Антимонопольные новации

Антимонопольные новации

В Казахстане с прошлого года применяется практика утверждения тарифной сметы предприятий-монополистов. Однако законодательное отсутствие раздельного учета затрат, доходов и используемых активов позволяет отечественным монополистам формально увеличивать затраты, связанные с деятельностью, регулируемой антимонопольным законодательством. В этой связи Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМ) представило в нижнюю палату парламента законопроект о поправках в Закон РК "О естественных монополиях".

По утверждению первого заместителя председателя АРЕМ Жаннат Ертлесовой, "отсутствие раздельного учета предприятиями, которые производят несколько видов продукции и услуг, приводит к тому, что, к примеру, командировочные расходы закладываются в затраты на производство электроэнергии, затем в ее предлагаемую стоимость".

Как выяснилось, ныне действующее законодательство достаточно широко трактует сферы услуг естественных монополий. В частности, услуги в области телекоммуникаций, аэронавигации, услуги портов и другие. Однако, по словам Ж. Ертлесовой, "в реальности из 40 услуг, оказываемых аэронавигацией, только 2 относятся к сфере естественных монополий, а из 400 услуг "Казахтелекома" антимонопольщиками регулируется только 8 видов услуг". Поэтому АРЕМ намерено впредь (с принятием поправок) ввести единую методологию выделения видов услуг, относимых к сфере естественных монополий.

Еще одна группа законодательных поправок касается качества предоставляемых услуг. В настоящее время тарифы на услуги монополистов утверждаются без учета стандартов их качества. Планируется, что в будущем тарифы будут обусловлены стандартами качества предоставляемых услуг. В первую очередь это, несомненно, относится к коммунальным услугам. Однако для оценки качества услуг, например, в теплоснабжении населения, потребуется установка соответствующих счетчиков. Правда, неясно, кто должен нести по ним затраты - производители или потребители? По мнению агентства, к подобным проектам может подключиться Банк развития Казахстана, который мог бы выделять субъектам естественных монополий кредиты под низкие проценты для приобретения приборов учета.

Следует также отметить важность поправки АРЕМ, касающейся обязательного характера публичных слушаний о повышении тарифов, поскольку на данный момент такие процедуры осуществляются, как правило, по требованию потребителей услуг.

Приведенные выше факты представляются достаточно убедительными, а принимаемые для их устранения законодательные инициативы вполне логичными. Не вписывается в эту логику пожелание АРЕМ, чтобы перечень услуг антимонопольного регулирования утверждался правительством республики по представлению уполномоченного органа. Действительно, агентство не входит в состав правительства, а подчиняется президенту страны. И смысл переподчинения состоял именно в том, чтобы исключить влияние различных лоббистских групп в правительственных кругах. Как будут обстоять дела теперь, непонятно.

Тем не менее уже известно, что АРЕМ готовится к реструктуризации. При этом предполагается, что агентство сосредоточится на разработке методологии, нормативно-правовой базы, его территориальные департаменты будут отданы в ведение местных органов власти. Иными словами, контроль за деятельностью монополистов будет передан акимам. Это также слабо вписывается, на наш взгляд, в общую логику проведения последовательной антимонопольной политики, так как эти департаменты могут (и наверняка будут) испытывать сильное давление со стороны акимов.