Проектные, но несистемные

Не секрет, что всерьез внедрением принципов устойчивого развития в Казахстане занимаются международные организации. Их объем работы включает массу различных мероприятий консультативного характера: от совместного с госорганами составления планов развития до проведения конференций и разъясняющих семинаров.

Жанибек Хасан
Жанибек Хасан

Чтобы получить независимую экспертную оценку процесса перехода казахстанской экономики к устойчивому развитию, «Эксперт Казахстана» задал несколько вопросов Жанибеку Хасану, директору программы «Прозрачность государственных финансов» фонда «Сорос-Казахстан».

— Жанибек, в чем выражается, по вашим наблюдениям, системный подход к устойчивому развитию в РК? Какие компании работают и строят стратегии на принципах устойчивого развития?

— Во многих странах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), являющейся своеобразным клубом стран с развитой экономикой, публикуются долгосрочные прогнозы и стратегии развития — на несколько десятилетий вперед, вплоть до 2050 года. Эти документы в той или иной степени базируются на принципах устойчивого развития. В Казахстане подобных общенациональных прогнозов или стратегий на данный момент не существует, если не считать концепцию перехода РК к устойчивому развитию на 2007—2024 годы. В интервью газете «Коммерсантъ» в феврале текущего года вновь назначенный глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев признал, что в ФНБ еще нет стратегии развития. Планируется, что этот стратегический документ будет разработан на десятилетний срок. С моей точки зрения, подобный документ в обязательном порядке должен основываться на концепции устойчивого развития и отвечать критериям устойчивого развития ООН. В целом деятельность национальных компаний в Казахстане можно назвать скорее проектной, чем системной.

— Насколько глубоко понимание у ключевых казахстанских компаний тех методов, которые предложены в обзоре?

— Понимание у компаний есть, но одно дело — реализация проекта на 5 лет и совсем другое — тщательный анализ влияния проекта на экономическую, социальную и окружающую среду в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, топ-менеджменту казахстанских национальных компаний нужно включаться в разработку долгосрочных планов развития предприятий, учитывая их огромное значение для социально-экономического развития республики.

— Насколько предприятия, запускаемые в рамках ГПФИИР, отвечают принципам устойчивого развития?

— В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года и программе ГПФИИР заложено понятие «устойчивое развитие». Однако насколько каждый отдельно взятый проект отвечает требованиям низкого влияния на окружающую среду — вопрос довольно сложный. Процесс оценки проектов, которые допущены к рассмотрению и которые планируется финансировать, в том числе за счет бюджетных средств, должен быть максимально прозрачным. Согласно методологии оценки каждому проекту выставляются определенные баллы по устойчивости, экологической безопасности и другим критериям. Эти показатели могли бы размещаться на сайте фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».

— Как в Казахстане обстоит дело с «зелеными» инвестициями?

— «Зеленая» экономика является одним из столпов устойчивого развития. Вместе с этим последние инвестиционные проекты не демонстрируют высоких показателей бережного отношения к окружающей среде. Например, в электроэнергетическом секторе выработка электроэнергии на более чем 70% обеспечивается за счет угля. Согласно стратегической программе этот показатель в ближайшие годы существенно снижаться не будет. К сожалению, несмотря на наличие закрепленных положений в стратегических документах о повышении доли «зеленой» экономики это десятилетие, скорее всего, пройдет под знаменем «коричневой» экономики. Большинство пилотных проектов в сфере продвижения инициатив по «зеленой» экономике поддерживается международными организациями развития, например ПРООН и другими.

— В каком состоянии находится механизм ГЧП в Казахстане, каков его реальный потенциал развития?

— Потенциал развития ГЧП в Казахстане высокий. В стране существуют мощные финансовые и промышленные группы. Однако инвестору необходимы определенные гарантии получения прибыли, законодательной устойчивости, укрепление институтов, снижение административных барьеров и множество других факторов. Актуальным является вопрос прозрачности отношений правительства и частных компаний в увязке «государство — инвестор». Несмотря на то что отношения между государством и инвестором носят двусторонний характер, общество также заинтересовано в реализации инвестиционных проектов. Прозрачность в сфере заключения контрактов, процедур и процесса тендерных закупок и большая подотчетность уполномоченных государственных органов и компаний квазигосударственного сектора дает возможность повысить уровень общественной поддержки, а значит, и легитимность соглашений.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее