Школа жизни

Отечественный рынок страхования укрепляет свои позиции во многом благодаря поддержке государства, которое и далее намерено регулировать этот процесс

Школа жизни

Последние два года современная инфраструктура национального страхового рынка формировалась ускоренными темпами. Создан Фонд гарантирования страховых выплат, расширен список обязательных видов страхования, учреждена Государственная корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. В ближайшее время - срок поставлен до 1 июля - будет утверждена "Программа развития страхового рынка в Республике Казахстан на 2004-2006 годы".

Поступление страховых премий увеличивается из года в год. За последние 10 лет средний темп роста составляет 180%, несмотря на то, что страховщики дружно отмечают низкий уровень страховой культуры населения - жгучего интереса к страхованию у него нет. Это стимулирует страховой бизнес к внедрению современных технологий и новых видов услуг и конструктивно решать те проблемы, что существуют на рынке.

Принуждение как стимул

Закон "О страховании" в Казахстане принят в 1992 году, и только после этого началось формирование рынка страховых услуг. Два года спустя в качестве превентивной меры - дабы не стали возникать страховые "пирамиды" и страховые организации выполняли свои обязательства, а также пруденциальные нормативы и т.д. - была введена система государственного регулирования страховой деятельности. В это время в страховом секторе Казахстана предпринимаются попытки навести порядок: увеличены требования к капитализации страховых организаций, наложен запрет на занятие страховщиком иной, кроме страхования, предпринимательской деятельностью, введены лимиты по максимальной ответственности страховщика по отдельному договору (не более 10% от суммы собственного капитала и страховых резервов).

С 1994 года количество страховых компаний начало быстро расти, увеличившись к 1999 году с 22 до 71. Затем в кривой роста наступил резкий спад. 2000-2001 годы стали рубежными для десятков компаний: повышение требований к уровню капитализации, финансовой устойчивости и платежеспособности привели к их закрытию. Сегодня в республике действуют 34 страховые организации, в том числе две - по страхованию жизни (по казахстанскому законодательству страхование рисков и страхование жизни разделены: считается, что нельзя подвергать риску накопления граждан, которые они осуществляют по второму виду страхования). Кроме того, в стране работают 6 страховых брокеров, которые являются посредниками между страхователем и страховщиком.

Увеличение страховых премий наблюдается из года в год. В 2002 году по сравнению с предыдущим прирост страховых премий составил 63%, в 2003 - 32%. Это довольно скромные результаты по сравнению с другими периодами "десятилетки". Страховщики связывают это с введением налоговых ограничений на отнесение страховых премий на вычеты из налогооблагаемого дохода и стремлением страховых компаний к селекции риска.

Наиболее показательным по темпам прироста страховых премий стал 1998 год - тогда было введено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев транспортных средств, и объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился сразу на 2000%.

Таким образом, обязательные виды страхования по сути являются движущей силой развития страхового рынка в целом, и поэтому государство, заинтересованное в процветании рынка страхования, создает для него благоприятные условия.

В Казахстане уже существует шесть видов обязательного страхования: ГПО владельцев транспортных средств, перевозчика перед пассажирами, частных нотариусов, аудиторов и аудиторских организаций, ГПО туроператоров и турагентов, обязательное страхование в растениеводстве. Кроме того, с 1 января 2005 года начнет действовать Государственный фонд социального страхования. Частный страховой бизнес не сможет участвовать в данном проекте, но эту потерю ему компенсируют введением обязательного страхования ответственности работодателя и ГПО владельцев объектов, деятельность которых связана с причинением вреда третьим лицам.

В России, между тем, существует всего четыре вида обязательного страхования, а в развитых странах - не более двух. Там страховая культура населения воспитывалась десятками лет, и потому нет необходимости принуждать людей страховать свои риски - все делают это добровольно, как в порядке вещей.

Впрочем, заместитель председателя Агентства финансового надзора Канат Досмукаметов заверяет, что Казахстан больше не будет принимать законы об обязательном страховании: "Вводить его хорошо, но увлекаться не стоит. Должен быть баланс между обязательными видами страхования и добровольными". По его мнению, страховой рынок, в отличие от банковского, должен пройти все этапы своего развития. Введение обязательных видов страхования жизненно необходимо для молодых рынков, таких как наш (таким образом государство поддерживает частный страховой бизнес и в то же время перекладывает на него часть своей социальной ответственности). Однако любое "навязанное право" способно вызвать обратную реакцию, потому и важно "знать меру". Потребность регулировать этот процесс отпадет только тогда, когда люди привыкнут добровольно страховать и имущество, и здоровье, и жизнь.

Богатые чаще платят

Комплект страховых услуг, предоставляемых казахстанскими страховыми компаниями, включает всего 30-40 видов страхования. С точки зрения страхового рынка любой развитой страны, это мизер, а по мнению отечественных страховщиков - "оптимальный минимум". Но это вовсе не говорит о том, что на развитии поставлена точка.

С января 2004 года начала работу Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ГСК), которая предложила экспортерам несырьевого сектора страхование от риска финансовых потерь. При этом покрываются страховой защитой как коммерческие (банкротство покупателя, его неспособность выполнить финансовые обязательства), так и политические риски (экспроприация, конфискация, ограничение прав собственности на экспортируемый товар, одностороннее или необоснованное расторжение либо неисполнение контракта государственным органом иностранного государства и т.д.). Этот вид защиты предназначен прежде всего для малых и средних предприятий, которые хотели бы улучшить условия своего финансирования со стороны банков, расширить поставки товаров за счет перехода на условие отсрочки платежа, выйти на новые рынки. Несмотря на то, что этот страховой продукт был предложен совсем недавно, уже приняты решения о страховании по 20 проектам на общую сумму 20 млн долларов.

ГСК, конечно, вне конкуренции. Во-первых, у нее достаточный уровень капитализации - 55 млн долларов, что дает ей по законодательству право брать на себя риски до 5,5 млн долларов. Во-вторых, сегмент страхования экспорта отдан на откуп только ей.

Остальных игроков достаточно высокая конкуренция на рынке подстегивает к предоставлению более качественного сервиса и расширению перечня страховых услуг в другом направлении. В этом году, например, три компании: "Premier Страхование", KBS Garant и БТА, предложили новую страховую услугу по защите от природных катаклизмов. Система дополнительного перестрахования, связанного с катастрофическими рисками catXL (catastrophic excess of loss), используется во всем мире, а в Казахстане, несмотря на большую опасность разрушительных землетрясений в юго-восточных регионах, ее не было.

Директор по перестрахованию международной корпорации RFIB Group Питер Толбот уверен, что застрахованные риски должны быть перераспределены между различными странами, и здесь перестрахование, предоставленное иностранными партнерами, как раз будет иметь огромное значение. "В случае большой катастрофы помощь Казахстану при покрытии катастрофического риска пришла бы извне", - говорит он.

Однако страховым компаниям приходится сталкиваться с такой проблемой, как недоверие к страховой системе со стороны потенциальных клиентов. Это, конечно же, самым непосредственным образом отражается на содержании пакета предоставляемых услуг и его объеме. Население страны хорошо помнит негативный опыт Госстраха СССР (у многих накопительные страховки так и остались непокрытыми), различные "финансовые пирамиды", а потому очень осторожно относится ко всякого рода предложениям о страховании. Кроме того, в настоящее время в процессе принудительной ликвидации находятся 13 страховых организаций - в свое время они систематически не соблюдали требования пруденциальных нормативов, не выполняли письменные предписания надзорного органа. Из этой "чертовой дюжины" полный расчет с кредиторами произведен только по двум страховым организациям, частично - по трем. В остальных ликвидируемых страховых компаниях ликвидационная масса для расчетов с кредиторами по предъявленным требованиям либо отсутствует, либо недостаточна. Это значит, что страхователи получают урок уже новейшей истории.

Председатель правления СК "Лондон - Алматы" Ергали Бегимбетов видит еще одну причину, почему граждане проявляют сдержанную активность в страховании: "Они до сих пор ориентированы на получение государственных социальных пособий. Только разграничение сферы применения социальной защиты населения за счет государственного бюджета и страхования будет способствовать решению этой проблемы".

Наиболее проблемными страховщики называют добровольное личное и добровольное имущественное страхование. Если в 2003 году по сравнению с 2002-м рост страховых премий по обязательным видам страхования составил 136,4% (всего собрано 19 млн долларов), то по добровольному личному - 45,2% (19 млн долларов), а по добровольному имущественному - всего 18,6% (155 млн долларов). В классе добровольных доминирует медицинское страхование (45% от общего поступления в секторе добровольного личного страхования), затем идет страхование от несчастных случаев (33%). Такой важный вид, как страхование жизни, от общих собранных премий в личном страховании занимает лишь 15% (3 млн долларов), но при этом он демонстрирует в последнее время уверенный рост - более чем на 100% в год.

Несмотря на это, страховщики указывают на один фактор, который оказывает отрицательное влияние на перспективы среднесрочного становления рынка страхования жизни - демографический. Сегодня этот вид услуги оказывают две компании, которые открыты при поддержке банков и обслуживают в основном их клиентов, берущих кредиты. Но и этих двух компаний, выходит, много для страны, в которой живут всего около 14 млн человек (при этом население "размазано по карте тонким слоем", что создает трудности в охвате потенциальной клиентуры и требует дополнительных затрат). Но самое главное, конечно, то, что страхование жизни стоит недешево, а доходы населения пока очень низки. "Как только начнет повышаться платежеспособность населения, - говорит член совета директоров компании " Premier Страхование" Гаухар Касымканова, - страхование в стране будет развиваться более динамично".

Председатель Агентства финансового надзора Болат Жамишев, со своей стороны, подчеркивает необходимость изменения режима налогообложения, которое не только не стимулирует население к тому, чтобы страховать жизнь или заниматься накопительным страхованием, но и, наоборот, тормозит развитие страховой индустрии в республике. Так, сегодня налогами облагаются все участники страхового рынка - физические лица, их работодатели, осуществляющие личное страхование, страховые организации. Например, инвестиционный доход страховых компаний (приятное исключение - доходы от операций с государственными ценными бумагами), направленный на увеличение страховых резервов по договорам личного накопительного страхования, включается в совокупный годовой доход и подлежит обложению подоходным налогом.

Конкуренция - страшная сила

Финансовые успехи участников страхового рынка производят хорошее впечатление. За последние три года объем страховых премий вырос более чем в два раза. Пока всем страховым компаниям хватает места под солнцем, но на рынке наблюдается существенная диспропорция: на долю пяти компаний -лидеров по сбору страховых премий приходится 63,3% совокупной страховой премии (данные на 1 января 2004 года).

С 1999 года на страховом рынке прослеживались негативные тенденции по монополизации: сначала первая пятерка имела долю 32%, в 2000 году - 54%, в 2001-м - 59, в 2002-м - 76,2. (Для сравнения: в России 50 (!) крупнейших страховщиков собирают более 80% объема всех премий и страхование считается самой монопольной отраслью экономики). Доля рынка второй пятерки соответственно все время уменьшалась, а остальные компании вообще имели крохи. И только в 2003 году произошло существенное снижение доли первых пяти страховых компаний. Но это вовсе не свидетельствует о том, что рынок демонополизируется. Дело в том, что крупнейшие страховые компании принадлежат тем или иным промышленно-финансовым группам, а также банкам, которые могут их обеспечить в своем бизнесе или партнерском солидными страховыми премиями под готовые проекты. Другим же игрокам страхового рынка, чтобы заработать на хлеб, приходится работать уже с малым и средним бизнесом, частными лицами, что, безусловно, не может поставить их в один ряд со своими более удачливыми конкурентами.

"Государственные тендеры мы проигрываем, - жалуются топ-менеджеры средних страховых компаний. - Не можем понять, как они проводятся. Вроде отличное предложение даем, удовлетворяющее всем требованиям, цена хорошая, качество покрытия великолепное, перестраховщики имеют высокие рейтинги. А выигрывают те, кто и без того имеет лучшие позиции по сбору страховых премий!".

- Возможно, проблема заключается не столько во влиятельных связях или аффилированности со значимым бизнесом, сколько в том, что крупные компании являются маркетмейкерами - они диктуют на рынке цены и условия, которые могут "потянуть" только лидеры, - говорит Ергали Бегимбетов (позиция на рынке СК "Лондон - Алматы" - в третьем десятке). - К тому же по действующему законодательству компания может брать на себя риски по одному заключенному договору не более 10% от собственного капитала. Именно поэтому хорошие, выгодные предложения недоступны для недостаточно капитализированных компаний. Значит, у них остается только один выход - капитализироваться. Во-первых, это открывает новые возможности. Во-вторых, повышается финансовая устойчивость.

Однако не все компании, находящиеся сегодня в арьергарде, разделяют подобную точку зрения. У многих из них вызывает чувство неопределенности заявление Агентства финансового надзора о необходимости дальнейшей капитализации. Этот план, рассчитанный на три года, чиновники намерены представить в ближайшее время. Понятно, что потенциал по повышению капитализации имеют далеко не все компании. Достаточно крупные из них, которые связаны с промышленно-финансовыми группами или серьезным бизнесом, проблем с капитализацией иметь не будут. А средним и мелким придется туго.

Именно поэтому менеджер по развитию бизнеса компании Marsh Алия Кельбуганова прогнозирует сокращение количества страховых компаний, которое, по ее мнению, будет связано с ужесточением требований по капитализации.

Но заместитель председателя Агентства финансового надзора Канат Досмукаметов не склонен считать, что намечается исход некоторых компаний с рынка: "Напротив, учитывая большой интерес со стороны иностранных и отечественных инвесторов к нашему страховому рынку, активно прорабатывается вопрос открытия нескольких страховых и перестраховочных организаций на территории Казахстана. Сейчас у нас на рассмотрении находятся документы на открытие трех страховых компаний. Ведутся переговоры по одной перестраховочной организации".

Тем не менее по состоянию на 1 апреля 2004 года 11 из 34 страховых организаций не выполняли требования пруденциальных нормативов. (Действующая страховая компания в настоящее время должна иметь уставный капитал размером 100 млн тенге, вновь открывающаяся, как и компания по страхованию жизни, - 150 млн. Кроме того, за каждый дополнительный класс страхования необходимо вносить еще от 5 до 10 млн тенге). Это свидетельствует о том, что менее капитализированные компании имеют перспективу выйти из бизнеса. В таком случае доля крупных компаний опять неизбежно возрастет. К тому же новые инвестиционные проекты, прежде всего в нефтегазовой сфере, не только не позволят крупным страховщикам сдать свои позиции, но и укрепят их.

С одной стороны, это может негативно отразиться на структуре страховых услуг и развитии самого рынка. Стоимость личного и имущественного страхования граждан несравнима со страхованием в больших (тех же нефтегазовых) проектах, и потому есть вероятность, что лидеры страхового рынка еще долго не будут ориентироваться на незначительные по объемам, но зато очень трудоемкие и затратные классы страхования. Если мы получим этот сценарий, то страховой рынок еще долго не сможет играть сколь-нибудь существенной роли в экономике и жизни населения страны.

С другой стороны, есть заинтересованность государства в дальнейшем укреплении позиций страховщиков и в особенности тех из них, кто уже твердо стоит на ногах. И связано это с неминуемой либерализацией допуска иностранного капитала на страховой рынок.

Определенные ограничения для компаний-нерезидентов были установлены с самого начала. Это было обосновано, потому рынок был совсем молодой. Сейчас иностранный капитал в отрасли "общее страхование" может владеть лишь 25% участия в суммарном оплаченном уставном капитале, а в отрасли "страхование жизни" - 50% участия. Кроме того, запрещается создание филиалов страховой организации-нерезидента. "В процессе переговоров с ВТО перед нами ставится вопрос о более либеральном допуске иностранного капитала, - говорит Канат Досмукаметов. - Если говорить о мировом опыте, то все страны ВТО имеют достаточно либеральный доступ на свой рынок, это касается и открытия филиалов международных финансовых организаций, и по количественному участию в капитале. На либерализацию мы пойдем. В каком режиме - этот вопрос пока обсуждается". Понятно, что жесткую конкуренцию со стороны нерезидентов могут выдержать только самые крепкие из отечественных страховщиков. Так что, получается, монополизация рынка в данных условиях - скорее благо, чем зло.

Все будет хорошо?

То, как будет развиваться рынок дальше, зависит не только от поведения игроков на рынке, но и от видения перспектив Агентством финансового надзора, которое имеет довольно влиятельные рычаги.

С начала года начал свою работу Фонд гарантирования страховых выплат (ФГСВ), созданный по подобию Фонда гарантирования депозитов в банках второго уровня, благодаря которому за короткий срок повысилось доверие населения к банкам. ФГСВ призван защищать права и законные интересы кредиторов при принудительной ликвидации страховой организации-участника по некоторым видам обязательного страхования. Так, в настоящее время гарантии фонда распространяются на обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств и ГПО владельцев перевозчика перед пассажирами. Схема проста: страховые организации заключают с фондом соответствующий договор участия, которым предусматривается отчисление ему обязательных и чрезвычайных взносов, а при принудительной ликвидации страховщика и наступлении страхового случая страхователи получат возмещение от фонда. Безусловно, существование ФГСВ несколько повысит привлекательность страхования, но для того, чтобы население окончательно поверило в страховую систему, придется постепенно переходить от гарантий по обязательному страхованию к добровольным.

Сегодня пока неясно, как будет решен этот вопрос в перспективе, хотя в целом по рынку она очерчена: Агентство финансового надзора разработало "Программу развития страхового рынка на 2004 -2006 годы". Ее главная цель - укрепление роли страхования как эффективного механизма защиты интересов государства, граждан и хозяйствующих субъектов от всевозможных рисков: финансовых, социальных, техногенных и т.д. В рамках этой программы будет создана государственная аннуитетная компания, предприняты меры по совершенствованию режима налогообложения, улучшено и обновлено законодательство, получат развитие такие саморегулируемые субъекты на страховом рынке, как актуарии и т.д., будут, наконец, созданы в колледжах и вузах центры по подготовке специалистов страхового дела. И все ради того, чтобы увеличить совокупный объем страховых премий к 2007 году в 3-3,5 раза по сравнению с 2003 годом, а также довести долю страховых премий во внутреннем валовом продукте до 2%.

Именно последняя цифра является наиболее показательной в оценках развития страхового рынка. По итогам прошлого года объем собранных страховых премий на душу населения составил 1936 тенге. Отношение объема страховых премий к валовому внутреннему продукту едва достигло 0,65%. Эти данные пока еще несопоставимы с результатами развитых стран, где объем страховых премий в среднем составляет 1800 долларов на душу населения и 8,5% от ВВП.

К 2007 году казахстанский страховой рынок, конечно, не сможет "догнать и перегнать Америку", но, по мнению страховщиков, в обозримом будущем он способен сделать качественный скачок. Так, прогнозы на 2015 год, сделанные компанией "Лондон - Алматы" с помощью программы Evies, учитывающей динамику роста ВВП, страховых премий, темп изменения численности населения и выдающей небольшую погрешность, довольно оптимистичны: страховые премии на душу населения составят 12954 тенге, отношение страховых премий к ВВП - 4,427%.

[inc pk='711' service='table'][inc pk='712' service='table']