Предвыборный пасьянс

Возвращение Алтынбека Сарсенбаева в правительство и налоговые проверки Казкоммерцбанка оставляют пока открытым вопрос об отношении властей к "Ак жолу". На этом фоне наблюдается активное блокирование пропрезидентских партий

Начало предвыборной кампании уже говорит о том, что она будет неординарной. В доказательство можно привести несколько знаковых событий, пришедшихся на старт предвыборного марафона. В первую очередь это назначение Алтынбека Сарсенбаева, сопредседателя партии "Ак жол", министром информации - один из ключевых постов в период выборной кампании. Во-вторых, это четко обозначившаяся тенденция образования блоков.

Серьезная замена

На фоне неожиданной отставки Ораза Джандосова с поста председателя Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции еще более неожиданным стало назначение Алтынбека Сарсенбаев на пост министра информации.

Возвращение в ряды правящей элиты г-на Сарсенбаева вполне логично, поскольку сегодняшняя ситуация неуправляемости процессом партстроительства в условиях, когда за партиями стоят финансово-промышленные группы, чревата дестабилизацией, усугублением раскола истеблишмента, внутриэлитными "разборками". Его приход стал индикатором дефицита в кругах управленческой элиты крупных знаковых фигур, способных дать импульс центростремительным тенденциям.

Нелишне вспомнить, что именно с его именем связывают начало нового этапа в развитии политической и партийной систем Казахстана, когда в 2001 году группа видных государственных и общественных деятелей заявила о необходимости политической модернизации, оздоровления общественного климата в стране. Интересно то, что Алтынбек Сарсенбаев публично заявил о сохранении приверженности либеральным партийным взглядам. На пресс-конференции в Алматы он заявил, что условием его прихода в министерство стало сохранение за ним статуса сопредседателя партии "Ак жол". Свою миссию он видит в содействии проведению честных и прозрачных выборов (интервью г-на Сарсенбаева "Эксперту Казахстан" см. на стр.8).

Очевидно, что его назначение можно расценивать в качестве долгосрочного, так как именно Министерство информации совместно с Национальной комиссией по вопросам демократизации и гражданского общества будут определять траекторию внутриполитических процессов в стране.

Блок рабочих и крестьян

В последнее время обозначилась тенденция образования предвыборных партийных блоков. И если возможное блокирование КПК и ДВК сейчас можно только предполагать, то в ряду так называемых пропрезидентских партий процесс уже пошел.

Первыми о создании блока объявили Аграрная и Гражданская партии.

Этот шаг обусловлен многими причинами. С одной стороны, невысокие рейтинги партий делают проблематичным вопрос попадания в мажилис по партийным спискам. Показатели прошлых выборов в парламент, когда обе партии успешно преодолели 7% барьер, навряд ли достижимы сейчас из-за весомости позиций двух дебютантов, то есть "Асара" и "Ак жола", а также "Отана" с его масштабной и агрессивной рекламной кампанией, безусловной поддержкой местных органов власти.

Образование же блока дает шанс Аграрной и Гражданской партиям конкурировать за партийные места. Незначительность партийной квоты - 10 мест из 77, отсутствие преференций у партий, преодолевших этот рубеж, придают попаданию в партийную "десятку" сейчас исключительно статусное значение. Не исключено, впрочем, что уже после выборов эта ситуация как один из итогов намеченной политической модернизации может кардинально измениться, поэтому работа впрок впоследствии принесет ожидаемые дивиденды.

К числу других обстоятельств образования блока можно отнести отсутствие пересекающихся интересов по одномандатным округам (село - город), схожесть характера Аграрной и Гражданской партий, ассоциируемых общественностью пока как партии крупного бизнеса. Основные последствия создания альянса весомы для его участниц, это сохранение самостоятельности, преодоление риска поглощения "Отаном", создание предпосылок трансформации партий в массовые с их ориентацией на защиту интересов рабочих и крестьян. В случае реализации заявленных на пресс-конференции лидерами партий намерений шансы партий-участниц у блока будут явно предпочтительнее, чем до его образования.

"Неожиданный" союз

К числу неожиданностей можно отнести создание блока партий "Отан" и "Асар", занимающих лидирующие позиции во всех социологических опросах. Обе партии заявляли о своих планах получить большинство в мажилисе. Обе партии пытались поочередно "подмять" под себя других игроков пула пропрезидентских партий. Дилемма по организации предвыборной поддержки "Асару" или "Отану" однозначно была решена в пользу последней, особенно после назначения руководителя отановского предвыборного штаба Нурлана Нигматуллина заместителем руководителя администрации президента. В результате "Асар" получил прессинг местных властей, срывы либо саботаж запланированных партией акций и отток своих активистов в ряды "Отана". И для разрешения ситуации потребовалось личное вмешательство Дариги Назарбаевой, которая публично отметила факты дискриминации по отношению к своей партии.

Острое противостояние двух лидирующих пропрезидентских партий явно не в интересах властей, в связи с чем можно предположить, что роль по их объединению в предвыборный блок взял на себя лично президент.

Итогом блокирования может стать равномерное распределение административного ресурса между "Асаром" и "Отаном". Кроме того, вполне возможно, что к этому блоку могут примкнуть "Руханият" и Демократическая партия. Окончательное оформление блоков, по всей видимости, состоится в конце июля, когда пройдут съезды партий и будут обозначены партийные списки и кандидаты по одномандатным округам.

Оптимальность расклада

Большинство партий навряд ли преодолеют 7-процентный рубеж, поэтому их расчет на попадание в мажилис основан на одномандатных округах. К числу таких партий можно отнести "Руханият", Партию патриотов Казахстана, Демократическую партию, партию "Ауыл", новых коммунистов.

Шансы в борьбе за партийные места на данный момент имеют блок "Отана" и "Асара", блок аграриев и промышленников, "Ак жол", КПК и ДВК. По всей видимости, именно эти партии станут центрами притяжения, особенно два блока и "Ак жол".

Власти будут рассчитывать на получение 75% в мажилисе. То есть два блока плюс "Руханият" и Демократическая партия будут претендовать на 58 депутатских мест, что с избытком обеспечит квалифицированное большинство в мажилисе. Вопрос лишь в том, каким видится расклад сил в большой коалиции, то есть как распределятся места между "Отаном", "Асаром", Аграрной и Гражданской партиями. Минимальное количество для образования партийной фракции - 10 депутатов, если предполагается создание 4 самостоятельных фракций, то ни одна из партий не получит 50% мест. Иной расклад будет в случае образования трех фракций, то есть в варианте объединенной фракции аграриев и промышленников, но и здесь из-за амбиций лидеров "Отана" и "Асара" маловероятно выделение одной из партий в качестве доминирующей. По всей видимости, администрация президента на данном этапе отказалась от идеи создания в парламенте доминирования (более 50% мест) партии. Оставшиеся от 77 девятнадцать мест, согласно расчетам аналитиков от власти, придутся на долю остальных партий.

Особняком стоит вопрос об "Ак жоле". Власти так и не определились с позицией относительно партии. После слов советника президента Ермухамета Ертысбаева о том, что Казкоммерцбанк спонсирует партию, а председатель совета директоров Нуржан Субханбердин является "казахстанским Ходорковским", налоговая проверка воспринимается как косвенное давление на партию. Несмотря на официальное опровержение пресс-службы банка версия весьма правдоподобна.

С другой стороны, большинство предложений "Ак жола" по политическому реформированию Нурсултан Назарбаев включил в программу модернизации политической сферы. Им же сопредседатель "Ак жола" Алтынбек Сарсенбаев введен в состав правительства на одну из ключевых должностей. Являются ли данные шаги перехватом инициативы у партии либо встречным движением к "Ак жолу", покажет время. В любом случае противоречивость действий свидетельствует об отсутствии у администрации президента четко выверенной позиции. Не исключен, к примеру, вариант, когда к "большой четверке" (блок "Отана" и "Асара" и блок аграриев и промышленников) постараются привлечь "Ак жол". Так или иначе, расширение списка альянса будет способствовать проведению честных и прозрачных выборов, поскольку в каждой из этих партий есть кандидаты, пользующиеся доверием у населения.

[inc pk='693' service='table']