Перезагрузка системы

Шестилетние завоевания в пенсионной сфере в Казахстане на грани срыва. Чтобы избежать этого, нужно в выстроенной накопительной конструкции провести системные изменения

Перезагрузка системы

Внешне в накопительной пенсионной системе Казахстана все в порядке. Пенсионные накопления на 1 сентября составили свыше 436 млрд тенге, или более 3 млрд в долларовом эквиваленте. Количество вкладчиков постоянно увеличивается - уже почти 6,6 миллиона человек откладывают себе деньги на старость. Ни один фонд с 1 января 1998 года, когда была начата пенсионная реформа, не обанкротился и не увел деньги вкладчиков - сегодня на рынке работает 15 частных и 1 государственный пенсионный фонд.

Не только отечественные, но и международные эксперты, изучавшие казахстанский опыт реформирования пенсионного обеспечения, очень высоко оценивали его результаты. Но в последнее время оптимистические ноты сменились на тревожные. Результаты работы НПФ за восемь месяцев этого года не внушают большого оптимизма - чистый убыток составил 205,3 млн тенге.

Сбылись пророческие предупреждения топ-менеджеров некоторых накопительных пенсионных фондов (НПФ) о недостатке финансовых инструментов для размещения пенсионных активов. Теперь приходится пожинать плоды недосмотра: слишком строгие правила инвестирования вкупе с падающей доходностью финансовых инструментов привели фонды к тому, что они не могут обеспечить реальную стоимость будущих денег, не говоря уже о получении дохода. По сути, главная идея установления нового порядка социальной справедливости - персональные пенсионные отчисления, прирастающие доходом, отсутствие пресловутой уравниловки - оказывается невоплощенной.

Эти факторы в конце концов заставили куратора пенсионного рынка - Агентство финансового надзора (АФН) - приступить к разработке программы развития на 2005-2007 годы, которая уже в конце октября должна поступить в правительство. В числе приоритетных задач - четкое распределение ответственности всех участников пенсионной системы, решение проблемы формирования портфеля пенсионных активов долгосрочными финансовыми инструментами, внедрение особых механизмов, позволяющих обеспечить наибольшую защищенность вкладчиков в условиях, когда стремительно развиваются неблагоприятные тенденции.

Построить заново

Пенсионный закон 1997 года только один раз за все это время подвергался основательной правке. В 2002 году появилась потребность уточнить некоторые моменты, а также расписать ответственность накопительных фондов, компаний, управляющих пенсионными активами (КУПА) и государства за сохранность пенсионных накоплений граждан. Тревожных сигналов о грядущих убытках еще не было, но появились первые к тому предпосылки: доходность финансовых инструментов постепенно начала падать. Чтобы не потерять доверие вкладчиков, необходимо что-то предпринять. Законодатели решили, что, поскольку в стране накопительная система отнюдь не добровольная, правильно будет, если государство возьмет на себя определенные обязательства. Так появилась новая норма о том, что государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в НПФ в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент получения права на выплаты. Помнится, в связи с этим у вкладчиков возникали недоуменные вопросы: доходность все-таки выше инфляции, а им гарантируют только минимум.

В тех же изменениях к закону определено, в каких случаях потери вкладчикам НПФ должен возмещать накопительный фонд, КУПА, банк-кастодиан и также НПФ, самостоятельно осуществляющие управление пенсионными активами. Участников пенсионной системы, в случае их вины, обязали возмещать уменьшение пенсионных накоплений до размера фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, с учетом уровня инфляции за счет собственного капитала.

Еще некоторое время назад казалось, что подобные формулировки носят чисто теоретический характер, но с тех пор, как в стране началась ревальвация тенге, а доходность финансовых инструментов начала стремительно падать, стало понятно, что проблема перетекает уже в практическую плоскость. Теперь фонды несут реальные убытки, и неясно, когда ситуация изменится в лучшую сторону, поэтому возникает необходимость детализировать схематично обозначенную ответственность.

"Большая проблема, которая существует, - это то, что в законодательных актах четко не определена ответственность всех участников пенсионной системы, - говорит председатель АФН Болат Жамишев. - В настоящее время законодательством предусмотрено, что они отвечают перед вкладчиками в случае вины. Однако что это за вина, как она будет доказана, в законе не отражено, и мы считаем, что этот вопрос требует развития".

В Агентстве финнадзора намерены не изобретать велосипед, а использовать уже не раз востребованный Казахстаном чилийский опыт. В Чили, по словам г-на Жамишева, НПФ в обязательном порядке создают резервы, что необходимо сделать и в Казахстане. В стране будет установлена внесудебная ответственность КУПА и НПФ, которые самостоятельно управляют пенсионными активами, по обеспечению инвестдохода в пределах положительного средневзвешенного номинального дохода всех НПФ, уменьшенного на 25%. В случае, когда положительный номинальный доход НПФ окажется выше средневзвешенного, увеличенного на 25%, избыточный доход будет отнесен в резервный фонд. Если же КУПА и НПФ не будут выполнять обязательства по обеспечению минимального гарантируемого дохода, то возмещение вкладчикам должно производиться за счет собственного капитала, а при его недостаточности - за счет резервного фонда.

По сути, АФН предлагает ввести некий коридор, которым будут следовать в своей работе накопительные пенсионные фонды. Специалисты самих фондов говорят о том, что сегодня даже трудно себе представить, что НПФ смогут формировать резервы. По словам генерального директора государственного НПФ Жаната Курманова, в подобной системе есть опасность того, что управляющие компании будут ориентироваться не на рынок, а друг на друга, и пострадает прежде всего эффективность управления. "С одной стороны, мы хотим повысить ответственность и установить некоторый минимальный уровень доходности, чтобы стимулировать эффективность инвестиционного управления, а с другой стороны, мы снижаем конкурентную среду на рынке, загоняя пенсионные фонды в очень узкий коридор". Председатель правления КУПА ABN AMRO Asset Management Алина Алдамберген уверена, что новая схема не позволит иметь разнонаправленные инвестиционные политики. "В результате общий риск увеличится, а общая доходность может уменьшиться".

В АФН считают: самый главный недостаток обсуждаемых изменений заключается в том, что доходность пенсионных фондов стимулируется лишь в определенных пределах. Но это пока лишь предложение. Как заявляет заместитель председателя АФН Елена Бахмутова, "если специалисты фондов полагают, что коридор в 25% слишком ограничивает сферу деятельности управляющих компаний и подталкивает их к каким-то усредненным решениям, тем самым снижая возможность получения дополнительного дохода для вкладчиков, то вопрос об этом коридоре - обсуждаем".

Механизм формирования резервных фондов НПФ будет определен законодательно, но на момент подписания номера в печать было еще неясно, каков он. В АФН твердо убеждены, что наличие подобных фондов обеспечит большую ответственность профессиональных участников рынка пенсионных услуг и большую защищенность вкладчиков. Кроме того, в интересах будущих пенсионеров будет разработана и процедура реализации ответственности государства за сохранность реальной стоимости пенсионных взносов, которой пока нет, хотя сама ответственность декларируется.

И еще один немаловажный момент. В своем недавнем отчете совместная миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка, давая оценку развития рынка пенсионных услуг, подчеркнула, что инвестиционные стратегии пенсионных фондов нацелены на высокие доходы и краткосрочные инвестиции. По мнению экспертов, это связано как с нехваткой долгосрочных финансовых активов, так и с заинтересованностью в краткосрочной возвратности. Теперь, похоже, эту проблему АФН намерено решить.

В настоящее время ежемесячная доходность пенсионных активов НПФ характеризуется коэффициентом реального дохода, который, в свою очередь, базируется на рыночной оценке финансовых инструментов портфеля и темпах инфляции за 12 предыдущих календарных месяцев. Рыночная оценка финансовых инструментов портфеля НПФ рассчитывается исходя из параметров сделок с ценными бумагами, заключенных на торгах в течение последних тридцати дней, предшествующих дате оценки. Такой короткий период принимаемых к расчету цен в конечном счете приводит к стремлению инвестировать в краткосрочные инструменты. Поэтому в АНФ пришли к заключению, что базовый период для определения рыночных цен инструментов портфеля НПФ должен быть максимально продолжительным.

Теперь регулятор пенсионного рынка намерен пересмотреть методики оценки финансовых инструментов портфеля и доходности пенсионных активов с учетом будущего инвестиционного дохода. Методика определения доходности будет учитывать не только рыночную оценку финансовых инструментов, но и структуру инвестиционного портфеля, прежде всего его долгосрочную составляющую. АФН предлагает уже с 1 января 2005 года разделить портфель пенсионных активов на две категории - "инвестиции, удерживаемые до погашения" и "финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи". А с 1 января 2007 года в качестве базы для исчисления средневзвешенного номинального дохода НПФ вместо годичного установить трехлетний период. Это должно стимулировать организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами к приобретению долгосрочных финансовых инструментов.

Кроме того, АФН в целях защиты интересов вкладчиков намерено разрешить инвестирование пенсионных активов в производные инструменты с целью хеджирования валютных и рыночных рисков инвестиций. Предполагается, что для НПФ откроются опционы и фьючерсные контракты, базисными активами которых могут служить валюта, ценные бумаги, фондовые индексы.

Больше свободы

Специалисты НПФ и КУПА уже не однажды поднимали вопрос о нехватке финансовых инструментов и переориентации пенсионных инвестиций. Они обращали внимание на то, что государство, безусловно, получает бесспорную выгоду от удешевления стоимости обслуживания долга для государственного бюджета и от дополнительного стимулирования развития экономики за счет более низкой стоимости привлечения инвестиций для казахстанских предприятий. Но эти положительные моменты достигаются благодаря тому, что будущие пенсионеры недополучают доходы по пенсионным активам, что нельзя считать справедливым. Поэтому участники пенсионной системы предлагают сосредоточиться на решении проблем инвестирования. Прежде всего речь идет о необходимости выпуска проектных ценных бумаг и более либеральном доступе к финансовому инструментарию.

НПФ хотят разделить ответственность между всеми, от кого зависит судьба пенсионной реформы. В частности, они считают, что правительство должно активнее привлекать средства НПФ для финансирования долгосрочных проектов в приоритетных направлениях развития экономики путем увеличения выпуска ценных бумаг правительства Казахстана. Это первое. Второе - выпускать государственные ценные бумаги независимо от профицита или дефицита бюджета и индексировать их с учетом уровня инфляции, а также внедрить организованное проведение торгов по размещению государственных ценных бумаг с целью предоставления НПФ возможности стать полноправными участниками первичного рынка государственных ценных бумаг. И третье - в процессе приватизации предприятий "голубых фишек" определенную часть пакета размещать исключительно среди пенсионных фондов. Как известно, в настоящее время существующие хозяева успешных предприятий делают все для того, чтобы не допустить в ряды акционеров "чужих".

Регулирующему органу, Агентству по финансовому надзору, накопительные фонды предлагают пойти на некоторое послабление инвестиционного режима. К примеру, разрешить приобретать крупные пакеты акций предприятий, размещать активы на депозитах иностранных банков, покупать структурные ценные бумаги, передавать часть активов в субдоверительное управление специализированным зарубежным финансовым институтам с определенным рейтингом.

Эксперты пенсионного рынка хотели бы получить и значительные изменения на фондовой бирже. В частности, они ставят вопрос о необходимости реструктуризации листингов "А" и "Б" Казахстанской фондовой биржи с тем, чтобы можно было применять для них различные нормативы привлечения пенсионных активов.

Как показывает практика - нет ничего невозможного. Часть этих предложений, вполне вероятно, пусть не сразу, а со временем, будет воплощена в жизнь. Подобный опыт уже имеется. Например, из этого перечня предложений Агентство финнадзора уже взяло на вооружение несколько пунктов и увеличило лимиты инвестирования в ценные бумаги нерезидентов, разрешило инвестировать пенсионные активы в аффинированные драгоценные металлы, акции инвестиционных фондов, значительно - с трех до двенадцати месяцев - продлило срок размещения пенсионных активов во вклады в коммерческих банках.

Публичные дискуссии вокруг будущего пенсионной реформы, пожалуй, впервые за шесть лет ведутся столь открыто. Если вспомнить конец 90-х годов, когда все только начиналось, то очень часто нововведения для участников пенсионного рынка оказывались сюрпризом, причем, далеко не всегда из разряда приятных. Теперь регулятивный орган стремится к открытости.

АФН ожидает, что реализация предлагаемой программы будет способствовать повышению финансовой надежности и прозрачности деятельности НПФ и КУПА, увеличению предложения финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов, повышению эффективности надзора и регулирования субъектов накопительной пенсионной системы.

Инертное развитие пенсионной реформы таит в себе слишком большую опасность. Очевидно, что необходимо видоизменять саму систему. Направление взято правильное. Но для успеха важно, насколько последовательными будут реформаторы.

[inc pk='666' service='table'][inc pk='667' service='table']