный язык.

Шанхайская мэрия очень кстати дала "подсказку", выразив пожелание принять на своих знаменитых сценах классику. Тогда-то и был определен предпочтительный репертуар: балет "Лебединое озеро" и "Жизель", опера "Травиата".

Заглавные роли в этих спектаклях традиционно исполняют самые лучшие артисты. В роли "Жизели" - визитная карточка ГАТОБ, блестящая балерина, заслуженная артистка Казахстана Лейла Альпиева. Партию Альберта, возлюбленного, погубившего неискушенную в интригах молодую крестьянку, исполнил лауреат международных конкурсов Дастан Чиныбаев.

Директор балетной труппы Эдуард Мальбеков уже потом, за кулисами, признался, что в "Жизели" немного пошалил. На свой страх и риск он включил в играющий состав дерзких, пока мало умеющих, но стремящихся к познанию искусства стажеров. Мальбекова волнует проблема "обновления крови" в труппе, и он решил "обкатать" молодежь на зарубежных гастролях.

Столь смелый шаг зрители, похоже, даже не заметили: спектакль был воспринят настолько тепло, что под бурные овации после занавеса у многих от слез блестели глаза - слез то ли умиления, то ли неподдельного восторга.

Небольшой эксперимент провел маэстро и с балетом "Лебединое озеро". Только в Шанхае стало ясно, что второй запланированный спектакль по техническим причинам не состоится. И тогда он решил, что в одном спектакле будут заняты две солирующие пары: умудренные опытом заслуженные деятели РК Дмитрий Сушков и Куралай Саркытбаева и совсем молодые танцовщики Софья Михлина и Алексей Сафронов.

Двухтысячный зал Большого театра "Гранд" в Шанхае потрясли рукоплескания, когда артисты вышли на поклон. Впрочем, Эдуард Мальбеков с самого начала был уверен, что балет ждет легкая победа. Балетная труппа ГАТОБ в Китае уже не впервые. "Мы возили "Лебединое озеро", "Спящую красавицу", "Спартак", - говорит балетмейстер. - И еще тогда мы поняли, что "Лебединое озеро" - беспроигрышный хит".

"Я не знаю, обогащают Дни культуры артистов и зрителей или нет, но я думаю, что это хорошо. Это средство общения через музыку, которую написали великие люди. Все-таки опера - вершина синтетического искусства", - сказал "ЭК" главный дирижер и художественный руководитель ГАТОБ им. Абая Ренат Салаватов. У Салаватова огромный творческий опыт, и ему есть с чем сравнивать: в прошлом он работал со Шведской королевской оперой, сейчас очень часто из Алматы летает в Казань.

Похожая судьба - разрываться между городами и театрами - почти у всех казахстанских звезд первой величины. Например, народная артистка Казахстана Нуржамал Усенбаева, которая, кстати, солировала в "Травиате", является одновременно и солисткой Казанского оперного театра, Майра Мухамедкызы сейчас выступает в Парижской опере. Долгое время оперный никуда не ездил, почти умирал, а теперь - феерические фестивали, пусть не умопомрачительные, но достойные контракты.

Никто не стоял за ценой

Дни культуры - это не гастроли. Именно на гастролях выявляется истинный интерес к искусству. Если интересно, люди выстаивают очереди в билетную театральную кассу, а если, как говорится, не задевает за живое, то в залах стоит гулкое, пустое эхо. Но Неделя культуры Алматы в Шанхае стала коммерческим проектом. Билеты стоили в среднем от 50 долларов и выше, но это не остановило зрителей.

Взволновал публику и национальный колорит фольклорно-этнографического ансамбля "Сазген Сазы". Народная музыка на многих шанхайских сценических площадках (коллектив давал по концерту в день) лилась как положительная энергия, которую не жалко расплескать...

К авангардному искусству в Китае, напротив, относятся сдержанно. На спектакль "Жезтырнак" с участием театра-студии "Самрук" пришла в основном молодежь, которой просто интересно посмотреть, как классическое искусство можно трансформировать в ультрасовременное.

Калмыков живее всех живых

В рамках Дней культуры состоялась и выставка современных художников Алматы. 50 полотен отбирал лично директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. Кастеева Байтурсын Уморбеков. Чтобы не ошибиться, он даже советовался со своим московским коллегой, весьма искушенным в организации подобных выставок. Ему был следующий наказ: "Вези модерн или все самое современное, которое в Европе называют авангард".

Интересно, что среди молодых и перспективных живописцев оказался Сергей Калмыков. Ученик Петрова-Водкина, "восточный художник", он всегда жил вне времени: его, творившего в пятидесятых годах прошлого века, навсегда захватила манера русского авангарда 20-30-х годов, которая по сей день остается интересной.

В выставляемой коллекции были представлены работы и самого титулованного казахстанского художника Ерболата Тулекбаева. Заслуженный деятель Казахстана, академик Российской академии художеств, обладатель золотой медали Сальвадора Дали, по-прежнему живет и творит в Алматы. Три года назад он провел персональную выставку в Третьяковской галерее в Москве, а в Шанхае любители живописи увидели его три картины: "Молодость художника", "Две женщины", "Кокпар".

Цзинь Ши-син, известный китайский искусствовед, в свое время изучавший русское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге и Москве, посетивший казахстанскую выставку, отметил, что она свободная, разнообразная, яркая. "У нас в Центральной Азии много солнца, которое развивает культуру в целом," - объяснил такое восприятие китайского искусствоведа г-н Уморбеков.

Многие шанхайцы интересовались, а можно ли купить ту или иную картину. Но это был просто вернисаж: устраивать распродажу "выставочных экземпляров" - такой цели не стояло. Однако кое-что из современной казахстанской живописи навсегда осталось в Шанхае. Мэру этого гостеприимного города был сделан скромный презент: картина с алматинскими пейзажами.

Шанхай-Алматы