Минздрав предупреждает

Государственные расходы на здравоохранение в Казахстане достигнут рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения минимума не ранее 2010 года. Но отпущенный срок и текущее финансирование слишком малы для того, чтобы за это время еще больше не уронить уровень медицинского обслуживания населения

Минздрав предупреждает

Второго августа министр здравоохранения Ерболат Досаев представил на расширенном заседании правительства проект Государственной программы реформирования и развития здравоохранения страны на 2005-2010 годы. Министр отметил, что программа разработана на основе мартовского послания президента и направлена на создание эффективной системы оказания медицинской помощи.

Изучив опыт организации здравоохранения 65 стран, казахстанские реформаторы сформулировали шесть основных задач, главная из которых - переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь. Не последнее место также будет отводиться созданию новой модели управления системой здравоохранения и единой информационной структуры отрасли, стабильному снижению уровня социально-значимых заболеваний, а также реформированию медицинского образования.

Назад, в будущее

В ближайшие три-четыре года в Казахстане сохранится государственная модель финансирования. Переход к системе обязательного медицинского страхования отложен до 2008 года. "Надо произвести точные расчеты по наполняемости фонда обязательного медицинского страхования, разобраться с размерами отчислений, чтобы их было достаточно на оказание качественных медицинских услуг, - пояснил министр здравоохранения. - Что касается добровольного медицинского страхования, здесь мы надеемся на помощь Агентства по финансовому надзору, которое может создать стимулы для страховщиков. Скорее всего, это будут не только специализированные медицинские страховые компании, но и любые, кто захочет получить дополнительную лицензию на этот вид страхования".

Создать эффективную систему здравоохранения при минимуме бюджетных средств - одна из особенностей этой программы. По рекомендациям ВОЗ минимальный уровень государственных расходов на здравоохранение должен составлять 4% от ВВП. В Казахстане тратится на медицину пока гораздо меньше, хотя последние годы и наблюдается некоторый рост. Следует отметить, что увеличение финансирования в 2002-2003 годах не дало ожидаемого результата, кроме увеличения количества пролеченных больных в стационарах на 5-7% в год.

"Официальная среднемесячная заработная плата в здравоохранении в два раза меньше, чем в среднем по республике. Медицинские организации в основном размещены в приспособленных, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям помещениях (на селе более 70%). Оснащенность современным медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом составляет менее 50%. Только 36% объектов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на селе телефонизированы. Не на всех объектах сельского здравоохранения организована реализация лекарственных средств. Отсутствует эффективная система сервисного обслуживания медицинского оборудования", - констатируется в программе. Доведение расходов на здравоохранение до ВОЗовского минимума запланировано на 2010 год. Вопрос об увеличении зарплаты в медицине министр считает возможным поднимать после начала оптимизации отрасли, примерно в 2006 году.

Скорая помощь для медицины

Основной постулат программы - перенос акцента со стационарной на ПМСП, которая в стране представлена фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами), семейными врачебными амбулаториями (СВА), поликлиниками. По словам Ерболата Досаева, 80% всех медицинских проблем населения должно решаться в центрах ПМСП. Для этого, по мнению разработчиков, необходимо в амбулаторно-поликлинической сети улучшить материально-техническое оснащение, внедрять новые технологии, осуществить лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и видов заболеваний. Также планируется строительство новых объектов ПМСП.

[inc pk='2374' service='media']

Владимир Баумейстер, долгое время проработавший главврачом в железнодорожном больнично-поликлиническом комплексе, говорит: "Амбулаторное лечение намного дешевле, проще и лучше для больного. Но только в том случае, если больной имеет нормальные условия проживания, транспорт, чтобы ездить в поликлинику. Не 80%, как в Германии, а, скажем, 50% больных мы могли бы лечить в амбулаторных условиях. Это действительно огромная экономия".

Смещение акцентов со стационарной помощи на амбулаторную означает и изменение денежных потоков. "Объем средств, направляемый на финансирование ПМСП, к 2010 году будет составлять не менее 40% от общего объема финансовых ресурсов, направляемых на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи", - говорится в проекте программы. Сенатор Светлана Джалмагамбетова опасается: "Не получится ли так, что мы сократим койки в оборудованных стационарах, на ПМСП перекинем основную тяжесть, но не успеем за это время оснастить их оборудованием, укомплектовать врачами, сделать ремонт?".

Реализация программы потребует дополнительного финансирования в 2005-2007 годах в размере 91325,5 млн тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 30964,7 млн тенге, из средств местных бюджетов 60360,9 млн тенге. В 2008-2010 годах будет ежегодно увеличиваться объем финансирования отрасли, с тем чтобы довести его до 4% к ВВП в 2010 году. Объем бюджетных средств, необходимый для реализации программы в 2005-2010 годах, будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

Для сравнения, объем государственных расходов в 2003 году составил 92,4 млрд тенге, в 2004 году - 133,7 млрд тенге. Но даже такая солидная "прибавка" не позволяет кардинально решить все поставленные задачи, в том числе ремонт помещений, покупку оборудования, автотранспорта.

Слабое звено

В программе по аналогии с европейскими странами предлагается ввести этапность обращения за медицинской помощью. Сначала - к врачу общей практики, и только затем по направлению - к узким специалистам. По мнению медицинских работников, это самое слабое звено предстоящей реформы.

"Подобное мы уже проходили несколько лет назад. Деньги полностью отдавались в первичное звено. Когда семейный врач направлял пациента к специалисту в поликлинику, деньги за обслуживание перечислялись туда из семейной амбулатории. Эта система тогда не пошла. Сейчас, я думаю, рано вводить врача общей практики. Ведь он должен быть врачом высочайшей квалификации. Но, поскольку у нас качество образования низкое, велика вероятность врачебной ошибки", - говорит депутат маслихата Астаны директор СВА "Молодежный" Вера Лукьянец.

[inc pk='2375' service='media']

Владимир Баумейстер также осторожно относится к обязательной последовательности "врач общей практики - узкий специалист". По его мнению, те средства, которые выделяются на здравоохранение, должны использоваться эффективно. Поэтому надо стремиться исключать все возможные промежуточные звенья. Кроме того, у пациента должна быть возможность - перепроверить диагноз у другого специалиста.

В программе упоминается возможность выбора врача, но настоящих профессионалов в амбулаторно-поликлиническом звене пока немного. Для эффективной работы ПМСП предполагается отделить финансово и административно поликлиники от больниц. А это - два разных главврача, две автономные системы. И попасть на консультацию к специалисту из стационара станет труднее. По своей изначальной логике поликлиники и стационары формировались как единое целое, взаимодополняющие структуры. Теперь, с разделением, они вынуждены конкурировать. Что это даст нам, пациентам, кроме дополнительных препятствий?

Согласно программе, "будет введена система повышения качества оказанных услуг организаций первичной помощи, состоится переход от системы контроля процесса к оценке деятельности по конечному результату". И подушевое финансирование, состоящее из двух частей - основной и стимулирующей, должно подвигать врачей к повышению качества труда. Уже в следующем году будет создан государственный орган по контролю качества медицинских услуг. "Совершенно правильно - создание самостоятельной службы экспертизы, которая должна оценивать работу врача. Но это не должен быть Минздрав и не должен быть ФОМС, который больницу штрафовал, а деньги забирал себе", - предлагает свое видение контроля Владимир Баумейстер.

Опять про деньги

Сегодня, по мнению Ерболата Досаева, прежде всего надо отделить платные и бесплатные услуги в медицинских учреждениях, причем в первую очередь пространственно. Уже в ближайший месяц Минздрав намерен провести ревизию договоров аренды помещения, заключенных частными медицинскими, фармацевтическими фирмами с государственными медицинскими учреждениями. "Мы проанализируем сроки договоров, возможные неустойки при их разрыве, которые мы должны будем выплатить, чтобы разделить пространственно государственную и частную систему здравоохранения", - пояснил министр.

Далее предстоит окончательно определиться, какие медицинские услуги будут предоставляться бесплатно. В настоящее время гарантированный объем бесплатной медицинской помощи охватывает большой список состояний, болезней, социальных групп, но разобраться в нем не просто. Определение круга льготников - это вопрос очень сложный. Правительство должно прямо заявить: на всех денег не хватит. Надо выделить те заболевания, которые являются экстренными, срочными, создать перечень медикаментов, которые любая больница должна иметь для оказания гарантированной помощи.

В целом программа объемная по смыслу, предстоит сделать немало: повысить качество медицинского образования, наладить подготовку медицинских менеджеров, передать две трети полномочий министерства на местный уровень, в том числе и закуп лекарств, и т.д. Реформаторы не оставляют и давнюю идею о солидарной ответственности государства и граждан за свое здоровье. Минздрав уже не предупреждает, а немного угрожает: людям с вредными привычками, ведущим нездоровый образ жизни, с безответственным отношением к профилактическим осмотрам и диспансеризации, пострадавшим от лечения у лиц, не имеющих лицензий, применявшим незарегистрированные лекарственные средства, при обращении к эскулапам традиционной медицины придется платить.