Компакт-власть

Компактное и эффективное правительство - вот главная цель, к реализации которой в Казахстане приступят в первую очередь. Это станет началом широкомасштабной административной реформы

Компакт-власть

На встрече с руководителями центральных органов исполнительной власти глава республики Нурсултан Назарбаев объявил о необходимости реформирования государственного аппарата на всех уровнях - от районного до центрального. Перед правительством стоят масштабные задачи по продолжению структурных реформ и реализации важнейших программ развития, поэтому становится актуальным вопрос эффективного управления.

Слова президента, впрочем, не стали неожиданностью ни для общества, ни для самих чиновников. Еще в апреле Нурсултан Назарбаев предложил оптимизировать государственную структуру. "Мы должны перейти к компактному правительству и аппарату, потому что государство должно уходить от бизнеса, от производства, от экономики", - вот лейтмотив заявления.

В середине августа премьер-министр Даниал Ахметов сообщил, что правительство, в частности, Министерство экономики и бюджетного планирования, разрабатывает проект оптимизации штатной численности государственного аппарата.

Ровно через месяц, 17 сентября, президент страны представил свое видение системы государственного управления. Но Нурсултан Назарбаев хочет пойти дальше, чем просто произвести реструктуризацию исполнительной ветви власти. Он предлагает четко разграничить полномочия между всеми уровнями государственного управления, избавить госаппарат от бюрократического балласта, усовершенствовать государственную службу и принципиально по-новому выстроить управление государственной собственностью.

Переориентация госаппарата

Внешне правительство ближайшего будущего будет мало чем отличаться от настоящего. Образуются два новых министерства: МЧС и объединенное из двух министерств и одного агентства Министерство культуры, информации и спорта. Зато внутренняя структура поменяется почти в каждом ведомстве: появятся дополнительные департаменты и комитеты, функции которых пока еще сосредоточены в самостоятельных агентствах. Из 11 агентств свой статус не потеряют только три, но теперь они будут находиться в подчинении правительства.

Самые принципиальные изменения произойдут в Министерстве индустрии и торговли. Только оно будет отвечать за реализацию промышленной и научно-технической политики, внедрение информационных технологий. Его наделят функциями, ранее сосредоточенными в различных министерствах, но относящихся к промышленности. Например, Мининдустрии получит полномочия в области развития туризма: отныне туризм рассматривается уже не как социальная сфера, а как бизнес-отрасль. В то же время, например, будет упразднен Комитет по поддержке малого бизнеса: его функции получит центральный аппарат министерства, а вопросами непосредственной поддержки малого предпринимательства займутся акимы регионов.

В то же время в Министерстве экономики и бюджетного планирования будет создан департамент по регулированию государственного предпринимательства. В последнее время, по словам Нурсултана Назарбаева, участие государства в процессе управления и принятии управленческих решений, осуществляемое через своих представителей в советах директоров акционерных обществ, все больше становится формальностью. С этой целью сейчас в правительстве изучают практику института независимых директоров, а до конца года чиновники должны определиться в вопросе создания государственной холдинговой компании.

Менять названия ведомств (Министерство охраны окружающей среды, к примеру, преобразуют в Министерство экологии и природных ресурсов), упразднять их, создавать или объединять - не есть самоцель. Главное - переориентировать их с малоэффективной, а часто и бессмысленной работы на выполнение стратегически важных задач. Поэтому произойдет перераспределение функций. Министерства будут определять государственную политику в той или иной сфере управления. Исполнительские и контрольно-надзорные функции отойдут комитетам, входящим в состав министерств. Это позволит, по мнению Нурсултана Назарбаева, четко определить и разграничить ответственность каждого государственного органа, создать систему сдержек и противовесов, усилить ответственность министров.

Но при этом произойдет и делегирование функций местным органам. Еще второго августа на предыдущем расширенном заседании правительства глава государства требовал безусловного исполнения программы по разделению полномочий между уровнями госуправления. "На словах все министры согласны передавать больше полномочий на места, - сказал президент. - А что на деле? Никто не хочет делиться своими функциями, и главный аргумент - на местах не справятся!" Теперь законодательно определят, за что будет отвечать местная власть. В ее ведении будут находиться вопросы архитектуры и градостроительства, охрана окружающей среды, контроль за деятельностью субъектов естественной монополии и т.д. Более ста функций правительство передаст в ближайшее время и еще столько же несколько позже, когда появится законодательная основа.

Структура местного государственного управления тоже поменяется. После упразднения в 2001 году типовой структуры местного управления произошел неоправданный рост их числа и значительное увеличение численности государственных служащих. Теперь Казахстан снова намерен вернуться к унифицированной системе. Уже определено, что в областях, а также городах республиканского значения должно быть не более 20 департаментов или управлений, в районах и городских центрах численностью свыше 50 тысяч человек - 9 отделов, численностью менее 50 тысяч - 6 отделов. Строго определено и количество этих структур: в департаментах должно работать не более 18 специалистов, в управлениях - 12, отделах - 3. Президент особо подчеркнул, что акимы могут формировать местные исполнительные органы власти, а также собственные аппараты только в пределах существующей штатной численности - количественный состав аппаратов акимов определит правительство исходя из плотности населения.

По крайней мере до конца года будут детально проработаны аспекты административной реформы, связанные с устранением бюрократических барьеров. Должны быть существенно упрощены процедуры государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Пока предполагается сократить более 42 процентов лицензируемых видов и подвидов деятельности, но в дальнейшем правительство концептуально определит подходы к государственной разрешительной системе.

Обнадеживающая стратегия

Целевые установки административной реформы безусловно содержат ряд конструктивных моментов.

Прежде всего это ясное и четкое разделение управленческих функций на стратегические, реализационные и контрольно-надзорные между министерством и его комитетами. Раньше функции комитетов фактически выполняли департаменты министерств, не имевшие при этом каких-либо значимых полномочий. Наличие многочисленных агентств порождало дублирование между департаментами и агентствами, а также между департаментами разных ведомств со схожими функциями. Фактическая нерасчлененность полномочий, их запараллеленность среди разного рода ведомств затрудняли как планирование, так и реализацию управленческих задач. В этих условиях говорить о какой-либо персонифицированной ответственности было бы явно неуместным.

В предлагаемом варианте реформирования комитеты фактически становятся полноценными субъектами, ответственными за реализацию конкретно очерченного фронта работ. Теперь за результаты работы будут нести персональную ответственность не только министр, как это было раньше, но и председатели комитетов. В свою очередь, министерство снимает с себя часть существенной нагрузки и вплотную занимается разработкой стратегических задач, которые впоследствии воплощаются в разного рода планы.

Разделение функций вместе с тем несет интегрирующий эффект. К примеру, сосредоточение под одной крышей Министерства индустрии и торговли ведомств, курировавших ту или иную отрасль промышленности, вполне логично, так как оно должно стать абсолютно приоритетным центром в реализации индустриально-инновационной стратегии. Упорядочение секторов производства посредством передачи их единому центру, конечно, будет способствовать как планированию, так и реализации краткосрочных и долгосрочных программ.

К числу позитивных моментов предлагаемой административной реформы также можно отнести сокращение управленческих звеньев. Ранее число самостоятельных ведомств, то есть министерств и агентств, составляло 27 единиц, теперь это количество станет существенно меньшим, что, безусловно, улучшит координацию их деятельности.

Наряду с разделением функций структур, преимущественно входящих в состав правительства, конструктивным моментом реформирования стало перераспределение полномочий между центром и регионами, а также дебюрократизация процедур при реализации государственных функций. Принятие бюджетного кодекса создало предпосылки для подобной децентрализации. Существенное расширение полномочий местных органов власти, упорядочение их структуры, похоже, будет способствовать совершенствованию системы государственного управления в целом. Этой же цели послужит дебюрократизация ряда управленческих процедур, осуществляемая посредством сокращения числа разрешительных согласований, передачи части государственных функций в рыночную среду. Данные меры могут дать дополнительный импульс для развития малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства. Естественно, что новая система государственного управления станет эффективной только в случае отбора и последующего создания необходимых условий для высококлассных специалистов.

Нужно отметить, что в стране неоднократно осуществлялись попытки реформировать власть. Как правило, возникали новые министерства либо упразднялись старые. В основном эти преобразования были обусловлены необходимостью решения текущих задач. Пожалуй, впервые в истории суверенного Казахстана в основу реформирования положены иные, долгосрочные и содержательные аспекты. Декларируемые новации носят системный характер, так как преобразования планируется провести по всей управленческой вертикали, предусмотрены меры по усилению кадрового потенциала и преодолению пока еще масштабной коррумпированности чиновников. Однако профессиональный уровень управленцев остается, по мнению Нурсултана Назарбаева, все еще низким. Именно поэтому в качестве приоритетных обозначены задачи по привлечению высококвалифицированных специалистов на государственную службу, сохранение профессионального кадрового потенциала, сокращение административной коррупции. Как один из приемлемых методов их решения предполагается повышение заработной платы госслужащих, ее приближение к уровню оплаты труда в частном секторе, повышение прозрачности в принятии и реализации их решения.

Предлагаемый комплекс мер представляется достаточно убедительным. Но намеченная реформа станет действенным фактором совершенствования системы государственного управления только в том случае, если будут оцениваться последствия принимаемых решений.