FoodMaster по-французски

Приход европейского инвестора, как ожидается, благоприятно скажется на казахстанском рынке молочных продуктов

FoodMaster по-французски

В начале октября в молочной промышленности Казахстана появился новый мощный игрок. Французская компания Lactalis приобрела заводы компании FoodMaster International в Казахстане, Молдове и на Украине. Официально сумма сделки не раскрывается. По имеющейся информации, 80% акций FoodMaster продал американский инвестиционный фонд Agribusiness Partners International, стоявший у истоков создания этого крупного пищевого холдинга. Еще часть акций Lactalis приобрела у менеджмента компании. Стоимость сделки эксперты оценивают примерно в 45-50 млн долларов.

Интерес к казахстанскому заводу FoodMaster потенциальные инвесторы проявляли уже давно. Известно, что российская компания "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", рассматривая возможность работы на рынке стран Центральной Азии, учитывала, в числе прочих вариантов, предложение по приобретению этой компании. Однако в итоге топ-менеджеры "ВБД" отдали предпочтение заводу "Бишкексут" в соседней Киргизии, который ныне является одним из основных конкурентов FoodMaster на казахстанском рынке молочных продуктов. Возможность прихода в Казахстан через приобретение FoodMaster рассматривали также "Юнимилк" и "Данон".

Генеральный директор FoodMaster-Казахстан Сакен Сейфуллин говорит о том, что на сделку с Lactalis он согласился потому, что увидел, "это серьезная компания, они собираются работать на рынке, а не купить, чтобы потом продать". На вопрос о доле проданных акций г-н Сейфуллин отвечать не стал, заявив лишь, что теперь FoodMaster получила статус "казахстанской компании с французским капиталом". Не были озвучены и суммы планируемых инвестиций в техническое усовершенствование заводов, однако Сакен Сейфуллин утверждает, что "это будут миллионы евро". Инвестиции пойдут в первую очередь на модернизацию оборудования. Что же касается кадрового вопроса, то в Lactalis удовлетворены уровнем специалистов FoodMaster. В планах французской компании не стоит смена руководства или сокращение штата. "Мы хотим повысить объемы продаж продукции в Казахстане и на Украине, а затем и в других странах, для того, чтобы повысить рентабельность производства", - заявил "Эксперту Казахстан" глава отдела внешних связей компании Люк Морелон.

Lactalis является вторым по мощности производителем молочной продукции в Европе с передовыми технологиями производства, которые будут внедрены и на заводах FoodMaster. Компания специализируется на выпуске сыров, в частности, под брэндом President. В Lactalis, рассчитывая на свой многолетний опыт и высокое качество производимых продуктов, уверены, что у них получится поднять продажи молочных продуктов в Казахстане и соседних странах.

[inc pk='2352' service='media']

Новый инвестор не имеет планов избавляться от местного брэнда, по-прежнему реализуя молочную продукцию под торговой маркой FoodMaster. "Это хороший брэнд, и он хорошо известен казахстанским потребителям", - говорит г-н Морелон. Новые продукты, такие как сыр для фондю, будут сначала привозить из Франции, а затем производить по французским технологиям в Казахстане, причем реализовывать их предполагается также под привычной казахстанцам торговой маркой.

Вместе с тем, брэнды французской компании также появятся в нашей стране. В настоящее время неизвестно, какие именно из продуктов Lactalis будут представлены в Казахстане По словам г-на Сейфуллина, сейчас ведется активная работа по изучению рынка, которая закончится к концу этого года.

Сейчас в Казахстане в основном реализуются сыры французской компании. Торговая компания Green House поставляет в местные магазины линейку продуктов President. Этот товар является ассортиментным для Green House, поэтому его предполагаемая потеря не представляет серьезной угрозы для их бизнеса.

[inc pk='2353' service='media']

Местные производители молочной продукции положительно оценивают покупку казахстанской компании европейским инвестором. "Они начнут работать лучше, мы начнем подстраиваться под них", - считает Абен Рахимжанов, коммерческий директор компания АО "АДАЛ". "Интерес европейского инвестора к казахстанской компании - это знак того, что наш рынок движется в нужную сторону. Для наших проектов это тоже очень хорошо, поскольку это положительно влияет на капитализацию нашего бизнеса, способствуя интеграции в международный рынок. К тому же это поднимет конкурентную среду на новый уровень. Хотя, конечно, для нас, как производителей, жизнь будет усложнена", - говорит Кайрат Мажибаев, президент Resmi group, структурным подразделением которой является компания Raimbek, производитель молока "Айналайын".

В настоящее время в Казахстане производится 4 млн тонн молока в год, причем, согласно данным республиканского агентства по статистике, объемы производства ежегодно увеличиваются на 5%. Вместе с тем, по данным маркетингового отдела Resmi group 70% молока остается незадействованным в промышленном производстве. Кроме того, показатели среднедушевого потребления молока в Казахстане ниже, чем в европейских странах. Если в Казахстане средний житель потребляет 61 литр молока в год, то, например, в Финляндии, этот показатель составляет 173 литра. Таким образом, у республики есть серьезный потенциал развития молочной промышленности, а европейские технологии Lactalis укрепят позиции FoodMaster. На продуктовом рынке Казахстана, по данным "БРИФ Бизнес Аналитика", компании принадлежит 20% продаж молочной продукции. Рост годового оборота компании в 2003 году составил 47%, а в 2004 году - 29%.

[inc pk='662' service='table']