Франшиза для своих

Отечественные компании готовятся к роли франчайзеров. Немедленному внедрению системы пока препятствуют отсутствие грамотно выстроенных бизнес-процессов и недостаточный уровень транспарентности

Франшиза для своих

Франчайзинг в Казахстане - бизнес сравнительно новый. И хотя мониторинг не ведется, точных данных относительно количества и общего товарооборота франчайзи и субфранчайзи нет, можно смело говорить о росте интереса казахстанских бизнесменов к данному методу организации бизнеса. Свидетельство тому - увеличение количества предприятий, работающих по франшизе зарубежных, в том числе российских компаний.

Между тем имеется ряд отечественных бизнесменов, которые в перспективе могли бы тиражировать свой успех. Но для франчайзирования нужно уметь выстраивать и описывать бизнес-процессы, методы работы и управления. Один из ключевых составляющих успешного франчайзера - четкая и защищенная торговая индивидуальность.

Потенциал высокий

С целью найти потенциальных франчайзеров в Казахстан прибыл консультант по франчайзингу Карл Шерман - американский волонтер из Международного корпуса экспертов, занимающегося предоставлением волонтеров для работы в различных странах. Инициатором визита в рамках проекта по развитию предпринимательства, финансируемого USAID (Агентством США по международному развитию), выступила корпорация "Прагма".

[inc pk='2376' service='media']

- Мы не первый год работаем по этой линии. Интерес к франчайзингу высокий. Данная система с успехом внедряется многими компаниями и, думаю, есть все основания утверждать, что в скором времени в Казахстане появятся местные франчайзеры, - говорит координатор по развитию региональной торговли Бекнур Кисиков. - Кроме того, эксперты Международной ассоциации франчайзинга, проанализировав ситуацию на казахстанских рынках, законодательство и деятельность ряда компаний, пришли к заключению, что наш рынок готов к внедрению франчайзинговых отношений.

Встречи с предпринимателями, номинированными на рассмотрение их бизнеса для "упаковки" во франшизу, позволили г-ну Шерману сделать ряд выводов. По его мнению, темпы роста экономики в стране способствуют качественному развитию компаний. То есть бизнесмены стали уделять внимание стратегиям управления, повышению уровня менеджмента. Они достаточно хорошо ориентируются на рынке, в котором осуществляют свою деятельность, умеют прогнозировать. Это увеличивает шансы на успех.

- Франчайзер должен иметь в виду, что работает с двумя разными рынками, - поясняет Карл Шерман. - В первую очередь с потребительским рынком - теми, кто заинтересован в его продукте или услугах. И уж потом с франчайзи, что включает в себя передачу бизнеса и работу в соответствии с требованиями - маркетинг, реклама, продвижение.

[inc pk='2377' service='media']

В мировой практике обычно препятствует внедрению франчайзинга страх перед переменами. "Все же страх - тяжелый момент, и чтобы принять новшества, нужно быть агрессивным и готовым к рискам, - говорит эксперт, - но казахстанские бизнесмены к ним готовы. В целом рынок открыт, потенциал есть, но для начала можно говорить исключительно о локальном расширении бизнеса - в рамках Казахстана". Сама структура франчайзинга сложна - нужно не просто вести бизнес, но и нести ответственность за своих партнеров-франчайзи, которые получают право действовать под брэндом франчайзера с использованием его технологий и коммерческой информации.

Независимо от того, где находится компания - в Казахстане или США, если она решила заняться франчайзингом, ей необходимо обучаться, так как этого требует система франчайзинга. Причем речь идет не только о предварительных семинарах. По ходу роста компании бизнесмен отмечает какие-то моменты, позволяющие улучшать управление и бизнес в целом. Нельзя забывать, что партнеры работают под его маркой. И потому, несмотря на то, что франчайзи всегда остается отдельно существующим компонентом, необходимо уметь осуществлять контроль.

И еще один отрицательный фактор для развития франчайзинга - недостаточный уровень транспарентности. Многие казахстанские компании, к сожалению, имеют двойную бухгалтерию и далеко не всегда стремятся к публичности. Между тем прозрачность процессов - одна из важнейших составляющих при франчайзировании, так как партнерский бизнес может развиваться на условиях открытости.

Говоря о проблемах, присущих именно казахстанским предпринимателям, г-н Шерман не стал обобщать. К сожалению, в бизнес-среде есть такие, которые не могут даже определить свой бизнес - то, чем они конкретно занимаются. Консалтинг предоставлен тем компаниям, которые имеют определенные цели, знают, что они хотят и что делают. "Я бы сказал, это успешные, достаточно квалифицированные бизнесмены", - подчеркнул эксперт.

В USAID/"Прагма", сославшись на договор о конфиденциальности, отказались назвать конкретные компании, чья вероятность стать франчайзерами оценена как высокая и которые уже проходят процесс обучения. Бекнур Кисиков сказал, что список потенциальных франчайзеров небольшой, но он растет - поиски ведутся.

- При отборе бизнесменов мы руководствовались рядом критериев. Это ориентированность на рынок, узнаваемость брэнда, транспарентность, возможность передачи технологий, способность выстраивать менеджмент, маркетинговую политику, умение контролировать качество.

Некоторые из бизнесменов, к которым корпорация "Прагма" обратилась с предложением предоставления бесплатного консалтинга, отказались от услуг. В числе причин назывались недостаток средств, ресурсов, времени. Другие предпочитают открывать собственные филиалы, нежели франчайзинговые сети. Не исключено, что в ряде случаев присутствовало и недостаточно глубокое понимание системы франчайзинга, и отсутствие опыта франчайзеров в Казахстане.

Стать франчайзером

[inc pk='2378' service='media']

Альтернативный метод расширения бизнеса вызвал особый интерес со стороны риэлторских компаний. Г-н Шерман считает, что агентства недвижимости - одна из наиболее перспективных сфер для внедрения франчайзинга в Казахстане.

- Опыт расширения нашего бизнеса путем открытия представительств дал негативные результаты. В их числе - недобросовестное отношение к головной компании, вплоть до создания конкурентных фирм, - говорит президент агентства Almaty Real Estate Зухра Назарова. - К сожалению, в нашей стране отношение к интеллектуальной собственности еще далеко от рыночного. Если франчайзинговая система - законодательство и договоры - позволит решить проблему воровства ноу-хау, когда бизнесмен, предоставляя франшизу, оказывается в роли дарителя своих наработок, то мы готовы работать в данном направлении.

Руководителей компаний беспокоит и возможность контролировать качество. Ведь положительный имидж нарабатывается годами, а подпортить репутацию можно одним неверным движением.

Что касается поиска франчайзи, глава Almaty Real Estate утверждает, что это не проблема: "К нам регулярно обращаются бизнесмены, которые готовы работать под нашей маркой. Тем самым они снижают риски, а также затраты на рекламу и продвижение". Более того, компания значительно экономит, используя наработанные схемы и методы управления бизнесом - это бесценный и неоценимый ресурс.

Своими планами с "Экспертом Казахстан" также поделился председатель правления ТОО Umex Realty Юрий Ким. Компания намеревается вводить франчайзинг поэтапно. Вначале будет открыт филиал в Астане, который в дальнейшем станет франчайзинговым.

- В перспективе мы планируем франчайзировать свой бизнес за пределами Казахстана. Вероятно, это будут Россия и Украина, - рассказывает об амбициозных планах компании г-н Ким. - На наш взгляд, франчайзинг предполагает более динамичное развитие при относительно меньших затратах. Совместная реклама и продвижение помогут охватить более широкую аудиторию, увеличить долю рынка, укрепить брэнд.

В то, что казахстанские франшизы со временем станут востребованы и за пределами Казахстана, верит и г-н Кисиков. "Предпринимателей США и Западной Европы интересуют франшизы иностранного происхождения. В этих странах очень много индийских, китайских, японских и других ресторанов, и первый вопрос предпринимателей всегда звучит так: "А что у вас есть? Какой брэнд вы можете предложить?" Я уверен, что спрос на наши брэнды появится и в развитых странах".

Представители некоторых компаний сказали, что о скором внедрении франчайзинга говорить преждевременно - вопрос требует изучения. В частности, в GSM Казахстан считают, что система представляет интерес, но необходимо продумать возможности ее реализации. Тем более, как заметил Карл Шерман, прецедентов франчайзинга в сфере услуг сотовой связи в мире пока нет.

- Существует ряд требований, которым должен соответствовать франчайзер, чтобы рассчитывать на успех. Но не каждый франчайзер обязательно станет успешным, - предупреждает эксперт. - Компании, которые мы сегодня отбираем, должны быть готовы посвятить этому много усилий и вложить немало средств. Немаловажно и желание их персонала работать в данном направлении.

По прогнозам г-на Шермана, для того чтобы в Казахстане появились первые франчайзеры, необходимо 12-18 месяцев. Это период, включающий в себя обучение, а также создание прототипа, в соответствии с которым будет расширяться бизнес. Консалтинг включает в себя помощь в создании бизнес-плана, в описании бизнес-процессов и точных операций, необходимых для включения в руководство действий франчайзи, в определении системы взаимоотношений с ними. Один из важнейших моментов - умение "переносить" свой бизнес, включая принципы работы и управление менеджментом, вплоть до имиджа компании. Финансовая (расчет затрат) и законодательная (составление договоров) стороны, а также руководящие принципы по отбору франчайзи также включены в процесс обучения.

Казахстанские компании, изъявившие желание стать франчайзерами, пока детальных расчетов не производили. По их приблизительным оценкам, создание полного пакета франшизы потребует нескольких десятков тысяч долларов. О предполагаемой стоимости самой франшизы и роялти бизнесмены пока не говорят.

Очевидно, что отечественные паушальные взносы, во всяком случае, на данном этапе, будут ниже международных в разы (имеющие известность брэнды стоят свыше 300 тыс. долларов). Вероятно, фактор цены не в последнюю очередь будет способствовать интересу к казахстанским франшизам. Ведь множество потенциальных франчайзи не имеют достаточного стартового капитала для внедрения во франчайзинговую схему.

- Отслеживая деятельность конкретных франчайзеров, мы сможем двигаться дальше - компаний, готовых стать франчайзерами, будет больше. Что касается отраслей, в Казахстане этот список представляется мне бесконечным - сегодня стране необходимо все. В первую очередь это агентства по недвижимости, услуги дизайнеров по интерьеру, ресторанный бизнес, недорогие гостиницы, автомобильный сервис и т.д., - заключает эксперт по франчайзингу Карл Шерман.