Два этапа модернизации

На прошедшем съезде президент вооружил отановцев, испытывающих явный недостаток креативных идей, вполне приемлемой программой политической модернизации

Два этапа модернизации

Президент Нурсултан Назарбаев выступил на внеочередном съезде партии "Отан" с программой модернизации политической системы страны, а также сообщил дату предстоящих парламентских выборов. Они пройдут 19 сентября этого года.

Нельзя сказать, что внезапное проведение внеочередного съезда "Отан" стало для большинства казахстанского политического истеблишмента неожиданностью. Чего-то подобного ждали. Причем сразу после того, как стала известна дата - 15 июня, в кулуарах парламента заговорили о том, что, скорее всего, на съезде выступит президент и будут выдвинуты новые политические инициативы. Прежде всего активно обсуждалась возможность увеличения количества депутатских мест вообще и по партийным спискам в частности. Повестка съезда, исходя из которой депутаты от нынешней партии власти предполагали обсудить собственную предвыборную платформу, названную ими несколько претенциозно - "Казахстанский путь - программа 2009", никого не вводила в заблуждение. Все ожидали, что скажет президент. И впервые, наверное, за три года все свое выступление Нурсултан Назарбаев посвятил единственной теме - политической модернизации, состоящей из двух этапов.

В рамках действующей Конституции (текущий этап)

Исходной посылкой этого этапа преобразований является тезис о том, что ныне действующая Конституция себя не исчерпала. Следовательно, и все изменения должны проходить в ее рамках. Ориентировочный срок окончания данного этапа - 2007 год, то есть после президентских выборов. В качестве главных задач - увеличение полномочий парламента, децентрализация госуправления, введение местного самоуправления, либерализация взаимоотношения по оси государство - СМИ. Отдельным вопросом стоит выборность акимов. Нурсултан Назарбаев, пожалуй, впервые так жестко артикулированно сформулировал свое видение этой проблемы. "Учитывая унитарное устройство нашего государства и безусловную необходимость сохранения его управляемости, а также негативный опыт неподготовленного введения выборности местных руководителей в отдельных странах СНГ, мы считаем правильным сохранить практику назначения акимов областей, городов Астаны и Алматы, что, кстати, и предусмотрено действующей Конституцией. Это обеспечит единство всей вертикали государственного управления и соблюдения баланса в решении общенациональных и региональных проблем в интересах всего общества", - подчеркнул он. Однако тут же президент заявил, что считает возможным и даже необходимым выборность акимов нижестоящего уровня, то есть городов областного подчинения, районов и так далее. Более того, "ее следует вводить не позднее 2006-2007 годов. К этому времени выборы акимов должны стать логическим завершением процесса децентрализации государственной власти, становления системы местного самоуправления".

Основным же инструментом текущего этапа модернизации предполагается стать постоянно действующему совещанию по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества (ПДС). Которое планируется трансформировать в некий статусный орган - представительную национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества, который будет постоянно действовать при главе государстве. Указ об этом, как заявил президент, будет подписан в ближайшее время. В качестве обязанностей данному органу будет вменена выработка мер, направленных на совершенствование политической системы Казахстана.

Под эгидой данной комиссии предполагается обсудить такие первоочередные меры, как наделение парламента возможностями большего влияния на формирование состава правительства путем введения практики обсуждения не только кандидатуры премьер-министра, но и кандидатур министров на заседаниях профильных комитетов парламента. Кроме того, завершение (не позднее 2005 года) работы по децентрализации государственного управления, дальнейшая либерализация в отношениях государства и средств массовой информации, усиление правозащитных механизмов путем поэтапного введения института присяжных заседателей, расширения правозащитных возможностей омбудсмена и т.д.

Это будет завтра (второй этап)

Ключевым моментом второго этапа, который должен, по мнению Нурсултана Назарбаева, начаться с 2007 года, то есть следующего избирательного цикла, станет возможное изменение действующей Конституции страны. Поскольку без этого невозможно реализовать идеи, изложенные президентом. Прежде всего это касается усиления роли парламента и политических партий в формировании органов власти и контроле за их деятельностью. И главной неожиданностью здесь прозвучала достаточно революционная мысль о формировании правительства на основе парламентского большинства. "Самого серьезного внимания в ходе конституционных изменений потребует разработка новой системы формирования правительства. В этой связи нам, очевидно, необходимо проработать вопрос о том, чтобы правительство формировалось через механизм парламентского большинства. Это позволит нам обеспечить новый уровень влияния и контроля народных представителей за высшими органами исполнительной власти", - заявил Нурсултан Назарбаев.

Кроме того, в ходе конституционной реформы президент предлагает наделить парламент более широкими контрольными функциями, поскольку "парламент должен не только утверждать государственный бюджет, но и реально участвовать в контроле за его исполнением".

Нурсултан Назарбаев также считает, что следует пойти на увеличение численности депутатов обеих палат парламента, что вызывается необходимостью обеспечения более широкого представительства населения страны. "Ведь Казахстан - это государство с огромной территорией и существенным региональным и этническим разнообразием, которое должно, несомненно, лучше учитываться в составе парламента", - заявил он.

Кроме того, по его мнению, следует расширить контрольные возможности Счетного комитета, распространив их при этом на региональный уровень. При этом формирование Счетного комитета преимущественно передать палатам парламента. Подвергнутся изменениям и принципы формирования ЦИК и Конституционного совета.

"Считаю необходимым скорректировать и схему формирования Центральной избирательной комиссии, предусмотрев участие в ее формировании не только мажилиса, но и сената парламента. Это обеспечит участие политических партий в формировании ЦИК. По этой же схеме можно было бы формировать и Конституционный совет", - убежден президент.

Перехват инициативы

Своим выступлением на съезде Нурсултан Назарбаев еще раз доказал, что по праву является политическим лидером государства. Публично объявив о фактическом начале парламентской избирательной кампании, он тут же выбил практически все козыри из рук оппозиции. Поскольку затронул фактически все болевые точки современной казахстанской политической системы. Сказав в принципе то, что хотела от него слышать политическая и экономическая элита, - выборность акимов, местное самоуправление, увеличение депутатских мест в парламенте, формирование правительства парламентским большинством, увеличение полномочий и контрольных функций парламента, - он так расставил приоритеты и сроки решения этих вопросов, что основная и содержательная часть политической реформы должна начаться после 2007 года. То есть после нынешних парламентских и предстоящих в 2006 году президентских выборов. Теперь оппозиции, которая готовилась выступить на предстоящих парламентских выборах с лозунгами прежде всего политического характера и с критикой режима, не желающего политической модернизации, придется, видимо, их скорректировать. Поскольку инициативой прочно завладел президент. И вряд ли призывы к немедленной политической модернизации будут на этом фоне адекватно или с сочувствием восприняты обществом. Достаточно было видеть счастливые лица делегатов съезда и совершенно радостных депутатов, которые являлись его гостями, после окончания выступления.

Складывается впечатление, что на первом этапе пройдут лишь косметические изменения системы (трансформация ПДС в Национальный совет), но это крайне неверно. Ключевой момент первого этапа - выборы акимов, которые должны пройти до 2007 года. Причем назначенными останутся только акимы областей и Астаны и Алматы, все остальные будут избраны. Несмотря на то, что к подобной структуре (легитимный "низ" - назначенный "верх") можно относиться по-разному, безусловно, это сделает власть более транспарентной и окажет влияние на политическую активность в обществе.

Еще одним сильным шагом президента стало то, что программа политической модернизации была обнародована именно на съезде "Отана". Тем самым президент как бы поделился политической программой с гипотетической партией власти, поскольку у самого "Отана" с креативными идеями в этой области, мягко говоря, было не густо. Выступив на съезде, президент вооружил "отановцев" вполне приемлемой концепцией политической модернизации, которая позволит им конкурировать на выборах с представителями других политических партий и прежде всего оппозицией. Судя по всему, у Нурсултана Назарбаева была и другая цель, о которой он хоть и коротко, но сказал в финале своего выступления. "Опыт многих стран, относящихся к "третьему эшелону модернизации", а это большинство молодых демократий в Азии, показывает, что их рывок с периферии мирового развития был обеспечен доминированием определенной политической партии. В Японии это была партия либеральных демократов, правящая более 50 лет с небольшим перерывом. Такая же ситуация в Индии, Сингапуре, Малайзии, достигших больших успехов в экономическом развитии", - заявил президент. И подчеркнул, что "в партии "Отан" я вижу мощную модернизационную политическую силу, которая обеспечит дальнейший успех реформ на новом этапе развития общества".

Астана

[inc pk='709' service='table']