Новая галактика

Просуществовав в "галактике Гутенберга" не более четырех веков, человечество, развиваясь, вступило в новый мир коммуникаций - "галактику Интернет"

Новая галактика

Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе/ Пер. с англ. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328с.

Мануэль Кастельс - ведущий социолог по проблемам информационного общества, профессор Калифорнийского университета (Беркли), автор трехтомного труда "Информационная эпоха" (1996), переведенного на 25 языков, подарил миру новую книгу "Галактика Интернет" (2001), которая издана в этом году на русском языке. Хотя "Галактика Интернет" написана популярно и имеет статус бестселлера, это не понижает ее академического уровня и серьезности подхода к исследуемой проблематике. Автор намеренно дистанцируется от глобальных футуристических прогнозов и не спешит со скоропалительными выводами, подчеркивая быстро меняющийся (не без помощи Интернета) облик мира. Он указывает, что одним из состояний информационного общества является информационная турбулентность. Стремительное распространение слухов и новостей создают атмосферу информационной неопределенности и логику реагирования хаотичной сложности, которая становится причиной экономических и политических кризисов. На конкретных примерах мы убеждаемся, как некоторые информационные прогнозы негативно влияют на бизнес многих интернет-компаний. Кастельс развенчивает околонаучные мифы о хакерах, отчуждающем воздействии Интернета, вымирании в будущем городов и прочие утопии и дистопии об Интернете.

Содержание книги хорошо структурировано. В названия разделов вынесены основные темы исследования: история развития Интернета, культура Интернета, электронный бизнес и новая экономика, виртуальное сообщество, политика Интернета, география Интернета, цифровой разрыв. Автор отвечает на вопросы: Как возник Интернет? Каким он был тогда и чем является сейчас? Как Интернет изменил и продолжает менять общество и экономику? Каковы основные принципы развития Интернета, которые являются условиями развития цивилизованного мира? Особенно интересны главы, посвященные новой электронной экономике, e-conomy, и технологиям контроля в киберпространстве. Социально-технические преобразования меняют деловую активность. Новой формой организации экономики становится сеть ad hoc ( лат., к данному случаю), предполагающая обмен электронными данными в реальном времени. Кастельс анализирует деятельность сетевых компаний-пионеров: Cisco, Dell, Nokia, касаясь не только высоких технологий, но и других сфер производства: Valeo,Webcor, Zara, а также предприятий нового сектора "click and mortar". Основными признаками новой бизнес-модели становятся масштабируемость, интерактивность, гибкость управления, брэндинг и ориентация на потребителя. В разделе "Политика Интернета" ученый рассказывает о ноополитике, информационной войне и стратегии ведения военных действий с помощью электронной коммуникации - роении. Существенной представляется проблема шифрования информации. Код, с одной стороны, защищает приватность сообщения, с другой - способствует контролю сетевого пространства, что ведет к ограничению свободы. Интернет может оказаться как инструментом подавления свободы и достижения корыстных целей властными и криминальными структурами, так общественным средством слежения за правительством, информированностью и участием граждан в принятии политических решений.

Открытость исходников, возможность любому человеку менять программное обеспечение, свобода в сочетании с сотрудничеством и "экономикой дарения" - основные условия возникновения и саморазвития Интернета. Культура Интернета характеризуется идеологией свободы, которую формируют техномеритократия, хакеры, виртуальные общины и предприниматели. Кастельс дает исчерпывающую характеристику каждому слою интернет-сообщества. Техноэлита стоит у истоков Интернета и руководствуется ценностями Просвещения, инновации и совместного научного творчества. Хакеры развивают принципы самоорганизации, выхода за рамки контроля к технической модернизации и автономии сетей. Виртуальные общины видят свою роль в решении социально значимых вопросов: защита окружающей среды, сохранение мира, борьба за права меньшинств. Тонкой оценки удостоилась культура предпринимательства, основанная на этике сиюминутного потребления. В главе "Мультимедиа и Интернет" автор показывает, что хотя результаты слияния телевидения и Интернета еще не практикуются в широких масштабах, но мир медиа трансформируется, глобализируясь и внедряя адресное вещание. Все больше распространяется цифровое и кабельное телевидение. Отделы медиа-новостей обрабатывают информацию одновременно с Интернетом. Пользуется популярностью распространение музыки и видео через Интернет. Искусство подвергается видоизменениям посредством цифровых технологий: компьютерный графический дизайн, интерактивное художественное творчество. Автор вводит нас в географическое измерение Интернета, предлагая карты распределения пользователей и доменов по миру. Очевидно преимущество мегаполисов Северной Америки и Европы в развитии компьютерной коммуникации. Кастельс анализирует причины и возможные последствия цифрового разрыва (неравенства в доступе к Интернету), отмечая, что больше половины жителей Земли расходуют на свои нужды меньше двух долларов в день. Но возлагает надежды на Интернет как главный инструмент преобразования третьего мира.

Ученый демонстрирует нам, как великая сила Интернета и компьютерных технологий меняет мир. С другой стороны, Интернет - это всего лишь средство, которое человек может использовать как во благо, так и во зло. Он является продолжением нашей противоречивой природы. И от того, как мы будем им пользоваться, зависит наша судьба, которая, как доказывает Кастельс, уже неразрывна с судьбой Интернета.