Мобильные стратеги

В ближайшие два года степень проникновения мобильной связи в Казахстане увеличится с 10% до 27 %. Высокие темпы развития этого рынка привлекают ведущие мировые компании, которые открывают в Казахстане свои представительства

Мобильные стратеги

Сектор сотовой связи растет в Казахстане быстрыми темпами, что привлекает ведущие мировые компании, работающие в этой отрасли. Так, Nokia Networks, одно из основных подразделений корпорации Nokia, открывает официальное представительство в Казахстане. Об оценках казахстанского рынка, о стратегии и менеджменте компании "Эксперту Казахстан" рассказал вице-президент Nokia Networks Ян Линдгрен.

- Nokia является мировым лидером в сфере средств сотовой связи. И как вам удалось добиться этого?

- Есть несколько причин успеха Nokia. В первую очередь это новые технологии. Поскольку телекоммуникации предполагают много технологий, вы должны иметь хорошую технологическую базу и отличные навыки в этой сфере. С самого начала успехом стало создание сетевой инфраструктуры для мобильной связи. Кроме того, мы тесно работаем с клиентами для определения потребностей, для выявления ниш, в которых мы можем быть более конкурентными на рынке. Nokia обычно активно работает с новыми операторами связи и вместе с ними изучает ситуацию, то есть мы изучаем ситуацию с двух сторон.

Если же посмотреть на трубки, на сектор мобильных телефонов, то я думаю, что наша компания была первой, кто осознал, что это может быть потребительским продуктом, где дизайн и набор функций будут востребованы людьми. Nokia поняла это раньше всех и быстро перевела это понимание в потребительский товар.

Кроме того, в такой маленькой стране, как Финляндия, для компании важна преданность работающих на нее людей. Это не просто работа. Это настоящая преданность.

- В чем заключается стратегия Nokia?


Ян Линдгрен

- У нас есть два направления. Первое, вы, возможно, видели его, это слоган "Соединяя людей" (Connecting people). Он звучит просто, но в действительности заключает в себе все - соединение людей разными путями: посредством голосовой связи, а теперь и пересылка картинок и любой другой информации. Это на самом деле фундаментальный слоган, а не просто два слова. Другой стратегический девиз - "Жизнь становится мобильной" (Life goes mobile). Это означает: все, что мы делаем сейчас, может быть сделано через мобильную связь в будущем. Люди, как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни, становятся все более мобильными и хотят быть доступными, иметь доступ к информации, где бы они ни были и в любое время. И мы в компании должны понимать, что это значит для людей, какие средства они хотят иметь для обеспечения мобильности и, следовательно, какие технологии необходимы для внедрения в жизнь этих запросов.

- Расскажите о менеджменте в Nokia, чем он отличается от других компаний?

- До этого я работал в ряде крупных компаний, и поэтому могу сравнивать. Первые два аспекта, которые пришли на ум, это скорость и открытость. Менеджмент в Nokia очень быстрый. Наши менеджеры слушают людей, получают разные мнения и принимают решения. У нас нет очень долгих дебатов - мы просто пытаемся сфокусироваться на проблеме и принимаем решение. Другой момент - это открытость. Наш менеджмент всегда открыт и очень доступен. Мы имеем доступ к руководству по любым вопросам, с любыми предложениями. И нас выслушивают. Конечно, Nokia - это крупная корпорация с большим числом уровней, но если нужно, то любой уровень менеджмента доступен.

Также я хотел бы упомянуть наши ценности, которым мы стараемся следовать. Первое - это фокус на потребителе. Это не просто менеджмент, это стратегически важная вещь, поскольку если утрачивается фокус, то уходит потребитель и, соответственно, успех. Второй момент - это достижения. Есть конкретные цели, которые мы хотим достичь. Третье - ответственность. Сотрудник, ответственный за какое-то направление, должен обеспечить решение поставленных задач. Следующее - это обновление. Необходимо постоянное совершенствование. И последнее - это уважение к диверсификации. Nokia - это финская компания. 15 лет назад в ней было много финнов, много инженеров. Сегодня в компании много новых людей других профессий, культур, национальностей. Диверсификация необходима, потому что если раньше Nokia базировалась только в Финляндии, то сейчас это глобальная компания, и мы должны иметь сотрудников из разных стран, поскольку только местные специалисты понимают местную специфику. Вообще должен быть баланс не только между женщинами и мужчинами, но и между финнами и не финнами. К примеру, я из Швеции. Все эти ценности занимают важное место, и если многие компании только декларируют такие же ценности, то Nokia действительно следует им.

- Как вы подбираете сотрудников? Где находите?

- Разными путями. Конечно, мы тесно работаем с университетами и другими учебными заведениями, где стараемся найти лучшие кадры. Кроме того, на ключевые позиции мы берем людей из других индустриальных секторов. Я предполагаю, что раньше в Nokia было больше людей, которые пришли в компанию сразу после учебных заведений. Сейчас же появилось много сотрудников, сделавших карьеру в компаниях в других секторах экономики. Во всех странах, как, например, и в Казахстане, у нас единые стандарты подбора кадров.

- В одном из своих выступлений президент Nokia Йорма Оллила сказал, что мотивированный персонал - это краеугольный камень успеха компании. Как вы мотивируете людей?

- Я уже говорил о наших ценностях, которые крайне важны. Важно, как они обогащают людей, как люди разделяют уважение к компании. Работа должна нравиться. Мне, к примеру, нравится работать в компании. Nokia долгие годы является растущей компанией, даже быстро растущей. И люди привыкли работать в атмосфере достижения высокого роста, когда компания успешна. В первом квартале этого года у нас был спад продаж мобильных телефонов. Теперь большое внимание мы уделяем тому, как вернуть позиции. Nokia привлекает людей, которым нравится достигать высоких результатов, расти и выигрывать.

Диверсификация, как средство мотивации, тоже важна. Сейчас в менеджменте много женщин, а представители других стран все больше занимают ключевые позиции в компании. Это тоже привлекает людей. И, конечно же, открытость и прозрачность. Мы все говорим открыто. Если дела идут хорошо, то мы говорим об этом открыто. Если дела идут плохо, то все равно говорим об этом открыто. Я уже упомянул спад продаж в первом квартале. И мы не стали скрывать это, мы открыто признали наши просчеты в продукционном портфеле. Некоторые компании пытаются скрыть реальное состояние дел. Надо быть честными. Финны вообще честный народ, иногда брутально честный. И каждый доверяет этой открытости, этой прозрачности, потому что мы не скрываем наших проблем.

- В прошлом году Nokia провела реструктуризацию. Зачем?

- Давайте посмотрим, что произойдет в будущем. Если бы дело заключалось только в том, что все больше людей будут использовать голосовую связь, то нам следует просто продавать больше сотовых телефонов. Сейчас в мире их порядка 1,3 миллиарда, а к 2007 году их станет около 2 миллиардов. Но дело в том, что жизнь становится мобильной, а это значит, что люди хотят намного больше, чем просто разговаривать по телефону. Они хотят обмениваться изображениями, мелодиями, иметь доступ к информации и т.д.

Мы, как лидеры, должны взять на себя ведущую роль и удовлетворить новые потребности людей. Для этого мы разделили рынок на частных потребителей и профессиональных пользователей. То есть мы разделили подразделение мобильных телефонов. Мы сохранили подразделение с прежним названием (Nokia Mobile Phones), которое занимается исключительно производством сотовых телефонов. И создали два отдельных: подразделение корпоративных решений (Nokia Enterprise Solutions) и подразделение мультимедиа (Nokia Multimedia). Первое отвечает за определение потребностей предприятий и правительственных структур в будущем. Оно фокусируется исключительно на профессиональном рынке. Второе подразделение рассчитано на частного потребителя. В частности, это медийные функции, передача изображений, игры и т.д.

Взять, к примеру, изображения, MMS. В этом Nokia отличается от остальных компаний, поскольку они просто вставляют камеру в телефон, а Nokia вкладывает в это больше: мы думаем о том, как вы будете фотографировать, как вы будете передавать фотоснимки другим, как вы будете их печатать и, наконец, как вы будете их хранить. То есть мы сосредоточены на всей сфере вокруг этого. Сейчас все фокусируются на том, чтобы встроить в телефон более мегапиксельную камеру. Но все имеют более или менее приличные камеры. Главное же заключается в том, как превратить это в большую индустрию. Таким образом, Enterprise Solutions отвечает за рынок профессиональных пользователей, а Multimedia - за понимание запросов потребительского рынка и обеспечение этих потребностей. В этом основная суть реструктуризации. И это правильный шаг, хотя он привел к снижению роста продаж в первом квартале.

- Какова доля Nokia Networks в общей структуре продаж Nokia?

- Nokia включала в себя два базовых направления - мобильные телефоны и сетевую инфраструктуру. Nokia Networks занимает не столь большую долю, как Nokia Mobile Phones. Доля сетевой инфраструктуры где-то 23-25%, остальные три четверти приходятся на мобильные телефоны. Поэтому когда речь заходит о Nokia, то сразу возникают ассоциации именно с телефонами. Но рынок сетевой инфраструктуры растет достаточно быстро, поскольку операторы сотовой связи инвестируют значительные средства в развитие сети, особенно в развивающихся странах, например, как в Казахстане. И, к примеру, продажи Nokia Networks в первом квартале росли. Мы сейчас занимаем твердое второе место в мире по сетевой инфраструктуре. Но в некоторых сегментах, таких как 3G, мы лидеры.

- И чем же продукция Nokia Networks лучше той, что продают ваши конкуренты?

- Можно было бы ответить: "Мы предлагаем качество мирового уровня". Но все игроки мирового класса предлагают высокое качество. Наше преимущество в том, что мы понимаем, в каком направлении развивается индустрия сотовой связи, потому что мы производим и сетевую инфраструктуру, и телефонные трубки. Продвигая оборудование для сетей, мы понимаем, что необходимо для сотовых телефонов, и наоборот. Таким образом, оба направления идут рука об руку. Это наше главное преимущество.

- Что вы думаете о казахстанском рынке? Есть ли особенности работы на нем?

- Очень впечатляющий. Я приехал сюда, чтобы понять, что происходит на местном рынке. Nokia внимательно следит за новыми растущими рынками. Несмотря на низкое проникновение в Казахстане - порядка 10%, - темпы роста очень большие. В ближайшие пару лет степень проникновения может подняться с 10 до 27%. В Европе мы наблюдаем крайне высокую степень проникновения и достаточно низкий уровень роста. Из бесед с операторами мы поняли, что потенциал огромен. Так что казахстанский рынок очень интересен нам.

Кроме того, растет предложение новых услуг. Я тут видел много рекламы MMS - это хороший показатель. Надо учитывать и то, что такие страны, как Казахстан, могут перепрыгнуть сразу через несколько ступеней развития телекоммуникационного сектора. И это вкупе с экономическим ростом показатели большого потенциала. Перспективы весьма хорошие, и мы серьезно работаем в Казахстане. Мы пришли с прицелом на перспективу, а не просто для того, чтобы быстро продать оборудование и уйти. Мы открываем здесь официальный офис, где будут работать два иностранных специалиста и семь казахстанских.

Значительный рост и быструю адаптацию к новым видам услуг можно отнести к особенностям работы на казахстанском рынке. Кроме того, вызовом для нас является покрытие больших территорий.