Отложенная реформа

Отложенная реформа

В последние полгода идея модернизации политической системы активно обсуждалась на страницах СМИ, семинарах и конференциях. На внеочередном седьмом съезде партии "Отан" президент Нурсултан Назарбаев фактически расставил точки над "i" в вопросе дальнейшей политической модернизации, ее этапов и направлений. Стоит отметить, что многие из идей, озвученных президентом, были недавно предложены партией "Ак жол" в программе политических реформ. Но самое интересное то, что еще в 2000 году содержание реформ было озвучено лидером страны в ежегодном послании народу Казахстана. Но реформы были отложены, причиной чему стал 2001 год.

В том году группа видных государственных и общественных деятелей страны выступила с заявлением об отставании политических реформ от хода экономических преобразований. 2001 год - особая дата в истории суверенного Казахстана. Именно тогда в рядах правящей элиты публично была артикулирована полярность в видении темпов и этапности политической модернизации в рядах правящей элиты. Образование трех групп - консерваторов, в лице администрации президента, умеренных реформаторов (партия "Ак жол"), радикалов (общественное движение "Демократический выбор Казахстана") стало логичным следствием размежевания позиций. Вместе с тем есть основание для вывода о том, что декабрьский "раскол" фактически отсрочил начало политических реформ. Еще до 2001 года идея выборности акимов рассматривалась властью как шаг в системном становлении местного самоуправления. Реальность намерений подкреплялась графиком поэтапного перехода к выборности акимов. В ежегодном послании президента Нурсултана Назарбаева народу страны в 2000 году были обозначены сроки выборности поселковых акимов (2002 год), целесообразность разработки государственной программы поэтапного введения выборности акимов вышестоящих уровней. Но раскол элиты упрочил позиции сторонников авторитаризма. И идеи консерваторов, отрицавших необходимость политической модернизации, в последующие несколько лет стали доминирующими.

События 2001 года существенно повлияли на процесс становления партийной и политической систем страны. Уже тогда были обозначены контуры трехпартийной системы. Движение "Демократический выбор Казахстана" последовательно отстаивало и отстаивает идею немедленного перехода к парламентской форме правления, найдя союзников в лице Коммунистической партии Казахстана. Партия "Ак жол" видит необходимость совершенствования политической системы посредством поэтапной демократизации. В разработанной ею государственной программе политических реформ выделен ряд приоритетных задач.

Определенность позиций левого крыла (ДВК, коммунисты), центра ("Ак жол") поставила консерваторов - "Отан", ряд других пропрезидентских партий в крайне неловкое положение. С одной стороны, они осознавали необходимость перемен в политической сфере, к примеру, расширение полномочий представительной ветви власти, усиление роли политических партий. Вместе с тем реализация линии обозначенной президентом страны в 2000 году была чревата упрочением позиций центристов. В этих условиях блок консерваторов занял оборонительно-агрессивную позицию, дистанцируясь от предлагаемых оппонентами новаций. Используемые приемы при этом были весьма банальны: партии, не придерживающиеся их установок, причислялись к разряду внесистемной оппозиции. Остался лишь шаг до объявления их "врагами народа".

Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым принят ряд принципиальных положений проекта государственной программы политических реформ, предложенных "Ак жолом". К ним следует отнести: создание национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества (аналог государственной комиссии по политическим и административным реформам), формирование счетного комитета палатами парламента; корректировка схемы формирования центральной избирательной комиссии (ЦИК); выборность акимов; расширение полномочий парламента, наделение его контрольными функциями. Конечно, те же консерваторы могут настаивать сейчас на том, что это их идеи и констатация калькирования здесь явно неуместна. Быть может, в этих, уже гипотетических, высказываниях есть изрядная доля истины. Также очевидно, что поводов для "затягивания" реформ уже нет. Обозначен старт идеям, многие из которых были озвучены еще в 2000 году.

[inc pk='710' service='table']
Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?