Оптимизм оптимизаторов

Компания SAP — безусловный мировой лидер в области программных ИТ-решений для бизнеса — заявила в конце весны этого года, что надеется к 2015 году достичь в СНГ оборота в один миллиард евро

Оптимизм оптимизаторов

Значительная доля этих средств, очевидно, будет заработана в Казахстане. И это притом что компания, собственно, и сейчас очень неплохо чувствует себя в регионе. «СНГ — четвертый регион SAP», — говорит «Эксперту Казахстан» генеральный директор SAP СНГ Игорь Богачев. За счет чего же один из мировых лидеров собирается нарастить свою выручку в постсоветских странах?

Большие, но быстрые

Первый и самый очевидный сегмент, где SAP может нарастить продажи — корпоративный. И здесь у компании есть большие успехи, несмотря на тяжелые, казалось бы, времена для бизнеса. «Кризис для нас не стал проблемой, а, скорее, предоставил возможности. Дело в том, что когда компания агрессивно растет — например, за счет своего монопольного положения, ей, вероятно, разумнее и инвестировать в дальнейший рост оборота. Но когда начинается спад, есть смысл поработать над эффективностью, оптимизировать издержки. А это именно то, в чем мы действительно сильны», — рассказывает г-н Богачев. У SAP есть решения и в области ERP, и CRM, и бизнес-аналитика, которая, кстати, крайне востребована в последнее время. «Вполне логично, что в первый год кризиса наблюдался, например, огромный спрос на наши продукты у банков, которые до этого были не столь активны, — продолжает глава SAP СНГ. — Период массового кредитования, когда активы росли как на дрожжах, закончился, и финансисты вынуждены были заняться управлением эффективностью собственного портфеля. Они повернулись лицом к потребителям и инвестировали во взаимоотношения с клиентами, в программы лояльности, в мобильный банкинг, и так далее. У нас все это есть».

К слову, рассказывая о мобильных продуктах, Игорь Богачев вспоминает самый яркий, на его взгляд, пример: Standard Bank — крупнейший африканский финансовый институт — внедрил сейчас решение для мобильных устройств, которое работает даже на самой простой трубке «Nokia» и позволяет потенциальному клиенту открыть счет через сотовый телефон, даже не приходя в отделение, положить на этот счет деньги и осуществлять платежи. «Ряд проектов, которые сейчас в Африке реализуются, очень интересен. И это, конечно, преимущество экономики, у которой нет груза прошлого, — делится своими мыслями Игорь Богачев. — Это позволяет сразу перепрыгнуть в будущее. Это, собственно, относится и к нашим странам — России и Казахстану».

Не так давно SAP поглотила компанию Sybase, являющуюся лидером в области мобильных решений. «Теперь у нас есть все, чтобы “мобилизовать” наших клиентов», — говорят в SAP. «Мобилизация» — это мировой тренд. И если такая волна еще не накрыла территорию СНГ — это только вопрос времени. Цифры говорят сами за себя: в мире насчитывается 6 млрд мобильных устройств, 4 млрд человек пользуются услугами операторов сотовой связи. Общая численность в той или иной степени «мобильных» сотрудников уже насчитывает 1 млрд человек. Объем рынка смартфонов уже превысил объем рынка ПК, а к 2013 году мобильные устройства, согласно прогнозам экспертов, обойдут ПК и станут самыми распространенными девайсами, использующимися для доступа в Интернет. И, что немаловажно, волна «мобилизации» распространяется как цунами: в пять раз быстрее, чем предыдущие «ИТ-революции» — клиент-серверные технологии и даже Интернет.

Еще одна революция, происходящая на наших глазах — это появившаяся возможность обрабатывать огромные массивы данных в реальном времени. Что это дает бизнесу? Например, в секторе FMCG компания может моментально получать информацию о продажах по всему ассортименту своей продукции и корректировать объемы производства. Гибко применять маркетинговые инструменты, стимулируя продажи там, где они «проседают». И так далее, и так далее. У SAP для такого «анализа на лету» есть серверное решение, которым компания по праву гордится, работающее в оперативной памяти серверов — HANA. С помощью HANA обработка данных ускорилась в тысячи, а иногда и в сотни тысяч раз. Реальный производитель товаров народного потребления, который уже воспользовался этим продуктом, сотрудничающий с 70 ретейлерами, при этом хранящий в базе 460 млрд записей объемом 50 терабайт, был впечатлен скоростью работы этой системы. Она выдает любые данные для анализа за 0,04 секунды. Причем результаты можно увидеть на любом устройстве, подключенном к Интернету, и в любое время.

Такая молниеносность полностью меняет парадигму ведения бизнеса. Составление планов на квартал, их исполнение, долгий анализ — все эти привычные процедуры, сжимаясь до минут, делают неповоротливых мастодонтов быстрыми и стремительными. Можно мгновенно получать любые срезы данных, ответы на любые вопросы, видеть последнюю информацию из доступных источников. А это означает, в свою очередь, что теперь можно, например, анализировать прибыльность тех или иных направлений в реальном времени или создать модель организационной структуры предприятия, включающую буквально каждого сотрудника.

Вот реальные результаты, которые компании уже получили благодаря HANA: время подготовки отчетности и данных для аудита сократилось на 70–90%, при этом в целом финансовые службы экономят от 30 до 50 процентов своего рабочего времени. На 20–30% сократился отток клиентской базы у тех, для кого эта проблема была актуальна. На 10–20% повысилась точность и оперативность прогнозов продаж.

Велосипеды для дела

При этом HANA — отличная платформа для облака — другого мощнейшего тренда. Стандартизованные облачные сервисы могут заинтересовать и крупные компании, но прежде всего они будут полезны малому и среднему бизнесу. А это как раз второе направление, за счет которого SAP может нарастить продажи в СНГ. «Я понимаю, что мы ассоциируемся с компанией, обслуживающей корпоративный сегмент. Но этот образ не вполне соответствует действительности, — рассказывает Игорь Богачев. — Семьдесят процентов наших клиентов в мире — это малый и средний бизнес. SAP начал инвестировать в малый и средний бизнес, если не ошибаюсь, в 1989 году, приобретя две компании, специализирующиеся на этом сегменте. Было запущено сразу несколько продуктов. Один из них назывался “Business One” и представлял из себя полнофункциональную, очень надежную ERP-систему для небольших компаний. Например, производственная фирма с пятнадцатью сотрудниками могла вести полный учет в такой системе. Где-то в двухтысячных SAP начал разрабатывать решение, которое называлось “Business by design” — и это было не что иное, как облачное ERP. Однако в тот момент не было такого спроса на облачные решения. Так что в целом компания очень много и сил, и инвестиций тратит на развитие продуктов для МСБ. Потому что, с одной стороны, мы понимаем, что большие компании вырастают из маленьких. С другой стороны — конечно, есть экономики, где МСБ генерирует почти весь ВВП».

В странах СНГ общее количество заказчиков из сегмента малого и среднего бизнеса у SAP сейчас составляет примерно тысячу — это, правда, согласно собственной классификации компании, которая вряд ли совпадает с официальной. Из этой тысячи в Казахстане — более сотни. Одна из таких компаний — Distrilab с оборотом 6 миллионов евро в год и штатом 45 человек. Distrilab специализируется на поставке лабораторного оборудования, приборов и материалов для предприятий, работающих в нефтегазовой, химической, горнодобывающей, металлургической и фармацевтической отраслях, пищевой и легкой промышленности, для научно-исследовательских институтов и лабораторий. Внедрив CRM-систему от SAP, фирма нарастила продажи на 20% за год. При этом она сократила затраты на 11—15% за счет увеличения производительности труда менеджеров, уменьшения инцидентов, связанных с потерей информации, и благодаря более строгому контролю за текущими операциями.

«Для меня компания, относящаяся к сектору малого и среднего бизнеса, — это прежде всего компания которая растет за счет своих средств, имеет агрессивную стратегию, — рассуждает глава SAP СНГ. — И мы видим очень большое количество таких компаний среди наших клиентов. Вообще у нас очень удачная работа. Мы все время общаемся с успешными людьми, которые амбициозны и хотят расти еще быстрее. И именно такие компании МСБ и приобретают наши решения. Потому что они сразу ищут технологии на вырост».

Однако решение, которое выбрало Distrilab — это on-premise решение, предполагающее довольно крупные единоразовые инвестиции. Сейчас SAP готовит к запуску в Казахстане облачную версию, которая будет работать на базе дата-центров Казахтелекома. «Это будет более массовое предложение в целом всем малым предприятиям, которое позволит перейти на новый уровень управления, новый уровень учета, новый уровень взаимодействия с заказчиками, с поставщиками, управления производством. Когда мы запустимся, это поднимет малый бизнес Казахстана на принципиально иной уровень. Компании получат инструмент, насыщенный лучшими мировыми практиками таких же компаний из других стран. Ведь, по большому счету, компания по производству пластиковых бамперов в Германии не сильно отличается от компании, которая делает то же самое в Казахстане. Я, знаете, очень в детстве любил сам велосипеды собирать, пока не понял, что в итоге получается все равно тот же велосипед, что и из магазина».

Любимый пример малого предприятия, использующего облако от SAP, — украинская сеть медицинских учреждений iqClinic, основанная кандидатом медицинских наук Ростиславом Валихновским. «У Ростислава было десять клиник в Украине, — рассказывает Игорь Богачев, — и перед ним встала задача: как автоматизировать учет в своей фирме. Он сделал частное облако с помощью нашего ERP. И для него открытие новой клиники сейчас, с точки зрения ИТ-инфраструктуры, не представляет никакого труда. Главная задача — нанять правильного доктора, который будет способен новую клинику возглавить. И если таковой будет найден, ему за минуту будет дан доступ к системе, создано рабочее место. Будет предоставлен интерфейс, в котором присутствуют истории болезней, содержится вся хозяйственная деятельность: закупки, продажи, отчеты… Так вот одиннадцатую клинику Валихновский открыл в Нью-Йорке. Работа ведется в том же облачном решении». Заметим: основатель сети iqClinic утверждает, что инвестиции от венчурного фонда для расширения бизнеса он получил благодаря тому, что его компания была понятной, прозрачной для инвестора.

Роста продаж облачных решений SAP для МСБ и не только можно ожидать еще и потому, что эта компания поглотила Success Factors — ведущую компанию, предоставляющую удаленный сервис по управлению персоналом. Это технология, которая, в частности, позволяет, если так можно выразиться, пронизать стратегией всю организацию. И это притом что, согласно исследованиям, обычно 95% сотрудников не понимают стратегии и целей компании, в которой они работают.

Кроме корпоративного сектора (об использовании продуктов SAP нам рассказывал управляющий директор ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов — см. «Эксперт Казахстан» №19), компания SAP работает и в направлении «электронного правительства». В частности, в Казахстане технологии SAP используют Минфин и Минобороны. Наш журнал довольно подробно рассказывал об этом около полугода назад.

Что может помешать агрессивным планам SAP в СНГ? «Во-первых, на рынке по-прежнему 80% всех ИТ-затрат идет на закупку оборудования. Это коренным образом не соответствует мировым трендам. В мире примерно 20% тратится на оборудование, а 80% тратится на услуги, — рассказывает г-н Богачев. — Во-вторых — это внутреннее программирование. Люди по-прежнему любят программировать то, что уже давно сделано. Хотя есть стандартное приложение, его пытаются переписывать. На мой взгляд, это наносит существенный вред компаниям, потому что в конечном счете компания становится заложником решения, подготовленного двумя-тремя специалистами. И без всяких гарантий поддержки». В качестве иллюстрации глава SAP СНГ приводит пример: в одной очень крупной российской компании в серверной стоял ноутбук. Задача системного администратора состояла в том, чтобы сдувать с него пыль, чтобы тот не дай бог не остановился. Потому что на ноутбуке крутилось программное обеспечение, написанное много лет назад какими-то локальными разработчиками, которые уже много лет назад уехали в Пало-Альто, а отключить ноутбук не было возможности, поскольку это программное обеспечение поддерживало один из ключевых бизнес-процессов. «Представляете масштаб риска для крупного бизнеса подобных разработок! — восклицает Игорь Богачев. — Впрочем, для нас это означает лишь то, что мы увидимся с этими компаниями чуть позже — через три, пять или десять лет».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности