Жить будем бедно, но недолго

Накопительная пенсионная система (НПС) Казахстана должна, как предполагается, стать в будущем основным источником пенсионного обеспечения граждан. Однако это вряд ли возможно, поскольку в НПС все более отчетливо проявляются негативные тенденции

За 2007—2011 годы вкладчики НПФ потеряли около 290 млрд тенге инвестиционного дохода, или 75—80 тыс. тенге на одного фактически участвующего в НПС
За 2007—2011 годы вкладчики НПФ потеряли около 290 млрд тенге инвестиционного дохода, или 75—80 тыс. тенге на одного фактически участвующего в НПС

Согласно установленному на сегодня порядку взимания вознаграждения, инвестиционный доход вкладчика облагается комиссией дважды: в размере 15% от начисленного инвестиционного дохода и в размере 0,05% в составе пенсионных активов. На 1 января 2012 года комиссия НПФ с начала деятельности составила свыше 166 млрд тенге, или более 6% от объема пенсионных активов. При действующих порядке и ставках комиссия НПФ за все время накопления, исходя из расчетов, может составить свыше 17% от пенсионных накоплений.

Несмотря на столь высокую комиссию, не наблюдается адекватный рост собственного капитала (СК) НПФ. За 2011 год НПФ в качестве вознаграждения получили почти 24 млрд тенге, в то же время инвестиционный доход вкладчиков за год составил немногим более 47 млрд тенге. При этом размер СК НПФ за год вырос менее чем на 1,3 млрд тенге.

Поскольку накопительная пенсионная система подвержена влиянию резких падений и кризисных явлений на финансовых рынках, с 2007 года наблюдается снижение доходности пенсионных накоплений. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период с декабря 2006 года по декабрь 2011 года, по данным КФН, почти в два раза ниже накопленного за этот период уровня инфляции (соответственно, 30,04 и 59,95%).

На мой взгляд, в условиях падения финансовых рынков не были задействованы механизмы, позволявшие значительно снизить потери вкладчиков НПФ. По моим оценкам, за 2007—2011 годы вкладчики НПФ потеряли около 290 млрд тенге инвестиционного дохода, или 75—80 тыс. тенге на одного фактически участвующего в НПС. Общие потери за этот период сопоставимы с суммой перечисленных пенсионных взносов в течение не менее 8 месяцев. Только в 2008 году потери инвестдохода составили 133 млрд тенге. За 2011 год в НПФ отчислено 430,2 млрд тенге обязательных пенсионных взносов, при этом прирост пенсионных активов за год составил 393,2 млрд тенге. В среднем на одного вкладчика, исходя из данных ГЦВП, за 2011 год было перечислено почти 106 тыс. тенге взносов, а пенсионные накопления за год выросли лишь на 64 тысячи.

Помимо этого, по данным КФН, в инвестиционных портфелях НПФ на 1 марта 2011 года доля бумаг эмитентов, допустивших дефолты по обязательствам, составляла 1,03%, или 23 млрд тенге. Однако по другим оценкам объем токсичных активов в инвестпортфелях НПФ на эту дату был значительно больше: почти 6% от пенсионных активов, или свыше 130 млрд тенге. Это также чревато существенными потерями пенсионных накоплений вкладчиков.

Убытки от инвестирования пенсионных накоплений и низкая доходность могут привести к тому, что сумма пенсионных накоплений вкладчиков на момент выплат будет ниже суммы фактически перечисленных взносов с учетом уровня инфляции. В этом случае потери вкладчиков в соответствии с законодательством должны будут возмещаться из бюджета РК.

Система

Об описанных выше проблемах НПС довольно много говорят. Меньше известны другие системные проблемы отечественной НПС.

По данным Агентства по статистике РК, в четвертом квартале 2011 года в экономике было занято свыше 8,4 млн человек, численность наемных работников составила почти 5,7 млн человек. При этом, по данным ГЦВП, в 2011 году ежемесячно в среднем производилось немногим более 4 млн отчислений обязательных пенсионных взносов. Из этого следует, что на практике более половины из числа занятых в экономике не вовлечены в НПС. Это подтверждает и несоответствие размера отчислений пенсионных взносов среднемесячным доходам. За 2011 год отчисления на один индивидуальный пенсионный счет в НПФ составили в среднем немногим более 4 400 тенге в месяц при среднемесячном размере заработной платы 89 959 тенге. Напомним, что размер обязательного взноса в НПФ установлен на уровне 10% от дохода, т.е. среднее значение отчислений в фонд должно составлять почти 9 тыс. тенге, что вдвое выше реальной суммы отчислений. И это прослеживается на протяжении всего периода действия НПС. Наблюдаются большие различия накоплений вкладчиков по половозрастным, социальным группам и отраслям занятости.

Обеспокоенность вызывает то, что накопления самозанятых работников (более 2,7 млн человек) намного меньше суммы накоплений работающих. Незначительные накопления у сельского населения, работников крестьянских и фермерских хозяйств. В сфере индивидуального предпринимательства обязательные пенсионные взносы зачастую отчисляются от суммы минимальной заработной платы, а то и вообще не отчисляются. С ведома Налогового комитета РК не отчисляются пенсионные взносы работающих по договору поручения, хотя индивидуальный подоходный налог удерживается.

Сумма накоплений женщин примерно на треть меньше, чем у мужчин. Этот разрыв будет увеличиваться за счет разницы в оплате труда и более раннего выхода женщин на пенсию. К тому же на время рождения и воспитания детей сокращается срок участия женщин в НПС. По этим причинам пенсионные выплаты у женщин могут быть значительно ниже, чем у мужчин.

Таким образом, большая часть населения республики в будущем будет иметь незначительную сумму накоплений в НПФ и при достижении пенсионного возраста, даже с учетом базовой пенсионной выплаты, окажется с низким уровнем пенсионного обеспечения.

Наблюдается опережение роста темпов выплат из НПФ над темпами роста пенсионных активов. За 2011 год пенсионные выплаты из НПФ и переводы в страховые организации выросли на 34%, в то время как пенсионные активы выросли только на 17,4%. Среднемесячная сумма отчислений пенсионных взносов на одного вкладчика за 2011 год, исходя из данных ГЦВП, составила более 8 800 тенге, а размер пенсионных выплат из НПФ по достижении пенсионного возраста на получателя в расчете на месяц составил 40 117 тенге, т.е. выплату одного получателя обеспечивали отчисления 4,5 вкладчика. Можно ожидать, что при соотношении числа получателей к вкладчикам ниже 1/3 у НПФ может возникнуть дефицит текущей ликвидности.

До зарплаты не дотягиваем

Возможные потери пенсионных накоплений заложены в самом регулировании деятельности НПС.

Требование регулятора о значении коэффициента номинального дохода не ниже 70% от минимального уровня, на мой взгляд, способствует рискованной политике НПФ и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА). При этом формирование провизий (резервов) НПФ на покрытие возможных потерь вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом обязательств по финансовым инструментам производится за счет пенсионных накоплений вкладчиков, что грубо нарушает имущественные права вкладчиков, противоречит нормам законодательства РК и стало одной из основных причин низкой доходности пенсионных накоплений в последнее время.

Полагаю, было ошибочным наделение НПФ правом самостоятельного управления пенсионными активами. В этом случае фонды дополнительно принимают инвестиционные риски: риски должны максимально диверсифицироваться, но ни в коем случае не концентрироваться. Также следует исходить из того, что НПФ заинтересованы в более высокой доходности, а следовательно, склонны и к более высоким рискам. В погоне за увеличением числа вкладчиков фонды нередко обуславливают покупку финансовых инструментов обязательным переводом пенсионных накоплений работников эмитента. Это нарушает принцип добровольного выбора НПФ, а также может приводить к вложению пенсионных активов в сомнительные и рисковые инструменты.

Снижению потерь вкладчиков препятствуют установленное законодательством обязательное хранение пенсионных накоплений вкладчиков только в одном НПФ, а также перевод накоплений из одного НПФ в другой не чаще двух раз в год. Это противоречит одному из основных принципов диверсификации рисков и нарушает имущественные права вкладчиков.

Негативные тенденции НПС, скорее всего, будут нарастать. Это может привести к низкому уровню пенсионного обеспечения большей части населения Казахстана (прежде всего самозанятых, наемных работников индивидуальных предпринимателей, сельского населения, женщин и других групп) и вызвать серьезную социальную напряженность в обществе.

По данным ГЦВП, на начало 2012 года пенсионные накопления в среднем на одного фактически участвующего в НПС (а это меньше половины из числа занятых в экономике) составили в среднем 653 тысячи тенге. При действующей схеме пенсионных выплат из НПФ получателю этой суммы сегодня достаточно лишь на 15 месяцев выплат. Отсюда — накопление в среднем за год в течение 14 лет участия в системе обеспечивает чуть более одного месяца пенсионных выплат. Если же исходить из сведений КФН, сумма пенсионных накоплений в среднем на один индивидуальный пенсионный счет в НПФ на начало 2012 года составила около 326 тыс. тенге. Получателю этих денег хватит на 7,4 месяца пенсионных выплат.

[inc pk='1148' service='media']

Расчеты показывают, что коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами при выходе на пенсию (с учетом базовой выплаты) может сложиться у мужчин чуть выше, а у женщин — ниже минимального значения, принятого Международной организацией труда (МОТ), в размере 40%. Коэффициент замещения доходов может быть немногим более минимального значения даже в случае повышения пенсионного возраста мужчин и женщин до 65 лет. Имеет ли смысл в таком случае повышать пенсионный возраст, пока не устранены основные проблемы НПС? В 2011 году коэффициент замещения доходов выплатами из солидарной системы и из накопительной пенсионной системы составил 75%.

По мере полного перехода к накопительной пенсионной системе коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами, как показывают расчеты, неуклонно снижается. При выходе на пенсию мужчин в возрасте 63 лет и женщин 58 лет коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами может снизиться у мужчин в 1,8 раза, а у женщин — почти в 2,4 раза по сравнению с уровнем 2011 года и составить, соответственно, 41 и 32%. При этом возраст дожития принят для мужчин — 15 и женщин — 20 лет. Даже при выходе на пенсию мужчин и женщин в возрасте 65 лет и возрасте дожития 15 лет коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами может сложиться на уровне 42—43%. При этом в расчетах принято (на мой взгляд, оптимистично), что рост оплаты труда в среднем ежегодно составит 10%, доходность пенсионных активов — 12%, а размер базовой пенсионной выплаты — 15% от размера среднемесячной оплаты (в 2011 году базовая выплата составила 8,9% от среднемесячной оплаты по РК).

Что делать?

Расчеты дают основания предполагать, что действующая НПС не гарантирует необходимый уровень пенсионного обеспечения ее участников и может привести к ухудшению положения пенсионеров в будущем.

Обусловлено это целым рядом причин, в числе которых, прежде всего, низкий уровень доходов большинства населения. По данным исследования Агентства РК по статистике, в июне 2011 года среднемесячную зарплату от 15 до 45 тыс. тенге получали 34,4% работников, от 45 до 75 тыс. тенге — 31,1%. Среднемесячная заработная плата 68,7% работников сельского, рыбного и лесного хозяйства составляла от 15 до 45 тыс. тенге. Кроме того, большая часть населения (прежде всего самозанятые) не имеет постоянного дохода. К факторам неэффективности НПС можно отнести также низкую ставку отчисления пенсионных взносов; недостаточный срок участия в НПС; неразвитость фондового рынка Казахстана, то есть недостаток надежных инструментов и проектов для инвестирования пенсионных активов.

Для нейтрализации отрицательных тенденций в НПС необходима существенная корректировка действующей системы пенсионного обеспечения. В частности, поэтапное повышение ставки отчислений от дохода работника и подключение к отчислениям в НПФ работодателя. Практика солидарного участия работника и работодателя в формировании пенсионных накоплений принята во многих странах мира (США, Великобритания, Германия, Франция и др.).

На мой взгляд, достаточно безболезненным стало бы постепенное — в течение пяти лет: с 2013 по 2017 годы — увеличение ставки пенсионных взносов работником на 1% (с 10 до 11% от дохода) и для работодателя — с 2,5% до 11%.

В этом случае коэффициент замещения доходов пенсионными выплатами с учетом базовой пенсионной выплаты может сложиться у мужчин на уровне немногим более 65, а у женщин — 46% (при возрасте дожития, соответственно, 15 и 20 лет). При пенсионном возрасте 65 лет у мужчин и женщин при возрасте дожития 15 лет коэффициент замещения доходов может быть около 68%.

Для работников с вредными условиями труда по перечню профессий, устанавливаемому правительством, с 2013 года ввести обязательные профессиональные пенсионные взносы за счет средств работодателей с отнесением на вычеты по налогообложению в размере от 10 до 15% от ежемесячного дохода работника в зависимости от профессий и условий труда. Для женщин в период декретного отпуска и воспитания ребенка до полутора лет уплачивать обязательные пенсионные взносы из Фонда социального страхования от суммы среднемесячной заработной платы за год, предшествующий уходу в декретный отпуск. Для работников сельского хозяйства поэтапно увеличить ставку отчислений пенсионных взносов работодателями до 15% от дохода работника.

Базовую пенсионную выплату установить в размере не менее 15% от средней заработной платы, но не менее размера минимального прожиточного минимума.

Нужно также стимулировать добровольные пенсионные взносы — в частности, предоставлять налоговые льготы физлицам при уплате добровольных взносов в свою пользу или в пользу третьих лиц.

На мой взгляд, пора пересмотреть правила пенсионных выплат и, разработав несколько пенсионных схем, предусмотреть возможность единовременного частичного изъятия пенсионных накоплений сверх установленного размера. Учитывая важную социальную значимость, следует отменить обложение пенсионных выплат из НПФ индивидуальным подоходным налогом или облагать их по пониженной (наполовину) ставке.

Нужно больше прав предоставить вкладчикам — в частности, нужно отменить законодательные ограничения на перевод пенсионных накоплений из НПФ не чаще двух раз в год и разрешить вкладчикам иметь пенсионные накопления в одном и более НПФ с отчислением обязательных пенсионных взносов только в один НПФ.

Также следует разделить функции сбора пенсионных взносов и инвестирования пенсионных активов, отменив право фондов на самостоятельное управление ПА. НПФ должны передавать пенсионные активы в управление не менее чем двум ООИУПА. При этом следует наделить НПФ правом вето на инвестиционные решения управляющей компании. В случае если НПФ не подтверждает инвестиционное решение ООИУПА, банк-кастодиан блокирует ее поручение. Тем самым вводится дополнительная степень защиты и ответственности в действующий механизм инвестирования пенсионных активов. НПФ и управляющая компания в этих условиях несут солидарную ответственность по убыткам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом обязательств по финансовым инструментам.

[inc pk='1149' service='media']

Ввести ответственность крупных акционеров и должностных лиц НПФ, ООИУПА по возмещению убытков, понесенных вкладчиками по причине непрофессиональных и неправомерных действий (или же бездействия).

Отменить требование о минимальном значении коэффициента номинального дохода (К2), взамен ввести нормативы, ограничивающие чрезмерный рост доходности. Следует запретить формирование фондами резервов на покрытие возможных потерь за счет пенсионных активов и возместить вкладчикам связанные с этим потери.

И пора, наконец, умерить аппетиты фондов: установить с 1 января 2013 года комиссионное вознаграждение НПФ в размере не более 0,1% ежемесячно от суммы пенсионных активов, отменив при этом комиссионное вознаграждение от начисленного инвестиционного дохода. Размер ежемесячных пенсионных выплат из НПФ в этом случае может увеличиться не менее чем на 20%.

Увеличение стажа участия в НПС требует повышения пенсионного возраста. Однако это возможно только при условии реального повышения занятости, уровня оплаты труда и улучшения качества жизни населения. Повышение пенсионного возраста без существенных изменений на рынке труда, как следует из расчетов, практически не приведет к сколь-либо ощутимому повышению уровня пенсионного обеспечения, но при этом может отрицательно сказаться на занятости населения, прежде всего молодежи.

Единый и неделимый

Наряду с этим, считаю, следует реформировать действующую структуру накопительной пенсионной системы. Организационная структура НПС могла бы включать пенсионный фонд Казахстана (ПФК) на базе ГЦВП, в функции которого вошли бы все функции ГЦВП, а также прием, учет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, пенсионные выплаты из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов. ПФК должен быть государственным.

Инвестиционное же управление пенсионными накоплениями должны были бы вести ООИУПА по выбору вкладчиков. Если вкладчики не определились с выбором организации, то их накоплениями по умолчанию управляет государственная компания. На определенных регулятором условиях вкладчики могут передавать пенсионные накопления в управление доверительному управляющему, что создает предпосылки для непосредственного участия вкладчиков в процессе инвестирования своих пенсионных накоплений.

НПФ осуществляют прием, учет добровольных пенсионных взносов и пенсионные выплаты из пенсионных накоплений, сформированных за счет добровольных пенсионных взносов.

В результате будет создана НПС, предоставляющая возможность выбора форм и методов накопления средств на будущую пенсию, а также право участия вкладчиков в управлении накоплениями. Наряду с этим развивается конкурентная среда на рынке пенсионных услуг и диверсифицируются риски.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики