Простор для деятельности

Простор для деятельности

Финансовая система страны, безусловно, нуждается в реформировании, но не банковский, а прежде всего фондовый сектор. На его становлении правительство и могло бы сосредоточить свои усилия.

Несмотря на колоссальные усилия по активизации фондового рынка - создание развитой технической инфраструктуры, в целом прогрессивной законодательной базы рынка ценных бумаг, он пока так и не стал средством перераспределения капиталов из финансового сектора в реальный. Еще недавно возлагались большие надежды на то, что оживить рынок ценных бумаг сможет новый закон об акционерных обществах, однако этого, вопреки ожиданиям, пока не произошло. Недавно принят закон об инвестиционных фондах, и, возможно, это сможет поднять инвестиционную активность граждан.

По словам президента Казахстанской фондовой биржи (KASE) Азамата Джолдасбекова, "главная проблема - рынок акций, его нет уже десять лет и, скорее всего, в ближайшие десять лет не будет". Причина известна: та приватизация, которая была проведена в начале 90-х годов прошлого века, не породила рынок акций из-за ошибочной концепции: приватизационно-инвестиционные купоны, которые получили все граждане страны, не имели какой-либо ценности. Они были сосредоточены в фондах, которые фактически не смогли адаптироваться на рынке. В то же время мы могли наблюдать, что в России ваучеризация выплеснула на рынок массу бумаг, которые все начали покупать и продавать - в итоге возник рынок акций.

Другая большая проблема, по мнению г-на Джолдасбекова, что в Казахстане слишком много денег, которые некуда вкладывать. В стране существует пенсионная система, куда каждый из работающих граждан обязан вкладывать 10% от заработной платы. Эти деньги должны инвестироваться, но финансовых инструментов с хорошей доходностью практически нет. Кроме того, государство, поскольку оно за сохранность пенсионных накоплений отвечает и морально, и материально, устанавливает очень строгие ограничения по лимитам инвестирования. Между тем регулирующие органы должны установить баланс: с одной стороны, создать свободу инвестирования, с другой - не подвергать социальные деньги неоправданным рискам.

Заместитель председателя правления БТА, председатель биржевого совета KASE Садуакас Мамештеги полагает, что вопрос о реформировании фондового сектора требует скорого решения, потому что существует проблема защиты прав миноритарных инвесторов, корпоративного управления компаний, в том числе и банков. Камни преткновения - затрудненность перетока финансов из одной сферы в другую, ограниченный круг надежных эмитентов, немногочисленность финансовых институтов, которые занимаются секьюритизацией, то есть перераспределением внутренних сбережений в капиталоемкие отрасли. Причем отсутствие секьюритизации финансовых инструментов является естественным барьером для снижения процентных ставок по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами. Поэтому вышеназванные проблемы можно охарактеризовать как взаимозависимые, решение к которым должно быть найдено через развитие как рынка инструментов секьюритизации, так и введение в действие законодательных актов, направленных на создание организаций, осуществляющих сбор и распространение информации об эмитентах и их кредитного качества.

Как известно, Агентство финансового надзора инициировало разработку программы развития рынка ценных бумаг, но пока детально она не прописана и говорить о каких-либо ожиданиях, а тем более о перспективах, рано. Тем не менее один аспект уже известен. "Хороший выход в том, что предложил президент - начать частичную приватизацию нацкомпаний, - подчеркивает глава KASE Азамат Джолдасбеков. - В Казахстане рынок достаточно маленький, стратегические инвесторы крупных компаний не горят сильным желанием продавать свои акции на сторону, а вот в национальные компании инвесторы могут вкладывать свои деньги. Частичная приватизация нацкомпаний до блокирующего пакета должна помочь в активизации рынка акций".

[inc pk='689' service='table']