Почти наш триумф

Кинокритики сравнивают с голливудским продуктом новый успевший нашуметь российский блокбастер "Ночной дозор". Мы называем его нашим кино не только по советской привычке. Фильм снят режиссером из Атырау по роману фантаста из Алматы

Почти наш триумф

Фильм "Ночной дозор" не был анонсирован местными кинотеатрами, так как рекламная продукция запоздала и прибыла в Казахстан буквально за два дня до премьеры. Тем не менее ажиотаж вокруг фильма получился не маленький. Среди причин, обеспечивших хорошую кассу на первом же уик-энде, есть и патриотически окрашенная. Гордость за наших - Тимура Бекмамбетова и Сергея Лукьяненко.

Касса превзошла ожидания

Несмотря на значительную задержку рекламного материала, фильм принес хорошие кассовые сборы. "Прошлогодняя картина Бекмамбетова "Гладиатрикс" не была успешна у нашего зрителя, несмотря на мощный промоушн. После просмотра двух частей "Ночного дозора" на июньском "Кинотавре" можно было без труда понять, что фильм соберет неплохую аудиторию. "Но я не предполагал, что российский фильм сможет собрать такую кассу. Тем более что раскрутка картины в Казахстане была, можно сказать, нулевая", - говорит директор киноцентра "Арман" Бауржан Шукенов.

Касса первого "дозорного" уик-энда в сети "Арман" уравнялась с такими хитами Голливуда, как "Человек-паук", "Гарри Поттер".

По словам директора по прокату сети Otau Cinema Салтанат Джекебаевой: "Еще до прихода фильма в Алматы стали раздаваться звонки из региональных кинотеатров на предмет заказа копий фильма". Сбор премьерных выходных нового блок-бастера в этой сети превзошел лучший по кассе российский фильм "Антикиллер" в два раза. То есть впервые российский продукт был принят массовым зрителем на уровне хорошего голливудского кино.

В кинотеатрах мультиплекса Silk Way "Ночной дозор" будет демонстрироваться не первым экраном. Тем не менее, директор Таир Кесикбаев уверен, что картина принесет немалые кассовые сборы.

Структура успеха

Причин успеха картины несколько, и неизвестно, какая из них превалирует. Бесспорно, что немаловажную роль сыграл широкий российский промоушн практически во всех рейтинговых программах на ОРТ. О фильме говорили много и интересно.

Не обошлось и без скандала - " Аэрофлот" заявил о нарушении своих прав. Мол, показали наш логотип - давайте вырезайте. Вслед за громким заявлением российской авиакомпании, окруженным множеством слухов, никаких действий со стороны потенциального истца не последовало. Судя по этому, можно предположить, что вся эта история - всего лишь часть рекламной акции. Что ж, Россия не первый день в шоу-бизнесе, и создание скандалов - своего рода искусство, которому нашим кинопродюсерам стоит поучиться.

Кроме того, "Ночной дозор" - это первый российский фильм в жанре фэнтези-ужасы-триллер - первый, построенный на уровне продукта голливудских монстров. Причем впервые можно говорить о качестве не только сюжетной линии и динамичности, но и технических аспектов - съемки, спецэффекты, монтаж, звук (Dolby Digital). Фильм называют скачком российской киноиндустрии. На киношных сайтах и форумах положительные резюме доминируют, что не может не вызвать эффекта необходимости посмотреть и дать свою оценку.

Тимур Бекмамбетов - личность достаточно известная в Казахстане, несмотря на то, что все результаты его творчества, как и "Ночной дозор" в частности, являются российским достоянием. Это почти документальный "Пешаварский вальс", художественно-исторический "Гладиатрикс". Это серия рекламных роликов для банка "Империал" на тему Темирлана, Суворова, Цезаря. Это клипы Чичериной... В общем, казахстанский зритель не мог пропустить очередной продукт сына своего Отечества.

Тем интереснее, что фильм снят по книге писателя Сергея Лукьяненко. А, как известно, талантливый фантаст, которого многие сравнивают со Стругацкими - тоже наш земляк. Опять же тем, кто прочел роман, всегда интересно увидеть экранизацию. Кстати, на официальном сайте кинофильма проводится даже конкурс на поиск отличий фильма от книги - уже прислано более 60. Среди отличий как совершенно мелкие - "вампиры ждали Егора у ВДНХ, а не в Свиблово", так и достаточно серьезные - Егор не был магом и сыном Антона (оба - главные герои). По мнению Лукьяненко, несмотря на изменение некоторых сюжетных линий, общая концепция фильма не противоречит идеологии книги.

Не на последнем месте и звездный состав блокбастера - Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин, Юрий Куценко, Илья Лагутенко, Римма Маркова, Мария Миронова.

Кинематографический террор

115 минут - такова продолжительность фильма - пролетают незаметно в силу зрелищности фильма. Сказывается клипмейкерский опыт режиссера - динамичность кадров и событий не дает отвлечься от экрана ни на секунду. Именно поэтому некоторые критики обвинили создателей "Ночного дозора" в кинематографическом терроре.

Фильм снимался киностудиями "ТАББАК" и "Базелевс продакшн". Отдельные спецэффекты заказывались нескольким студиям. Подготовкой негативов занималась голливудская фирма Encore Hollywood. Над одной из сцен - "воронка проклятия над вагоном метро" - работали более десяти человек из разных городов: вороны-"москвички" летали над мостом, "созданным" в Киеве.

Смысловую нагрузку фильма сложно причислить к философской, однако это далеко не набор навороченных спецэффектов. Силы света и тьмы только вначале кажутся силами добра и зла. Неоднозначны поступки обеих сторон, заключивших договор, который несколько тысячелетий регулирует совершение преступлений путем выдачи лицензий. Личная история главного героя переплетена с глобальными интригами - нависшим над Москвой проклятием и переосмыслением Великим Иным значения добра и зла, его переходом на сторону темных сил, "которые ничем не хуже, даже честнее".

Добавим, что "Ночной дозор" - первый фильм кинотрилогии. В будущем планируется снять "Дневной дозор" и "Сумеречный дозор" того же автора. Прокат первой картины почти гарантирует успех следующим частям. Почти - потому что продолжения большинства блокбастеров не оправдали надежд киноманов.

[inc pk='694' service='table']