Реформа неизбежна

Намерение правительства реформировать финансовый сектор страны, скорее всего, означает желание получить в итоге управляемую банковскую систему

Реформа неизбежна

Два летних месяца межведомственная рабочая группа посвятила изучению ситуации в финансовом секторе Казахстана. Ее выводы, оглашенные на августовском совещании правительства, почти сенсационны: "Финансовый сектор республики нуждается в радикальной реформе".

Главный предлог для подобного заключения, по определению премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова - "давно не меняющиеся пруденциальные нормативы банков, остающиеся высокими процентные ставки, растущее недоверие предприятий малого и среднего бизнеса к банковской системе в целом". В ходе обсуждения отчета он отметил, что "низкая конкуренция и монополизация в банковской сфере стали серьезным препятствием" при реализации стратегии индустриально-инновационного развития страны и перестали соответствовать тем задачам, которые ставит глава государства, включая страховой, пенсионный и фондовый секторы экономики. "Президент постоянно говорит об одних и тех же вещах, а мы не исполняем! - сетовал с высокой трибуны Даниал Ахметов. - И не от того, что мы не хотим, а потому, что система существующая такова". Здесь имеются в виду прежде всего высокие процентные ставки на кредиты для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, всю ответственность за неисполнение поручений президента премьер, по сути, попытался переложить на банкиров. Правительству не нравится чрезмерная концентрация в банковском секторе, но более всего его не устраивает то, что эти финансовые институты неохотно участвуют в выполнении различных правительственных программ.

Революция или эволюция?

[inc pk='2365' service='media']

До сих пор руководство республики, ведущие международные организации и рейтинговые агентства неоднократно заявляли о том, что в настоящее время банковский сектор Казахстана среди стран СНГ является самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. В Казахстане успешно функционирует система страхования срочных депозитов, создана надежная платежная система. Близка к завершению программа перехода банков к международным стандартам, постоянно усиливается работа в направлении укрепления устойчивости банковского сектора и внедрения консолидированного надзора, системы корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня.

В Казахстане банки играют большую роль, поскольку обслуживают значительную часть ВВП. Так, по итогам 2003 года активы банковского сектора составляли 37% по отношению к ВВП. Прирост совокупных активов банков республики в прошлом году составил 46,38%, а за первое полугодие 2004 года увеличились с 1677 млрд до 2021,7 млрд тенге. Ссудный портфель банков, с учетом межбанковских займов, достиг 1437,7 млрд тенге. При этом в структуре активов банков значительную долю занимают займы реальному сектору экономики.

Между тем в последние полгода руководство республики неоднократно обращало внимание менеджеров коммерческих банков на высокие процентные ставки по предоставляемым кредитам малому и среднему бизнесу: по иностранной валюте они в среднем составляют 15-18%, по национальной - 20-23%.

Однако банки снижать процентные ставки не спешат. По мнению многих банкиров, для этого нет предпосылок. Стремительный экономический рост, обновление основных фондов, улучшение благосостояния населения порождают большой спрос на кредиты, который отечественные банки пока удовлетворить не в состоянии. На сегодняшний день в Казахстане дефицит денег ощущается очень сильно. Из-за этого нельзя понизить процентную ставку, тем более административными методами, потому что неизбежно возникнут очереди за кредитами, начнет процветать взяточничество, коррупция. В таких условиях есть только один регулятор - цены. По мнению большинства респондентов, опрошенных "Экспертом Казахстан", процентные ставки могут быть снижены только по отдельным банковским продуктам - например, ипотечным, что уже сделано: граждане под залог недвижимости могут оформить кредит от 7% годовых. И еще один аргумент в пользу утверждения, что процентные ставки находятся на умеренном уровне. Как известно, ставка Libor является базовой для определения стоимости займов. Наклон кривой доходности за последний год резко увеличился и в настоящее время она составляет около 0,8% в месяц, это довольно высокий показатель. Поэтому понижать процентные ставки на фоне растущей стоимости заимствований нерыночно и нелогично.

Председатель Национального банка Анвар Сайденов считает, что банки второго уровня не обязаны совместно с исполнительной властью выполнять макроэкономические задачи: "Регулирующие органы не должны способствовать реализации тех или иных программ. Это дело правительства. Если оно собирается стимулировать развитие, скажем, технопарков и других отраслей высоких технологий, то оно должно создавать для этого условия через пакет налоговых льгот, предоставление гарантий для заемщиков. Малый и средний бизнес по своей природе очень рискованный для заимствования, поэтому говорить о том, что банки должны в обязательном порядке под такой-то процент выдавать кредиты малому бизнесу, мне кажется, неправомерно".

В целом же резкое заявление премьер-министра банкиры встретили спокойно. Они уверены, что существенного разворота в развитии банковского сектора не произойдет. Так, директор департамента корпоративных клиентов и кредитных рисков, член правления Ситибанка Казахстана Андрей Курилин в интервью "Эксперту Казахстан" пояснил, что Citigroup обладает достаточным опытом работы в странах бывшего СССР, поэтому есть с чем сравнивать: "Банковский надзор в Казахстане находится на самом высоком уровне в СНГ". В то же время он считает, что банковское законодательство и банковский надзор должны и будут совершенствоваться и эволюционировать по мере развития экономики страны. Председатель правления банка ТуранАлем (БТА) Ержан Татишев сразу расставил акценты: банковский сектор республики нуждается не в реформировании, а в совершенствовании. Это две больших разницы. Как известно, крупнейшие банки уже перешли на международные стандарты финансовой отчетности и, по выражению г-на Татишева, "глубже международных стандартов уже сложно реформировать". Проблема, по его мнению, заключается в том, что в настоящее время есть разное восприятие поставленных правительством задач, и потому речь должна идти прежде всего о том, что делать дальше для того, чтобы банковский сектор продолжал соответствовать динамично растущей экономике, чтобы процентные ставки стали еще доступнее.

Глава Национального банка Анвар Сайденов в своих комментариях подчеркнул, что изменения в банковской сфере нужны, поскольку это "развивающийся организм", однако речь должна идти о реформах, направленных на ее развитие, но не о радикальном пересмотре действующих пруденциальных норм. "Есть задачи, которые нужно решать органам регулирования и самим участникам рынка, - сказал он. - Но это проблемы, связанные с ростом, а не результат неверно выстроенной системы". Он считает, что в целом регулирование банковской системы изначально было выстроено правильно, поэтому нельзя говорить о том, что необходим слом системы регулирования и пересмотр каких-то основополагающих принципов, потому что пруденциальные нормативы в некоторых случаях даже жестче, чем рекомендуемые Базельским комитетом.

Конкуренция существует

[inc pk='2366' service='media']

Долгое время в стране предпринимались большие усилия по повышению ликвидности банков, увеличению их капитализации. В настоящее время работающие банки должны иметь уставной капитал как минимум в 1 млрд тенге, а вновь создаваемые - 2 млрд. Столь высокие требования объективно подвигают кредитные учреждения укрупняться. Теперь высокая концентрация стала проблемой.

Первым о доминирующем положении трех банков еще в апреле этого года заговорил Григорий Марченко, будучи первым вице-премьером. Он отметил, что Казкоммерц, ТуранАлем и Народный банк занимают более 60% рынка, в то время как наблюдается снижение доли на финансовом рынке иностранных банков, которые могли бы составить хорошую конкуренцию казахстанским. (На сегодняшний день из 35 банков второго уровня - 15 с иностранным участием, кроме того, в стране работает 18 представительств иностранных банков. - "Эксперт Казахстан"). Тогда он даже обмолвился о том, что, в частности, австрийский Raiffeisen Bank, который имеет акции БТА, намерен купить контрольный пакет какого-либо казахстанского банка. Однако столь долгожданного и желанного прихода западного банка не случилось: видимо, казахстанский рынок не так привлекателен, как этого бы хотелось потенциальному стратегическому инвестору.

Но вопрос о необходимости прихода крупного игрока опять поднимается на высоком уровне. Недавно глава государства заявил о необходимости усиления конкуренции на банковском рынке. По мнению Нурсултана Назарбаева, это можно сделать путем расширения присутствия иностранных банков на нашем рынке.

Председатель Нацбанка Анвар Сайденов уверен, что "реально на рынке, особенно в секторе розничного банкинга, есть место для одного достаточно крупного иностранного банка, который обладает и знаниями, и опытом именно в этой сфере". К нашему рынку, как дал понять главный банкир страны, иностранные банки присматриваются уже давно, но пока ни один из них не смог найти для себя выгодные условия прихода в Казахстан: "В настоящее время наиболее вероятным кажется появление иностранного банка, который мог бы активно работать в сфере кредитования жилищного строительства. Недавно представители одного из немецких банков, которые фактически первыми изобрели схему работы с населением по выдаче кредитов для приобретения жилья, изучали в Казахстане ипотечное кредитование. Поэтому не исключено, что западный банк на казахстанском рынке все-таки появится". Кроме того, денежные власти хотели бы зазвать иностранцев в страховой сектор - это могла бы быть крупная страховая компания или опять же банк с достаточно сильным страховым подразделением. Подобное желание понятно - страховая отрасль находится лишь на начальном этапе своего развития и страховые организации по-прежнему имеют невысокий уровень уставного капитала, что негативно отражается на их возможностях.

Стремление усилить конкуренцию с помощью прихода банка-иностранца оправданно. Власть надеется, что это произойдет скоро, но банкиры относительно быстрого вхождения иностранных банков в Казахстан настроены довольно скептично. По их словам, причин здесь несколько, но самая главная - небольшая емкость рынка. Это же обстоятельство заставляет казахстанские банки заблаговременно (потенциал казахстанского кредитного рынка пока еще не исчерпан) занимать ниши на банковском рынке стран СНГ.

В то же время авторитетные аналитики из Международного фонда и Всемирного банка не считают, что в казахстанском банковском бизнесе сложилась неконкурентная атмосфера. Хотя стране и присуща высокая степень концентрации по активам, кредитам и депозитам, но, по мнению экспертов, все же существует приемлемый уровень конкуренции банков: например, уровень концентрации депозитов в пяти крупнейших банках сопоставим с аналогичным средневзвешенным показателем стран Европы и Центральной Азии.

Тревожные ожидания

[inc pk='2367' service='media']

Один только факт: за последние три года в Казахстане в семействе банков не было прибавления. Международные аналитики расценивают это как следствие "наличия проблем по ведению банковского бизнеса в республике". Проблемы могут быть различными: от несовершенных и противоречивых законов до установления административных барьеров и диктата, что противоречит рыночному духу взаимоотношений власти и бизнеса.

В целом банковское законодательство в Казахстане сбалансировано, но предстоит дальнейшая работа по улучшению нормативно-правовой базы. По мнению специалистов международного рейтингового агентства Standard & Poor's, необходимо обеспечить прозрачность структуры собственности, усовершенствовать механизмы контроля по управлению рисками. Это нормальное, лишенное реформаторского смысла занятие.

Что касается прямого вмешательства в банковский сектор, то до этого дело пока не дошло. Однако еще неизвестно, какие шаги предпримет правительство, если сосредоточит все свои реформаторские усилия на банковском сегменте финансового сектора и начнет свою борьбу с действительно крепкими и устойчивыми банками. Сегодня абсолютно ясно лишь одно: оно занято поиском непростых решений.