Сингапурская история

Приоритет здравого смысла над умозрительными теориями, преобладание прагматизма над идеологическими концепциями, сочетание экономического прогресса с традиционными ценностями - таков идеал сингапурского реформатора, выведшего страну "из третьего мира в первый"

Сингапурская история

С конца прошлого года по самым высоким кабинетам страны блуждает уникальная книга: 782-страничный перевод мемуаров Ли Куан Ю под названием "Сингапурская история: из третьего мира в первый". В Казахстане книга вышла ограниченным тиражом и распространялась среди государственных чиновников "для служебного пользования".

"Из третьего мира в первый" - это история жизни человека, превратившего бывшую британскую колонию в одну из высокоразвитых стран мира. На момент, когда в 1965 году Ли Куан Ю возглавил Сингапур, это был остров с территорией 640 кв. км, лишенный каких-либо природных ресурсов и вынужденный ввозить в страну даже питьевую воду. Доход на душу населения составлял всего 400 долларов США. Сейчас Сингапур является одним из мировых финансовых центров, лидером по привлечению инвестиций.

"Сингапурская история", написанная Ли Куан Ю, - откровенные мемуары государственного деятеля, в которых он подробно описывает труд по построению государственного благополучия.

Борьба с коррупцией - первый шаг к успеху

"Для того чтобы поднять экономику, страна остро нуждалась в деньгах инвесторов. Мы должны были создать для инвесторов возможность работать в Сингапуре успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка и природных ресурсов", - пишет Ли Куан Ю. Для решения этой задачи он разрабатывает двуединую стратегию.

Во-первых, Сингапур должен выйти за пределы своего региона, как это сделал в свое время Израиль. Страна должна была наладить экономические связи с развитыми государствами Америки, Европы, Японией, привлекать их производителей для создания предприятий в Сингапуре и последующего экспорта своей продукции в развитые страны.

Второй частью стратегии являлось создание оазиса "первого мира" в "регионе третьего мира". Сингапуру необходимо было выйти на уровень принятых в странах "первого мира" стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта и обслуживания.

Решение этих задач Куан Ю начал с борьбы с коррупцией. Никто из госслужащих (от него самого до полицейского-регулировщика) не смел брать взятки. За это грозил длительный срок заключения. Законодательство ужесточено до такой степени, что жизнь обвиняемого не по средствам или обладание объектами собственности трактовалось как подтверждение того, что чиновник получал взятки.

По мнению Куан Ю, эти меры вкупе с широкой пропагандой высоких моральных принципов и твердых убеждений в искоренении коррупции дали свои положительные результаты. В книге он цитирует обзор Института развития управления: "В своем ежегодном обзоре конкурентоспособности стран мира за 1997 год институт признал Сингапур наименее коррумпированной страной Азии, поставив ее впереди Гонконга, Японии и Тайваня". А в 1998 году организация Transparency International поместила Сингапур в число семи наименее коррумпированных стран мира.

Локомотив сингапурской экономики

"После провозглашения независимости меня сильно беспокоил тот факт, что электорат Сингапура состоял полностью из горожан. Я видел в других странах, что жители столичных городов обычно голосовали против правительства, находящегося у власти. Я был убежден, что без того, чтобы превратить жильцов в домовладельцев, нам не удалось бы укрепить политическую стабильность", - пишет Куан Ю.

Поэтому, как только Сингапур стал независимым, Куан Ю решил осуществить жилищно-коммунальную реформу. Первым делом он создал Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ).

Плотность населения в городе-государстве приближалась к 5000 человек на квадратный километр. Поэтому при решении жилищной проблемы упор был сделан на высотную застройку. За три с половиной десятилетия УЖКХ построило 750 тысяч квартир, и более 80% сингапурцев выкупили это жилье в личную собственность. (Каким образом это удалось, читайте на стр.9).

Строительный бум, порожденный жилищно-коммунальной реформой, сделал эту индустрию мощным двигателем экономического развития Сингапура. Замысел Ли Куан Ю полностью оправдался. Именно опыт возведения многоэтажных жилых массивов позволил теперь частным строительным фирмам включиться в "гостиничный бум", благодаря чему Сингапур может с комфортом принимать до шести миллионов туристов в год.

IT-план

В 80-х годах Куан Ю стал инициатором так называемого IT-плана. Это была государственная программа развития информационных технологий для комплексной компьютеризации Сингапура.

Куан Ю отмечает, что в первые годы независимости считал главной задачей обеспечить жизнеспособность города-государства, уменьшить его уязвимость от внешних факторов путем создания импортозаменяющих отраслей. На втором этапе приоритетом стало развитие производств, ориентированных на экспорт. Тут Сингапур широко заимствовал опыт Японии 60-70-х годов - была сделана ставка на приобретение лицензий и патентов, чтобы сочетать передовые технологии с дешевой рабочей силой. Вскоре, однако, этот путь себя исчерпал. Все сильнее стала сказываться конкуренция не только с Японией, но и с Южной Кореей, Тайванем, другими государствами Восточной Азии, включая Китай.

"Тогда мы решили осуществить принудительное повышение минимальной зарплаты, чтобы разорить владельцев трудоемких производств и сделать упор на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию", - пишет Куан Ю.

Страна была поставлена перед необходимостью осуществить прорыв в век информатики. IT-план предусматривал решение трех стратегических задач. Во-первых, путем массированных инвестиций в систему образования сделать Сингапур страной поголовной компьютерной грамотности. Во-вторых, осуществить компьютеризацию государственного аппарата и тем самым подать пример частному сектору. В-третьих, создать конкурентоспособную промышленность по производству компьютерной техники.

Повествуя о приоритетности развития IT-плана, Куан Ю делает ироничное замечание: "Возглавляя движение за компьютеризацию и внедрение электронных платежей, я сам не пользовался компьютером, хотя они стали уже достаточно распространенными. Чувствуя, что я отстал, в возрасте 72 лет я решил подучиться. В моем возрасте это оказалось нелегко...".