Made in Kazakhstan

Амбициозные планы нового руководства шымкентского шинного завода не ограничиваются внутренним рынком. Согласно замыслу компании, казахстанский продукт будет конкурировать с аналогами мировых лидеров

Made in Kazakhstan

Многопрофильный концерн " Ордабасы" приступил к созданию кластера по производству шин на юге Казахстана. На базе шымкентского завода " ИнтерКомШина" планируется восстановить и модернизировать цикл шинного производства: от резиновых смесей до готовой продукции - шин и других резиновых изделий. Значительное увеличение мощностей предприятия, по мнению руководителей проекта, должно повлечь образование новых площадок по переработке сырья расположенного в Шымкенте же нефтеперерабатывающего завода. Таким образом будет внедрен один из локальных проектов государственной диверсификационной программы кластерного развития не добывающих отраслей.

Не только государство

Центр маркетингово-аналитических исследований, специально созданный при Министерстве индустрии и торговли для осуществления государственного проекта по диверсификации экономики, подготовил оценку емкости казахстанского рынка шин (см. график) перспектив развития шинного кластера. Кредитовать проект, наряду с банками второго уровня, будет государственный Банк развития Казахстана.

[inc pk='2359' service='media']

В правительстве готовы сделать все для того, чтобы создать благоприятные условия для развития кластера. В планах: предоставление тарифных преференций на ввозимое сырье (пока не заработают собственные мощности), введение пошлин на импорт готовой шинной продукции, организация нового государственного мобилизационного резерва шин и т.д. В числе тех, кто будет способствовать развитию шинного кластера - министерства энергетики и минеральных ресурсов, индустрии и торговли, сельского хозяйства, акимат Южно-Казахстанской области, а также национальные компании. Как известно, в теории конкурентных преимуществ особая роль отводится исполнительной ветви власти, которая должна поддерживать частные инициативы.

Между тем руководство корпорации "Ордабасы" понимает, что нельзя развивать компанию "ИнтерКомШина" исключительно за счет лояльного отношения государства. Оно намерено вложить максимум усилий и средств для достижения наибольшего эффекта от внедрения проекта. Президент АО "Корпорация "Ордабасы" Динмухамет Идрисов ведет переговоры с рядом ведущих производителей на мировом шинном рынке. Из неофициального источника "Эксперту Казахстан" стало известно, что интерес проявляют Good Year, Pirrelli и Vredstain. Кстати, тот же источник сообщает, что Good Year предлагает арендовать производственные площади "ИнтерКомШины", но руководство не согласно на партнерство на условиях процессинга.

Пока неизвестно, технологии и специалисты какого из лидеров будут задействованы и на каких условиях (этот вопрос особенно важен в силу того, что еще в конце 50-х Good Year уже поплатилась статусом "номер 1", поделившись технологиями с еще крошечной тогда японской компанией Bridgestone). Тем не менее уже стратегически определены три составляющих успеха.

Первое преимущество будущего шинного кластера - его географическое расположение. В радиусе двух тысяч километров нет ни одного шинного производства. Поэтому не только местный, но и рынок всей Центральной Азии и даже СНГ для "ИнтерКомШины" практически открыт. Кстати, представители российского производителя КамАЗов уже проявляют интерес к новому игроку.

Второе преимущество - сокращение издержек благодаря удобной географической позиции. Близость рынков сбыта означает, что транспортные и логистические затраты будут относительно невысоки. Кроме того, по словам вице-президента по корпоративному развитию Гульбану Пазылхаировой, энергетические затраты, учитывая климатический фактор, на российских заводах составляют 20-25%, в Шымкенте - не более 12%.

И третий безусловный плюс - вполне реальная перспектива отказаться от импортного сырья. Ведь базовые компоненты (мазут, газовый конденсат) имеются в Казахстане.

То есть, суммируя все факторы, можно предположить, что шымкентские шины будут иметь по меньшей мере одно конкурентное преимущество: невысокую цену. Однако г-жа Пазылхаирова не считает цену основополагающим фактором для продвижения продукции: "Говорить о том, что мы будем конкурентоспособны именно благодаря ценовой политике, рано. Мы пока лишь предполагаем, что это возможно. Если процесс производства потребует гораздо более значительных инвестиций в части повышения качества, то не исключено, что наша продукция будет не в самом дешевом сегменте. Именно качество вкупе с ценой будет нашим конкурентным преимуществом".

Мы пока лишь предполагаем, что это возможно. Если процесс производства потребует гораздо более значительных инвестиций в части повышения качества, то не исключено, что наша продукция будет не в самом дешевом сегменте. Именно качество вкупе с ценой будет нашим конкурентным преимуществом".

Инвестиции и ожидания

Сумма сделки по выкупу завода, который фактически простаивал с 1993 года, умалчивается. Однако известно, что корпорация "Ордабасы" погасила кредиторскую задолженность приобретенного предприятия на сумму 8 млн долларов. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 100-120 млн долларов.

[inc pk='2360' service='media']

Прежде чем принять решение о приобретении завода, АО "Корпорация "Ордабасы" заключила договор доверительного управления акциями на 45 дней, чтобы за это время провести технический и финансовый аудит предприятия. Технический аудит помогла осуществить компания ООО НТЦ "НИИШП". На заводе еще в начале 90-х годов прошлого века было установлено оборудование Pirelli, Buller Miag, Repike, но, по словам г-на Идрисова, оно нуждается в серьезной модернизации.

- Имеющиеся производственные мощности позволяли производить максимум 3 млн шин в год. Мы же хотим увеличить данный показатель уже в среднесрочной перспективе до 12 миллионов. Для сравнения: один завод Good Year выпускает в год до 8 млн шин. Наши планы требуют серьезных вложений - десятков миллионов долларов. Главная затратная статья - это технологии производства, от которых зависит качество готовых изделий, - говорит глава компании.

Руководство "Ордабасы" намерено уже в этом году возобновить производство резиновых смесей и продукции (шланги, прокладки). Потребность в сырье станет толчком для появления новых производств в регионе, в потенциале которых г-н Идрисов не сомневается.

Что касается рынка сбыта, первоначальная задача компании - отвоевать у российских производителей 80% казахстанского рынка вторичных шин для легковых автомобилей ГАЗ, ВАЗ, Москвич и грузовых КамАЗ, МАЗ, обеспечить не менее 40% вторичного рынка шин Центральной Азии. Потребность Казахстана в шинах составляет приблизительно 3 млн, Узбекистана - 5-6 млн штук. Емкость всего центральноазиатского рынка оценивается в 10-12 млн шин.

- Мы уверены, что мы сможем и производить столько, сколько требует этот рынок, и продавать. Для этого нам и нужен западный партнер с его технологиями.

Таким образом, краткосрочная программа - завоевать казахстанский рынок, среднесрочная - рынок Центральной Азии, и, наконец, долгосрочная перспектива - создать необходимые мощности для выхода на мировой рынок.