Вопросы к тарифной политике

Вопросы к тарифной политике

Ряд ведущих экспортеров страны, среди которых " Казахмыс", " КазФосфат", " ПетроКазахстан" и другие, заявили о своем несогласии с предстоящим 20 июля повышением тарифов на услуги железнодорожного транспорта. По мнению топ-менеджеров этих компаний, тарифы увеличены несвоевременно и необоснованно.

НК "Казахстан темир жолы" объявила о повышении тарифов на перевозку грузов. В частности, утвержден временный прейскурант по тарифам на услуги локомотивной тяги, грузовой и коммерческой работы, пользование грузовыми вагонами и контейнерами при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Ранее Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (АРЕМЗК) установило тариф на услуги магистральной железнодорожной сети. Из этих четырех составляющих в дальнейшем и будут формироваться тарифы на перевозку грузов в вагонах общего парка КТЖ. С 20 июля уровень действующих тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в среднем повысится на 28%, в том числе в республиканском сообщении - на 23%, в экспортном - на 29%, в импортном - на 41%. И это в то время, когда повышение тарифов не должно превышать размера, предусмотренного Индикативным планом, т.е. 5,8%.

"Монополист имеет право обращаться в Антимонопольное агентство относительно повышения своих тарифов. КТЖ регулярно делало такие запросы. На протяжении нескольких лет они не удовлетворялись. С конца прошлого года ситуация поменялась. Как известно, АРЕМЗК при принятии решений учитывает доводы и монополиста, и потребителей его услуг, и если оно дало добро на повышение тарифов, значит, ведущие грузоотправители их осилят", - заявила "Эксперту Казахстан" руководитель пресс-службы Елена Трофимова.

Экспортеры другого мнения. Они считают, что увеличение транспортных затрат отрицательно скажется на развитии энергетики страны, будут сокращены перевозки угля, руды и других массовых грузов. "Непредсказуемый рост тарифов может привести к замедлению темпов развития, снизит конкурентоспособность казахстанских товаров", - говорит заместитель исполнительного директора корпорации "Казахмыс" Александр Ли. При этом оппоненты железной дороги напоминают, что "рост тарифов на перевозку грузов на 10% приводит к снижению ВВП на 1 процент. Получается, что при повышении тарифов в 2004 году на 20% ВВП Казахстана снизится на 2%". По их мнению, любое увеличение тарифов со стороны КТЖ вызывает сомнение, поскольку финансовое положение компании остается непрозрачным. Арсен Оспанов из Конфедерации работодателей РК считает, что "прежде всего нужно было бы произвести оценку затрат "Казахстан темир жолы", провести финансовую и техническую экспертизу проектов тарифов с привлечением независимых экспертов, оценить их последствия на экономику республики, и только потом вводить раздельные тарифы на услуги магистрали, локомотивов и вагонов".