Три в одном

В ходе прошедших в Астане заседаний глав государств-участниц ЕврАзЭС и ОДКБ между ними на фоне подписанных документов более остро проявились противоречия

Три в одном

Во второй половине июня в Астане прошло три события, так или иначе имеющих отношение к процессам интеграции на постсоветском пространстве. Это саммит глав государств ЕврАзЭС, совет ОДКБ и организованный казахстанской стороной международный форум "Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации".

Итоги саммита ЕврАзЭС

Главными итогами саммита стало подписание президентами стран-участниц двух документов Договора о статусе основ законодательства ЕврАзЭС и Соглашения о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС на рынке ценных бумаг.

Договор о статусе основ законодательства ЕврАзЭС, порядке их разработки, принятия и реализации определяет принципы разработки основ законодательства ЕврАзЭС, а также объясняет процедуру разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия. Согласно подписанному документу, "государственные органы сторон осуществляют контроль за реализацией основ законодательства путем проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия основам законодательства ЕврАзЭС".

Документ также предписывает осуществление обмена информацией между сторонами о реализации основ законодательства. "Под основами законодательства понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения сторонами соответствующих соглашений", - говорится в тексте договора.

По мнению президента России Владимира Путина, скорейшая ратификация парламентами стран-участниц этого документа и вступление его в силу "позволит принимать наднациональные документы прямого действия, что очень важно с точки зрения реальных интеграционных процессов".

Казахстанские юристы также считают данный шаг чрезвычайно важным на пути к реальной интеграции, поскольку, как заметил "ЭК" один из казахстанских экспертов, работавших над текстом документа и пожелавший, чтобы его имя не называли, "говорить о реальной интеграции без унификации правовой базы бессмысленное занятие". В то же время и российские, и казахстанские специалисты высказывают сомнение, что договор будет быстро ратифицирован всеми сторонами. "Договор, конечно, подписан, но вряд ли будет быстро ратифицирован, по крайней мере, отдельными его участниками", - так прокомментровал "ЭК" произошедшее один из членов российской делегации.

Больше надежд возлагалось на то, что заработает подписанное президентами соглашение о сотрудничестве на рынке ценных бумаг. Оно предполагает создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработку и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите интересов инвесторов, создание информационной базы данных и обеспечение равноправного доступа к ней. Как отмечено в соглашении, "каждая из сторон предоставляет на своем рынке ценных бумаг режим наибольшего благоприятствования резидентам других сторон".

Вместе с тем в соглашении отмечается, что сделки на межгосударственном рынке ценных бумаг осуществляются в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они совершаются. Кроме того, расчеты по сделкам с ценными бумагами, совершаемым на межгосударственном рынке, осуществляются в валюте, которая определяется по соглашению участников рынка с учетом требований законодательства страны, на территории которой совершаются эти сделки.

Сепаратные переговоры

Одной из удач саммита можно считать продвижение вперед на пути формирования единых таможенных и транспортных тарифов. Инициатива здесь принадлежала Казахстану, который выработал пакет предложений по встречным изменениям 10-процентных ставок импортных таможенных пошлин и действующих ценовых тарифов России и Белоруссии до казахстанского уровня. "В нашей организации таможенные тарифы согласованы на 56 процентов, - заявил на итоговой пресс-конференции Нурсултан Назарбаев. - Идет разговор еще о 10 процентах. Здесь надо учитывать интересы всех сторон. Хотя у нас всех есть твердая уверенность, что мы подойдем к решению этого вопроса. Что же касается тарифов на перевозки между нашими государствами массовых грузов типа зерна и других, то достигнута договоренность о том, что тарифы на эти грузы будут идентичными".

Одной из центральных проблем, обсуждаемых на саммите ЕврАзЭС, решение которой многие ожидали, была давно муссируемая идея создания водно-энергетического консорциума. Однако хотя Казахстан и Россия подтвердили свое твердое желание как участвовать в строительстве Камбаратинского каскада ГЭС в Кыргызстане (предполагаемая стоимость проекта - 2,5-3 млрд долларов), так и реализовывать энергетические проекты на территории Таджикистана, каких-то кардинальных документов подписано не было. "По проектам Камбарата-1 и Камбарата-2 сейчас работает экспертная комиссия, готовит предпроектное ТЭО", - сообщил "ЭК" министр энергетики минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник. Относительно того, какие казахстанские компании выступят инвесторами, министр высказал мнение, что "скорее всего, это будут институты развития".

Однако далеко не все было так безоблачно. Александр Лукашенко на итоговой пресс-конференции фактически обвинил Россию и отчасти Казахстан в сепаратном стремлении вступить в ВТО. "Мы вроде бы давно определили, что будем координировать свои действия по вступлению в ВТО. Мы констатировали в Крыму, что получилось, что у нас разные скорости вступления в ВТО и переговорный процесс идет неровно. Были и факты, когда мы не все знали о том, как наши партнеры ведут переговоры", - заявил Александр Лукашенко. И выразил "особенную благодарность РФ за предоставленную информацию, которая поможет скорректировать наши позиции и выступать если не совместно, то хотя бы с одинаковых позиций на переговорах по вступлению в ВТО".

Собственно, это было не первое завуалированное обвинение в российский адрес, высказанное Александром Лукашенко в Астане. Сразу по прилете в столицу Казахстана он заявил, что Белоруссия готова покупать в Казахстане "любую продукцию, если бы действовали нормальные и справедливые железнодорожные тарифы".

Обострение напряженности во взаимоотношениях между Москвой и Минском, ярко проявившееся в Астане, получило свое дальнейшее развитие. 25 июня на встрече парламентариев двух государств в Бресте Александр Лукашенко выступил с резкой критикой позиции России, обвиняя, в частности, ее политическое руководство в имперских амбициях. В ответ буквально на следующий день на фестивале "Дружба-2004", который проходил на стыке границ Украины, России и Белоруссии, в присутствии Леонида Кучмы и Александра Лукашенко Владимир Путин несколько иносказательно повторил тезис, озвученный им в Астане. Как сообщают информагентства, президент России заявил, что "мы не позволим великодержавным шовинистам и националистам растащить народы наших стран по их затхлым психушкам". После чего президент Белоруссии сократил программу своего визита и вернулся в Минск.

Впрочем, в Казахстане достаточно спокойно относятся к происходящему. Один из правительственных чиновников заявил "ЭК", "что, в принципе, этого следовало ожидать рано или поздно. Конечно, все это ставит под серьезное сомнение планы по созданию ЕЭП, но для Казахстана важнее сейчас в первую очередь выстраивание правильных отношений с Москвой и лишь во вторую - с Минском".

Несмотря на откровенное противостояние России и Белоруссии, заседание Межгоссовета завершилось достаточно мирно. Стороны решили оставить председательствующего в этой организации Нурсултана Назарбаева на следующий срок, а следующий саммит провести в Москве в мае 2005 года.

Итоги совета ОДКБ

Заседание совета Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), изначально намеченное на субботу, было затем перенесено на вторую половину дня пятницы. Саммиту глав государств ОДКБ предшествовало состоявшееся в первой половине дня заседание совета министров иностранных дел, совета министров обороны и комитета секретарей советов безопасности стран-членов ОДКБ. На заседании совета министров обороны было, в частности, согласовано проведение в августе совместных военных учений в Казахстане и Киргизии, в которых с российской стороны предполагается задействовать авиабазу российских ВВС в Канте (Киргизия). На нее перебросят отдельные части спецназа ГРУ, в частности, ротную тактическую группу 31-й отдельной воздушно-десантной бригады (Ульяновск) и 3-й отдельной бригады спецназначения ГРУ (Самара) и ротной тактической группы 12-й отдельной бригады спецназначения ГРУ ("Асбест-5") с аэродрома Кольцово (Екатеринбург). С казахстанской стороны, как сказал министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев, будут задействованы подразделения "Казбата".

Как особо подчеркнул министр обороны России, особенность предстоящих учений в том, что на втором этапе на территории Кыргызстана пройдет "боевая часть с участием спецназа и сил авиации, которые будут заниматься реальным бомбометанием и отрабатывать свои действия на новом для нас театре военных действий. Тем самым коллективные силы быстрого реагирования ОДКБ демонстрируют решительность в случае необходимости дать жесткий отпор попыткам дестабилизировать ситуацию в этом регионе".

Главными же вопросами повестки дня саммита стали участие ОДКБ в урегулировании ситуации в Афганистане и перспективы военно-технических связей между членами организации. Участники саммита подписали 9 соглашений о сотрудничестве в военно-технической сфере. В частности, о совместном использовании объектов военной инфраструктуры, о взаимной защите секретной информации. С 1 января этого года в Москве начал работу штаб ОДКБ, и с 2005 года в бюджетах стран-участниц появится строка на его содержание.

Как заявил занявший по ротации пост председателя ОДКБ (до этого в ОДКБ председательствовал Таджикистан. - Прим. "ЭК") президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, особую важность в современных условиях приобретает подписанное Соглашение о подготовке военных кадров. По информации министра обороны Сергея Иванова, в российском бюджете-2005 будут заложены "отдельной строкой расходы на обучение, на образование военнослужащих и представителей всех остальных силовых структур в российских военных учебных заведениях по льготным ценам или бесплатно. В 2005 году мы сможем принимать военнослужащих из государств ОДКБ в Москве, других городах России, в том числе на бесплатной основе".

Чувствительный вопрос

И все же без противоречий не обошлось, на сей раз между Россией и Казахстаном, хотя и не столь острых, как между Москвой и Минском. В центре был чувствительный вопрос о планах Казахстана по модернизации интегрированной системы управления воздушным движением и ПВО.

Министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев в беседе с корреспондентом "ЭК" опроверг информацию, появившуюся в ряде российских СМИ о том, что Казахстан заключил контракт стоимостью в 1 млрд долларов на модернизацию своей системы ПВО с британской компанией BAE Systems. Напомним, что 16 июня российская газета "Коммерсантъ" сообщила, что Казахстан заключил с BAE Systems контракт на модернизацию системы ПВО и уже перечислил первый транш.

"Я разговаривал во время проведения саммита на эту тему с российскими коллегами. Они тоже удивляются, потому что никаких тендеров не было, закупа не было, - сказал Мухтар Алтынбаев. - Даже когда разговаривали наш президент с президентом России Владимиром Путиным, Нурсултан Абишевич пригласил меня, и я специально пояснил, что мы продолжаем изучать предложения. Мы начали изучать конъюнктуру, уровень достижений в этом направлении. Мы сейчас прекрасно знаем, что есть у американцев, англичан, французов, испанцев. Но наша система, бывшая советская, обеспечивает контроль воздушного пространства, поэтому сейчас не время тратить на это деньги. Обеспечить безопасность позволяет и старая система. Мы будем ее ремонтировать, модернизировать".

Тем не менее Казахстан не исключает модернизации ПВО силами западной компании. В качестве возможных поставщиков фигурируют уже упоминавшаяся BAE Systems, конкурирующий с ней концерн EADS. Нурсултан Назарбаев встречался в апреле 2004 года во время своего визита в Германию с одним из руководителей концерна Томасом Эндерсом, после чего представители концерна объявили, что EADS ведет переговоры с Казахстаном об оцениваемой в сотни миллионов долларов сделке, связанной с поставками радарных систем для военной авиации.

Это подтвердил и министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, который сказал, что "переговоры с BAE Systems ведутся... Казахстанская правительственная комиссия рассматривает и предложения, поступающие от других компаний".

Впервые противоречия по этой проблеме между Москвой и Астаной жестко обозначились во время январского визита Владимира Путина в Казахстан. Тогда это был, пожалуй, главный неофициальный пункт переговоров. Единственное, чего добилась на тот момент Россия, это визита министра обороны Казахстана Мухтара Алтынбаева в Москву сразу же после окончания встречи президентов в Астане. Там Алтынбаев побывал на предприятиях российских компаний, производящих системы ПВО, а главнокомандующий силами воздушной обороны Казахстана Копен Ахмадиев в январе посетил научно-производственное объединение "Алмаз" имени академика А. А. Расплетина (Москва), где провел переговоры с российскими разработчиками и производителями систем ПВО по вопросам сотрудничества.

"На сегодняшний день у россиян нет системы, есть отдельные хорошие образцы, поэтому мы продолжаем изучать предложения. В перспективе в 2008-2010 годах, возможно, будет какое-то решение по проведению тендера, - сказал Мухтар Алтынбаев, - отрицательное или положительное, сейчас сложно об этом говорить. Вообще вопрос стоит так - не российские образцы, а те, которые лучше".

Казахстан не отрицает, что его планы вызывают сильную тревогу у России. "Конечно, в Москве высказывается определенная озабоченность по поводу возможного нарушения соглашения, заключенного в ОДКБ , хотя эти соглашения можно по-разному интерпретировать, - заявил после окончания саммита глав государств ЕврАзЭС и ОДКБ глава МИД Казахстана Касымжомарт Токаев. - Самое главное опасение Москвы - нарушение технологической цепочки и связанное с этим возможное возникновение окна в системе ПВО". Однако министр обороны Казахстана считает подобные упреки лишенными оснований. "Это не правильное суждение. Говорящие это обманывают своих руководителей. Любой образец любого государства, если мы будем его закупать, должен быть совместим с тем вооружением, которое у нас есть. У нас около 100 локаторов. Мы же не можем сразу закупить все. На это потребуются десятки лет. Если мы закупаем три-четыре локатора, они обязательно должны быть совместимы с остальными", - сказал он.

По мнению министра, у Казахстана, учитывая общую стоимость программы по модернизации (более 1 млрд долларов), есть два пути: "первое - закупить все новое, второе - поэлементно, не меняя все в корне и не затрачивая огромные деньги, постепенно проводить модернизацию".

Разногласия по системе ПВО были далеко не единственными. Так дискуссии шли по проблеме создания единых миротворческих сил ОДКБ, механизм создания и функционирования которых главы государств поручили обсудить министрам обороны.

Министр обороны России Сергей Иванов высказал мнение, что поскольку у ОДКБ уже есть коллективные силы, состав которых, кстати, будет существенно увеличен за счет России и Казахстана, которые дополнительно выделят по батальону, и Таджикистана - 2 батальона, есть смысл придать им статус миротворческих. "Почему бы не подумать о том, чтобы этим реальным силам в случае необходимости придать выполнение каких-либо и миротворческих функций. То есть эти силы могут в зависимости от ситуации действовать так или иначе. Могут в случае необходимости являться боевыми силами для предотвращения агрессии, крупных террористических проявлений на территории государств-членов ОДКБ, могут выполнять и миротворческие функции, соблюдая все нормы устава ООН", - считает Сергей Иванов.

У Казахстана на этот счет другая точка зрения: "Мы написали, что возможно создание миротворческих сил СНГ, но это несколько противоречит законодательству каждого государства. Вы знаете, если посылать, например, миротворцев в Ирак, мы же не у ОДКБ будем спрашивать. Мы у парламента будем спрашивать", - сказал Мухтар Алтынбаев.

Еще одна точка противоречий - взаимоотношения с НАТО. По мнению России, ОДКБ необходимо устанавливать отношения с Атлантическим альянсом на коллективной основе. "Мы не сторонники того, чтобы выстраивать коллективные отношения с НАТО, потому что у нас сейчас уровень сотрудничества достаточно высокий. И мы хотели бы сами работать на двусторонней основе", - так прокомментировал эту идею министр обороны Казахстана.

Есть вопросы, несмотря на подписанное соглашение о взаимном использовании военно-технической инфраструктуры, и по российским полигонам в Казахстане. Так, заявил недавно министр финансов Арман Дунаев, Казахстан настаивает на увеличении суммы ежегодной арендной платы для России за пользование 4 военными полигонами, в частности Сарышаганом, с 16 до 22-23 млн долларов.

В целом, как удалось выяснить "ЭК", достаточно прохладно казахстанские специалисты отнеслись и к российской инициативе, суть которой состояла в том, что Москва готова перейти к оказанию на долговременной основе крупной военной помощи остальным членам организации на выгодных для них условиях (бесплатная подготовка военных кадров, поставка современных типов вооружений по ценам, близким к себестоимости, и прежде всего передача военных технологий) - в обмен на фактическое согласие этих стран полностью учитывать российские стратегические интересы.

Тем не менее, говоря о задачах организации и комментируя итоги прошедшего саммита, новый председатель Совета ОДКБ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что следует определить роль ОДКБ в "архитектуре международной безопасности для достижения наибольшей эффективности, считая необходимым свести к минимуму необходимые вопросы дублирования функций подобных организаций". При этом, он подчеркнул, ОДКБ должна сконцентрироваться прежде всего на военно-политической составляющей сотрудничества. По словам президента, для повышения авторитета ОДКБ в мировом сообществе необходимо придать дополнительный импульс военно-техническому сотрудничеству стран, входящих в эту организацию. В этой сфере, как считает Нурсултан Назарбаев, "строится существенный потенциал - от реализации контрактов на поставку военного имущества до реальной промышленной кооперации и проведения совместных научно-исследовательских работ".

Астана

[inc pk='705' service='table']