Цена капитала

Казахстанские банки считают целесообразным строить свою кредитную политику в соответствии с рыночными реалиями и не обращают внимания на настоятельные пожелания властей снизить процентные ставки. Дело в том, что предпосылок для резкого понижения стоимости кредитов пока нет

Цена капитала

Дискуссии о том, должны ли коммерческие банки безусловно выполнять команды правительства, в Казахстане ведутся уже давно. Оппоненты никак не могут убедить друг друга в своей правоте. Чиновники считают, что банки, учитывая созданные для их развития тепличные условия, должны быть гибче и податливее. Банкиры, напротив, говорят о том, что форсировать снижение процентных ставок для кредитования реальной экономики очень опасно - может быть поставлена на карту финансовая устойчивость банков. Кроме того, они обращают внимание на то, что в отечественном банковском секторе отмечаются довольно хорошие тренды. Во-первых, ссудный портфель банков по состоянию на 1 сентября достиг 1527,4 млрд тенге и ежемесячно он увеличивается в среднем на 5,5-6,5%. Во-вторых, процентные ставки постепенно уменьшаются: за последний год их снижение составило 2-3%, что не так уж мало.

Точку в этом затянувшемся споре может поставить детальное изучение экономических условий. Самым важным представляется вопрос о стоимости денег.

Для снижения нет оснований

Процентные ставки - очень капризная материя. Они постепенно снижаются, если в стране наблюдается стабильный экономический рост, увеличивается количество кредитоспособных заемщиков, идет обновление основных фондов. Макроэкономическая ситуация в Казахстане в настоящий момент как раз отвечает этим требованиям. Однако существуют другие фундаментальные факторы, которые могут оказывать влияние уже не на понижение, а на повышение процентной ставки. Это дефицит денежных средств в экономике, снижающаяся динамика иностранных инвестиций, рост инфляции и другие.

[inc pk='2354' service='media']

Согласно оценкам казахстанских экономистов, коэффициент монетизации должен составлять минимум 25-30%, а оптимальный вариант - 65%. Несмотря на то, что в стране за последние четыре года рост денежной массы ежегодно превышал номинальный рост ВВП, коэффициент монетизации все еще остается низким. В 2003 году он составил 21,8%, а в 2004 году, по некоторым прогнозам, лишь достигнет минимального предела - 25,1%. Аналитик инвестиционной компании " ТуранАлем Секьюритис" Ольга Кинасова, впрочем, отмечает разнонаправленные тенденции. С одной стороны, рост денежной массы обеспечивается ростом валютных резервов экономики за счет роста экспорта, а также внешних заимствований, с другой - сдерживается активным оттоком капитала: "Рост экспортных доходов способствует оттоку капитала как в виде казахстанских инвестиций в другие страны, так и в виде нелегальной утечки капитала. Интересно, что утечка капитала возрастает одновременно с ростом чистых доходов от внешней торговли. В 2003 году отток капитала достиг максимума за последние шесть лет - 1097,77 млн долларов США. Мы находим этому следующее объяснение: основную часть экспорта занимают топливно-энергетические товары, а компании, производящие и экспортирующие их, принадлежат международным консорциумам и иностранным инвесторам, которые большую долю экспортных доходов не вливают в казахстанскую экономику. Таким образом, в Казахстане складывается дефицит денежных средств, необходимых для поддержания экономического роста. Данный дефицит, кроме того, способствует повышению цены денег, то есть процентных ставок".

В то же время в стране наблюдается еще один негативный процесс: темпы роста иностранных инвестиций снижаются уже последние несколько лет. Так, если в 2001 году иностранные и внутренние инвестиции в основной капитал составляли 29 и 71% соответственно, то в прошлом году это соотношение заметно изменилось: 20,7 к 79,3%. Наблюдается и снижение прямых иностранных инвестиций в процентах к ВВП. С 55% в 2000 году они упали в прошлом году до 7%. Ольга Кинасова считает, что повышение процентных ставок среди прочих факторов позволило бы стране увеличить рост притока иностранных инвестиций.

Еще один довод в пользу того, что ставки не могут быть понижены, - это угроза инфляции. Денег в экономике мало, но денежная масса растет. Кроме того, ежегодно при планируемом уменьшении инфляции происходит превышение, пусть и незначительное, прогнозных показателей. По расчетам "ТуранАлем Секьюритис", в 2004 году инфляция составит не 4-6%, как планируют денежные власти, а 5-7%. Учитывая, что Национальный банк с 2004 года проводит политику инфляционного таргетирования, а также то, что одним из главных инструментов предотвращения инфляции является повышение процентных ставок, то их искусственное снижение прямо противоречит монетарной политике.

[inc pk='2355' service='media']

Николай Андриянов из "ТуранАлем Секьюритис" обращает внимание еще на два фактора, которые тоже оказывают свое влияние на стоимость денег. Во-первых, происходит удорожание фондирования казахстанских банков. Во-вторых, вследствие этого всплеска цен может произойти активизация торгов на внутреннем долговом рынке.

- Повышение ставки рефинансирования ФРС поднимет нижний предел процентных ставок на долговом рынке по крайней мере в среднесрочной перспективе, что отразится на стоимости фондирования и на межбанковском, и на международном долговом рынках, - говорит г-н Андриянов. - Спрос на банковское кредитование растет, и для обеспечения достаточной ликвидности для банковского сектора на данный момент необходимы большие размещения долговых инструментов. Необходимость заимствований на международных рынках становится критической для развития банковского сектора. Поэтому ставка по размещению кредитов уже сейчас должна отражать повышенную стоимость фондирования.

Анализ временной структуры процентных ставок межбанковского рынка показывает, что стоимость привлечения средств по сравнению с началом года резко увеличилась. Более того, усилились ожидания инвесторов по поводу будущего роста процентных ставок в этом секторе, и главный сигнал к тому - более сильный коэффициент наклона кривой доходности LIBOR.

Все изложенные аргументы, по мнению специалистов "ТуранАлем Секьюритис", как раз свидетельствуют о том, что снижения процентных ставок в настоящий момент быть не должно. Наоборот, если рассматривать их в комплексе, то существует больше предпосылок не для понижения, а как раз для повышения ставок.

Затратный риск

Плата за риск - одна из самых обременительных для заемщиков составляющих любой процентной ставки. Кредитные комитеты каждого банка определяют ее размеры довольно приблизительно. Оттого и столь широкий коридор - от 1 до 7-8%. Если есть у банка уверенность в возврате кредитных средств, то нагрузка на процентную ставку невысока. Если такой уверенности нет - банк предлагает кредиты на менее выгодных для клиентов условиях. Начальник управления анализа, мониторинга и методологии Банка ЦентрКредит Тимур Масалимов говорит о том, что пока риски для казахстанских банков очень высоки: "Сегодня достаточно сложно судить о финансовом положении заемщиков по фискальной отчетности. Не секрет, что очень часто они предоставляют налоговым органам недостоверные сведения. Кредитным экспертам порой самим приходится детально изучать хозяйственную деятельность той или иной компании. Это повышает операционные расходы и в то же время не является полной защитой от рисков".

Между тем в Агентстве финансового надзора (АФН) отмечают, что наблюдается тенденция роста сомнительных кредитов. На 1 сентября 2004 года в структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов составила 61,1%, сомнительных - 36,3%, безнадежных - 2,6%. Но коммерческие банки по существующему законодательству имеют право под обеспечение сомнительных и безнадежных кредитов формировать провизии, которые относятся на налоговые вычеты. Размер провизий на сомнительные кредиты зависит от категории - всего их пять. Например, кредит считается сомнительным первой категории, если на него недооформлено право залога. В этом случае банк получает право формировать провизию в размере 5% от суммы основного долга путем перераспределения прибыли или с текущих доходов. На другие категории сомнительных кредитов (они определяются в зависимости от ненадежности обслуживания) размер провизий составляет 10, 20, 25 и 50%, а на безнадежные кредиты - 100% от суммы основного долга.

Председатель АФН Болат Жамишев не склонен трактовать четко обозначившуюся тенденцию увеличения доли сомнительных и безнадежных кредитов желанием банков минимизировать налоги: "При инспекциях банков мы всегда очень тщательно рассматриваем эту позицию и чаще всего именно по нашему настоянию банкам приходится увеличивать провизии". Он считает, что негативный расклад обусловлен прежде всего высокими темпами роста ссудного портфеля, поскольку идет увеличение заимствования не только традиционными клиентами банков, но и новыми заемщиками, в основном из малого и среднего бизнеса, по которым кредитных историй не существует.

- Появляется много новых рисков, и это отражается на качестве ссудного портфеля. Мы за этим внимательно следим, и понятно, что качество портфеля не может иметь постоянную тенденцию ухудшения, - поясняет г-н Жамишев. - Согласно результатам стресс-тестинга казахстанской банковской системы, который провела совместная миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка, при увеличении доли сомнительных кредитов еще на 20% уже могут возникнуть сложности в банковской системе. С другой стороны, уровень кредитов экономике в Казахстане ниже не только оптимального, но и среднего. Поэтому мы, как регулирующий орган, сейчас не выдвигаем каких-либо преград для роста кредитов экономике, но внимательно следим за ситуацией, имея в виду, что есть черта, к которой приближаться нельзя.

Аналитик лондонского офиса рейтингового агентства Standard&Poor's Магар Куюмджан в интервью "Эксперту Казахстан" заявил о том, что растущие объемы кредитования, с одной стороны, очень выгодны для банков, но с другой - достаточно рискованны: "Мы не знаем, насколько хорошо смогут казахстанские банки справиться с растущим объемом кредитования, насколько хорошо проработаны ими механизмы кредитного андеррайтинга".

Финансовые отчеты банков в целом пока довольно благополучны. Если взять один из главных показателей - доходность, то она за первое полугодие составила 24,5 млрд тенге, или на 53,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, высокая доходность - прямой путь к снижению процентных ставок. Однако банкиры обращают внимание на то, что доходность растет в первую очередь благодаря росту активов. Многие банки не платят дивидендов своим акционерам - все доходы идут на пополнение собственного капитала. Это позволяет создавать фундамент устойчивости, что очень важно для вкладчиков. В банковской сфере все слишком взаимосвязано: если капитал не будет расти, банк не может выполнять пруденциальные нормативы, а значит, и развивать кредитные программы.

Чтобы несколько уменьшить банковские риски, в Казахстане создано кредитное бюро. Когда оно начнет работу, каждый банк будет иметь достаточную и достоверную информацию о своих заемщиках. Кроме того, учрежден Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов, который призван разделять с частными банками возникающие риски.

Непростая дилемма

Потенциально банки могли бы использовать текущую экономическую ситуацию для повышения процентных ставок по кредитам. Однако нетрудно просчитать последствия такого шага: замедление спроса на денежные средства, уменьшение потребительского спроса и, следовательно, экономического роста. Кроме того, подчеркивает Ольга Кинасова из "ТуранАлем Секьюритис", повышение уровня внутренней процентной ставки увеличит стоимость обслуживания внешнего долга, так как может произойти искусственное завышение маржи внешними инвесторами над базовыми международными ставками.

Понятно, что банки на такой шаг в ближайшем будущем вряд ли решатся не в последнюю очередь и потому, что свою кредитную политику им все также приходится формировать с оглядкой на исполнительную власть. Банковский аналитик агентства Standard&Poor's Екатерина Трофимова предостерегает, что если подобное давление будет осуществляться несбалансированно, это может негативно повлиять на доходность банковского бизнеса: "Может возникнуть опасность, что банки будут снижать процентные ставки за счет отказа от премии за риск или сокращения операционных расходов, что приведет к негативной прибыльности из бизнеса". В то же время она говорит о том, что последствия будут зависеть от того, каким образом будет построена политика по управлению процентными ставками: потенциал у кредитных учреждений Казахстана по удешевлению кредитов еще далеко не исчерпан. В частности, г-жа Трофимова полагает, что к некоторому снижению процентных ставок может привести удовлетворение существующего спроса и расширение деятельности банков.

Здесь показателен один пример. Казахстанские банки изыскали возможность понижения процентных ставок для ипотечных продуктов. Управляющий директор по развитию бизнеса Альянс банка Ирина Степанова поясняет, почему это стало возможным: "Те банки, которые работают по программе Казахстанской ипотечной компании, получили доступ к ее дешевым ресурсам. У КИК котировочная ставка - 9,6%. Банки при этом имеют возможность устанавливать свою маржу не более 4%".

- Со стороны государства, на наш взгляд, важно создание условий для расширения возможностей кредитования реального сектора, ипотечного и потребительского кредитования в виде предоставления налоговых льгот, гарантий для заемщиков и так далее, - излагает свою точку зрения председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов. - При этом, разумеется, фундаментальное значение имеют рыночные экономические, а не административные меры. Необходимо учитывать прежде всего возможности использования части бюджетных ресурсов для финансирования через банки заемщиков в рамках программ развития малого и среднего бизнеса. Принципиальное значение имеет и рефинансирование банков через финансовые институты развития по приоритетным секторам и проектам. Достаточно перспективны различные формы софинансирования по приоритетным проектам финансовых институтов развития с банками.

Кроме того, банкиры предлагают ввести систему предоставления государственных гарантий по приоритетным крупным и средним проектам при условии качественной экспертизы, эффективного мониторинга и контроля за их реализацией. В идеале банки должны иметь и государственную страховую поддержку, пусть частичную, по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего бизнеса, либо другим целевым секторам, кластерам.

Таким образом, государство обязано выработать новую инвестиционную стратегию. В снижении процентных ставок должны быть заинтересованы не только заемщики и банки, но и правительство.

[inc pk='680' service='table']