Не просто развлечение

Не просто развлечение

Фэнтези

Сапковский А. Башня шутов/ Пер. с пол. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 699 с.

К жанру фэнтези можно относиться по-разному. Его можно любить, но не воспринимать серьезно. Можно не любить, полагая его поверхностным. В серьезных литературных кругах принято считать этот жанр разновидностью бульварного чтива, средством заработать легкие деньги. Анджей Сапковский относится к тем мастерам стиля фэнтези, которые своим творчеством доказывают обратное. Не жанр красит автора, а автор своими произведениями создает образ жанра. Известность польскому писателю принес цикл книг о Ведьмаке, по которому был снят одноименный сериал, уже демонстрировавшийся на наших телеканалах. Его произведения любят за легкий стиль, живые и яркие образы людей и химерических существ, по-толкиеновски удивительный вымышленный мир. И находят в них философский смысл. Читая очередную книгу Анджея Сапковского, можно не только развлечься, но и приобрести познания в истории, латыни, а также задуматься о непреходящем.

"Башня шутов" - первая книга, открывающая новую серию, Сагу о Рейневане. Это больше литературно-историческое, нежели фэнтезийное произведение. Видимо, пресветлый пан уже устал от фиктивных миров, и его потянуло к чему-то более реальному и серьезному. События происходят в Восточной Европе, в Силезии, в XV веке. Сапковский открывает книгу справкой о политическом положении в средневековой Европе, задавая исторический контекст художественному повествованию. Первая глава начинается с описания любовных похождений главного героя, в обычно присущей Сапковскому ироничной манере. В книге можно выделить несколько уровней, по которым разворачиваются сюжетные линии. На первом - автор отводит место рассуждениям на тему политики, религии и власти. Сапковский осуждает властную монополию клерикальной и военной верхушки. На втором располагает мелодраматическую и приключенческую линии романа. На третьем - пока еще слаборазвитую, фантазийную часть, содержащую мистические элементы повествования.

По причине перекоса в сторону исторического повествования действующие лица первой книги вышли несколько схематичными, хотя местами в их описании чувствуется былая рука мастера. Некоторые персонажи второго плана получились более живыми и многообещающими, чем главные герои. Интригуют своей таинственностью и глубиной образы верных спутников Рейневана Шарлея и Самсона. Один - ловкий пройдоха с темной биографией. Другой - демон, вселившийся в тело слабоумного. Текст пестрит латинскими терминами, фразами, цитатами из средневековых трактатов и гимнами. Изобилие исторических персонажей как реальных, так и не очень, с латинскими, польскими и другими трудно запоминаемыми именами, несколько затрудняет чтение. А детали геополитического положения просто обезоруживают читателя, не знакомого с европейской средневековой историей. Вероятно, эти недостатки будут исправлены в продолжении, в следующих книгах саги. А обращение Сапковского к истории и латыни вполне понятны и оправданы. Его произведения всегда были адресованы серьезному читателю, берущему в руки фэнтези не для пустого развлечения, а для интеллектуального и духовного развития.