Искусство на продажу

Интенсивный рост экономики Казахстана заметно повлиял на развитие отечественного арт-бизнеса. Появилось понимание того, что покупка картин кроме духовной пользы может принести и вполне ощутимую материальную выгоду

Искусство на продажу

Арт-бизнес, а точнее, художественный рынок в Казахстане начал формироваться приблизительно в конце 80-х годов, постепенно перекочевывая из культурной сферы человеческих отношений в сферу товарно-денежных. С того момента, как искусство стало товаром, его эстетическая ценность сливается с коммерческой. Чем более развит и организован рынок вообще и арт-рынок в частности, тем сильнее примат коммерции.

В силу того, что реальной информацией об отечественных предметах искусства мало кто располагал, этим не замедлили воспользоваться иностранные скупщики. По словам эксперта-искусствоведа, директора галереи "Ретро" Надежды Полонской, 10 лет тому назад львиную долю художественных произведений на отечественном арт-рынке приобретали именно иностранцы. Это было связано с тем, что коллекционерские традиции в Казахстане были практически на нуле. В советское время коллекционирование художественных произведений не поощрялось, более того, это считалось "темным", почти криминальным делом, что, конечно же, негативно влияло на формирование казахстанского арт-рынка.

Ситуация, которая складывалась на арт-рынке в середине 90-х годов, в настоящее время кардинально изменилась в лучшую сторону. Если тогда иностранные покупатели в количественном соотношении превосходили отечественных, то сейчас наоборот. Объясняется это просто - в Казахстане появилось большое количество коллекционеров. И в отличие от нашего социалистического прошлого сегодня заниматься коллекционированием картин считается довольно престижным занятием. По словам арт-директора галереи "Тенгри-Умай" Маргариты Амвросовой, нередко коллекционерами становятся случайные покупатели, пришедшие в галерею купить одну-две картины, чтобы отдать дань моде.

"Но на данный момент рынок замкнут на определенной планке, так как сопутствующие механизмы не действуют", - сказал "Эксперту Казахстан" директор галереи "Улар" Юрий Маркович. "Арт-рынок, как и любой другой, должен регулироваться, однако наше законодательство никоим образом не способствует этому, - считает Маргарита Амвросова. - Для формирования цивилизованного арт-рынка необходимо создание соответствующей законодательной базы".

Художники, посредники, галереи...

По мнению профессиональных галеристов, на сегодняшний день в Казахстане очень много талантливых художников. Наибольшим спросом пользуются работы таких авторов, как Гульфайруз Исмаилова, Айша Галимбаева, Досбол Касымов, Агемсалы Дузельханов, Андрей Нода, Рашид Нурекеев, Нелли Буба, Меиржан Нургожин, Манас Каспак, Ботагоз Аганаева, Евгений Сидоркин, Елена Те, Гульжамал Тагенова. Работы некоторых из них были оценены по достоинству не только у нас, но и за рубежом.

В арт-бизнесе так же, как и в любом другом, действуют те же правила. Здесь в качестве товара выступает картина, производителем которой является художник, маркетинговой политикой занимаются галереи и выставочные залы, основные потребители - это коллекционеры, люди с высоким уровнем дохода и иностранцы. На первый взгляд схема очень проста. Однако в этом бизнесе очень много своих особенностей.

Начнем с художников, которые на сегодняшний день являются наиболее уязвимым звеном всей этой цепочки. Сегодня самому заниматься продвижением и продажей своих работ очень трудно. Для того чтобы продать свое произведение за приличную цену, художнику нужна хорошая "раскрутка", а без участия в выставках это практически невозможно. Вместе с тем существует такая категория художников, которым важнее быстро продать, чтобы заработать денег "на прожиточный минимум". Такие художники продают свои картины прямо из мастерских, и имидж у них соответствующий, не совсем "правильный". В выигрыше остается только покупатель, так как приобретает желаемое дешевле, чем в художественном салоне или галерее.

Галереи и художественные салоны в этой схеме выступают своеобразным связующим звеном. Они очень четко держат руку на "пульсе" спроса и предложения. При этом если деятельность салонов направлена на спекуляцию художественными произведениями, то галереи ставят более серьезные цели - пропаганду творчества тех или иных авторов, проведение выставок для них, составление буклетов и каталогов, продажу и повышение стоимости картин, а также развитие искусства в целом. За это, как правило, галереи берут проценты с художников (20-30%), либо зарабатывают на предоставлении своих залов (от 150 долларов США и выше), также художник может выплатить комиссионные "бартером" - своими картинами. По мнению арт-менеджера галереи "Арт-Нават" Лилии Францевой, приобретение картин в галерее становится весьма приятным моментом и для покупателя. Здесь в отличие от той же мастерской или так называемого "алматинского Арбата", покупатель в спокойной обстановке уютного интерьера с помощью опытного искусствоведа находит именно то, за чем пришел.

Одним из важных аспектов "процесса покупки того, за чем пришел" является вопрос оценки художественных произведений. Разумеется, художники назначают цену своему художественному произведению не "с потолка". Существуют определенные правила оценки картин, однако эти правила не имеют четко очерченной границы. Такое положение вещей опять же связано с тем, что рынок с красивой приставкой "арт" в Казахстане только-только начинает развиваться.

Цена гениального

Что же влияет на цены художественных произведений? В этом деле так много факторов, что лаконично ответить на вопрос просто невозможно. Прежде всего надо сказать, что существуют две линии оценки художественных произведений: авторская и экспертная.

Художница Ирада Абдуллаева говорит о том, что при оценке картины автор, как правило, руководствуется несколькими основными принципами: имя художника (своеобразный бренд, за наличие которого покупатель уже готов платить свои условные единицы); сколько сил, времени и средств было затрачено на создание произведения; каковы примерные цены на рынке картин.

Обычно за помощью к экспертам-оценщикам обращаются владельцы картин, плохо ориентирующиеся в арт-бизнесе, либо художники, которые в силу ряда причин не могут определить стоимость своей работы. Естественно, что опытный оценщик уже с первого взгляда может понять качество данной работы, талантлив ли автор, перспективен ли он, будет ли он интересен для потенциального покупателя. Конечно, именно эти данные являются основополагающими для определения цены произведения. По словам Маргариты Амвросовой, эксперт определяет стоимость на основе сравнительных цен, действующих сегодня на отечественном арт-рынке. Ясно, что цена повышается, если картина подписана известным мастером, и, напротив, холст неизвестного художника может быть оценен значительно ниже, несмотря на его явные достоинства. И по большому счету, он руководствуется своим профессиональным опытом. Конечно, в мире существует специальная литература по определению стоимости живописи, в которой указаны цены на работы нескольких тысяч величайших художников мира. К сожалению, отечественных художников, даже Сергея Калмыкова, которого эксперты называют одним из пяти самых выдающихся авангардистов мира, в подобной литературе нет.

Сегодня цены на художественные произведения в Казахстане таковы: так называемая штамповка стоит от 25 до 100 долларов США, картины средней руки от 300 до 500 долларов, произведения известных мастеров от тысячи до 3 тысяч долларов. Директор галереи "Ою" Гульвира Шалабаева говорит, что картины известных мастеров, ушедших из жизни, таких как Сергей Калмыков, Абылхан Кастеев или Жанатай Шарденов, сегодня стоят до 15 тысяч долларов США. У каждой галереи есть свои так называемые VIP-клиенты, которые покупают произведения величайших казахстанских художников, чьи работы стоят тысячи, а то и десятки тысяч долларов. Но в силу тех или иных причин многие коллекционеры не хотят, чтобы их имена стали известны широкой публике. Наибольшей популярностью у покупателей пользуется "реалистичная" классическая живопись.

Фара, лупа и никаких излишков прогресса

Как только предметы искусства приобрели статус товара, началась эпоха фальсификаций. Умельцы стали создавать практически неотличимые от шедевров копии. Сегодня на отечественном художественном рынке гуляют десятки копий на Жанатая Шарденова, Сергея Калмыкова, Салихитдина Айтбаева и других отечественных мастеров. Соответственно, для того чтобы предотвратить распространение подделок, должна проводиться профессиональная экспертиза. Надежда Полонская, являющаяся опытным и авторитетным экспертом в Казахстане, считает, что полноценную экспертизу в Алматы провести сложно. Экспертиза художественных произведений - это очень дорогая процедура, для которой необходимо большое количество всевозможной аппаратуры, а также специальная химическая лаборатория. Но тем не менее экспертизы все-таки проводятся. А используют наши эксперты обыкновенную осветительную фару, лупу и иногда микроскоп, во многом полагаясь на такие понятия, как опыт и профессиональное чутье.

Таков алматинский арт-рынок вкратце, и, конечно, его состояние можно констатировать, мягко говоря, как не самое лучшее. По мнению директора галереи "Улар" Юрия Марковича, сегодня в арт-рынке очень много пробелов, рынок просто остановился на определенной планке, т.к. сопутствующие механизмы не способствуют продвижению вперед. И говорить о его дальнейшем развитии, не построив необходимых систем, невозможно. В первую очередь надо побороть консерватизм по отношению к искусству, нужно дать развитие современным направлениям, затем создать систему рейтинга, оценки, экспертизы, систему аукционных домов, которые действительно будут соответствовать международному стандарту.