Зигзаги движения

Зигзаги движения

Региональные образования в отличие от двусторонних связей имеют больше инерционности как на этапе становления, так и его распаде. Интеграционные инициативы на постсоветском пространстве не стали исключением из правил. Наличие взаимоисключающих интересов показало неэффективность многофункциональных блоков, к примеру, СНГ. Та же участь присуща попыткам создания союза Россия - Беларусь. Уже к 2000 году отчетливо проявились несколько тенденций: последовательное сокращение масштабности наднациональных структур, стремление к образованию блоков с конкретно обозначенной специализацией. К числу таких образований относятся ЕврАзЭС и ОДКБ.

ЕврАзЭС было создано в октябре 2000 года в Астане. Основная цель сообщества - создание единого экономического пространства стран. К приоритетным направлениям его деятельности отнесены взаимодействие стран - участниц сообщества в транспортной, энергетической сферах, агропромышленном комплексе, в вопросах трудовой миграции. К моменту проведения саммита в Астане наличие определенных успехов можно констатировать только в освоении гидроэнергетических ресурсов. Второй год идут перетоки электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Россию транзитом через Узбекистан и Казахстан. Тем самым сделан шаг к созданию общего энергетического рынка. Вопрос об унификации тарифов на железнодорожные перевозки был камнем преткновения на протяжении более десятка лет. Вопрос в том, что на существенные уступки должна была пойти Россия, по территории которой преимущественно осуществлялись грузопотоки в страны Центральной Азии. Все эти годы дискуссия шла о размерах компенсации.


Сабит Жусупов

Итоги саммита в Астане можно признать однозначно успешными. Прорыв достигнут в основном вопросе - унификации таможенных тарифов. Общий таможенный тариф согласован на 56%. Казахстанская сторона, идя навстречу России, намерена увеличить таможенные тарифы на нероссийские товары в обмен на ожидаемое встречное снижение стоимости российских железнодорожных перевозок. Впрочем, пока это инициативный шаг, который потребует согласия со стороны остальных участников ЕврАзЭС, в основном России и Беларуси.

К числу серьезных успехов саммита можно отнести соглашение о сотрудничестве государств на рынке ценных бумаг, что обеспечит свободу перемещения капиталов. Этот аспект особо значим для центральноазиатских республик, где фондовый рынок пока находится на начальном этапе развития. Инициирование процесса унификации национальных государств будет способствовать более тесной экономической интеграции стран ЕврАзЭС. Прошедший саммит в отличие от предыдущих стал более продуктивным. Перспективы его развития во многом будут определяться позицией Беларуси, занявшей по отношению к России конфронтационную линию поведения. Впрочем, любой, даже негативный исход, по всей видимости, не вызовет серьезных потрясений в союзе из-за его направленности на упрочение экономического взаимодействия России с центральноазиатскими странами. Сложнее ситуация обстоит с ОДКБ. Здесь явно очерчена линия потенциального противостояния России и НАТО за преимущественное влияние на страны ЦАР.

Это касается не только вопроса о модернизации системы ПВО, где Казахстан не исключает вероятность участия западной компании. Разногласия обозначились и относительно статуса коллективных сил ОДКБ, и характера взаимоотношений этой структуры с НАТО. Казахстан, ориентированный на реализацию многовекторной политики, рассчитывает на многостороннее сотрудничество в этой сфере.

Инициативы России вполне понятны. Если уже сейчас не будут созданы вооруженные формирования, к тому же с международным статусом миротворческих сил, то реальны перспективы создания идентичных структур ШОС либо НАТО. Более заметный прогресс в области военно-технического сотрудничества. Особую значимость для участниц ОДКБ представляет подписанное Соглашение о подготовке военных кадров.

То есть страны готовы поддерживать любые инициативы России, если это не касается выделения стратегических интересов России в качестве приоритетных. Саммит в Астане стал яркой иллюстрацией намерения стран способствовать экономической интеграции. Вопрос о будущности военно-политического сотрудничества пока остается открытым. Его перспективы, по всей видимости, преимущественно будут зависеть от успешности функционирования ЕврАзЭС.

[inc pk='701' service='table']