Увеличение транзитного потенциала

Увеличение транзитного потенциала

В2005 году Казахстан планирует начать строительство новой железнодорожной магистрали восточно-западного направления. Прогнозируемый срок завершения проекта - 2010 год. Общая протяженность линии "Достык-Актау" составит порядка 3070 км. По предварительным данным, приблизительная стоимость казахстанского участка - 3,5 млрд долларов. В эту сумму входит не только прокладка самих рельс, но и сопутствующих объектов инфраструктуры, пояснили в пресс-службе АО Национальной компании "Казахстан темир жолы".

Дорога будет соответствовать мировым стандартам, которым не отвечают железнодорожные колеи в СНГ (ширина колеи в мире уже). Данный факт является причиной увеличения стоимости тарифов из-за вынужденной замены колес: по расчетам АО НК "КТЖ", эта процедура отнимает 30-40% транзитной прибыли. В национальной компании уверены в рентабельности проекта. Главное преимущество магистрали будет в том, что она станет привлекательным альтернативным маршрутом для увеличения транзитного потенциала страны. По итогам 2003 года объем транзита составил 6,7 млн тонн, а общий доход - 28 млрд тенге (см. график). "Реализация проекта позволит нам увеличить данный показатель до 40 млн тонн уже в первые год-полтора. Соответственно, ожидаемый доход по ценам нынешнего транзита превысит 100 млрд тенге", - сказал "Эксперту Казахстан" исполнительный директор АО НК "КТЖ" Серик Абдалиев. Увеличить объем транзитных перевозок в два раза АО НК "КТЖ" рассчитывает уже в 2005 году за счет строительства первого участка маршрута от границы с Китаем до станции Актогай (320 км).

Уже сегодня известно, что строительство будет финансироваться за счет частных инвестиций. Пока юридически оформленных договоренностей нет, но крупные китайские финансовые организации заявили о своем интересе.