RFID - будущее близко

Новые возможности для логистики товаров, решения вопросов безопасности, контроля и управления предлагает технология RFID. К концу десятилетия RFID может полностью вытеснить штрих-кодирование и стать решением многих бизнес-задач

RFID - будущее близко

Военные технологии - в мирных целях

Внедрение новейших информационных технологий в современном мире может стать реальным конкурентным преимуществом. Поэтому инновационные способы решения привычных задач вызывают пристальное внимание у лидеров отраслей или тех, кто стремится к лидерству.

Технологию RFID - Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация), - трудно назвать совершенно новой. Впервые идея радиочастотной идентификации получила практическое применение еще во время второй мировой войны для нужд военного комплекса США, для распознавания замаскированных вражеских самолетов. Первые устройства были запатентованы в 1966 году. Технологию рассекретили, но к 90-м годам прошлого века она использовалась лишь в государственных целях. В основном в вопросах обеспечения безопасности, контроля доступа и контроля движения общественного транспорта.


Султан Ахметов

Еще десятилетие назад продажи RFID-систем в областях безопасности и общественного транспорта занимали около 80-90%, а в 2003-м году, по данным журнала Reseller, в Европе для обеспечения контроля доступа было продано только 16% всех RFID-систем. Сегодня на первый план выходит применение RFID в логистике (складской и транспортной), а также стремительно растет доля производства и торговли как оптовой, так и розничной. И даже при простом обеспечении контроля доступа для персонала, интеграция RFID в систему управления предприятием помогает вести дополнительно учет рабочего времени.

Разумеется, первыми эту технологию стали использовать гиганты торговли и промышленности, типа торговых сетей Wal-Mart и Sainsbury, производственных комплексов Sony Electronics и КамАЗ. Вполне понятно, что прочный организационно-финансовый фундамент и солидный резерв экономической устойчивости дают возможность крупным корпорациям экспериментировать. Грандиозные масштабы товаропотоков и огромные объемы обрабатываемой при их движении информации являются мощными стимулами, заставляющими отраслевых гигантов быть в постоянном поиске оптимизационных решений и первыми идти на риск, связанный с внедрением новых технологий, еще находящихся на этапе улучшения и совершенствования.

Так, компания Wal-Mart, которая в 80-90-е годы прошлого века фактически вывела технологию штрих-кодирования на уровень всеобщего использования, сегодня прилагает не меньшие усилия по продвижению RFID. Компания обязала 100 своих крупнейших поставщиков перейти на использование RFID-транспондеров к 2005 году. Остальные поставщики Wal-Mart должны будут перейти на новые стандарты к 2006 году. Но, что интересно, уже весной нынешнего года на конференции по организации сетей розничной торговли в Чикаго генеральный директор департамента снабжения Wal-Mart Майк Дьюк объявил, что количество поставщиков корпорации, внедривших у себя технологию RFID, превысило две сотни. Очевидно, что производители товаров как всемирно известных марок (Benetton, Gillette, Nokia, Michelen), так и многие другие оценили преимущества новой технологии.

Розница и не только

Для ритейлеров преимущества очевидны. Процесс обслуживания покупателей может быть ускорен многократно, поскольку нет необходимости считывать каждую метку индивидуально, четко позиционируя ее перед ридером, как это происходит сейчас со штрих-кодом. Покупателю достаточно пронести корзину с товарами через специальную рамку, и кассиру поступит вся информация о его покупках. Практически до нуля снижается возможность воровства в магазинах, поскольку товар со встроенной меткой (совершенно незаметной для клиента) невозможно будет вынести, не оплатив. Кроме того, поскольку RFID-метка может содержать множество различной информации, магазин способен отслеживать товарооборот в режиме реального времени. Кроме наличия (или отсутствия) того или иного товара в продаже, можно вести учет популярности различных продуктов и оперативно реагировать на поступающие данные, регулируя вопросы спроса-предложения. Также можно легко отслеживать соблюдение сроков хранения продуктов питания, как это делает английская розничная сеть Sainsbury, контролируя срок годности 225 тысяч упаковок с готовой едой еженедельно. Помимо Wal-Mart и Sainsbury показательный супермаркет Future Store с товарами, помеченными RFID-метками, открыла в Германии торговая сеть Metro. Авиакомпании British Airways и Delta Airlines использует RFID для контроля багажа пассажиров. Некоторые гольф-клубы снабжают метками шары, чтобы игрокам было легче их искать на поле. А дорогие казино используют метки для отслеживания перемещения по залам VIP-клиентов - в целях оказания максимального сервиса.

Долгое время распространению RFID препятствовало отсутствие стандартов. Однако сейчас эту проблему успешно преодолевает группа AutoID, базирующаяся в Массачусетском технологическом институте (MIT). Создана она была в 1999 году для разработки стандартов электронного продуктового кода и торговых систем на его базе. В прошлом году о своей поддержке группе объявили две авторитетные международные организации по разработке стандартов и кодов для торговли - Uniform Code Council (UCC) и European Article Number (EAN). Также в AutoID вступил гранд мировой индустрии программного обеспечения - Microsoft. Его руководство полагает, что внедрение RFID-меток произведет революцию в рознице. Уже утвержден стандарт на 96-битный код товара. Этого будет достаточно, чтобы идентифицировать 268 млн производителей, каждый из которых выпускает более миллиона различных продуктов.

По мнению Андрея Ботнева, широкие перспективы повсеместного использования RFID-технологии связаны как раз с переходом к ней вместо использования штрих-кодов, возможности которых гораздо меньше. "Мы полагаем, что рынок систем, использующих RFID-технологию будет развиваться очень и очень стремительно, - говорит г-н Ботнев. - Если подтвердятся прогнозы крупнейших аналитических агентств и к 2010 году стоимость радиометки будет составлять 3-5 центов, то RFID-технология окончательно вытеснит технологию штрих-кодов, как в свое время компьютеры вытеснили пишущие машинки". Уже сейчас RFID-технологии наиболее остро востребованы в сфере логистики и обслуживания складов, поскольку владельцы торговых предприятий понимают и осознают конкурентные преимущества данной технологии.

Компания Columbus IT Partner Russia осуществила экспериментальный проект по интеграции системы ERP Microsoft Axapta с оборудованием RFID. Опытное тестирование полученной "виртуальной" модели склада продемонстрировало, что технология RFID действительно помогает существенно, более чем на порядок, сократить временные и трудозатраты на такие операции, как приемка, комплектация, инвентаризация и отгрузка товара. Как показывает практика, именно эти процессы являются проблемной зоной на складе. Существенно снижается влияние так называемого человеческого фактора, связанного с недобросовестным выполнением обязанностей работников склада, как при ведении учета, так и при размещении товаров на складе, комплектации заказов и прочем.

Особенно выгодным является использование меток, пригодных для перезаписи информации. Многократное употребление метки позволяет нивелировать ее высокую сегодняшнюю стоимость. К тому же в сфере логистики и транспортировки грузов стоимость радиочастотной метки может оказаться совершенно незначительной по сравнению со стоимостью содержимого контейнера. Поэтому для крупных складов, в том числе и в супермаркетах, вполне целесообразно начать использование RFID с применения радиочастотных меток на упаковочных ящиках, палетах и контейнерах. Стоимость ридеров (которые обычно могут выполнять и функцию перезаписи) того же порядка, что и считывателей штрих-кодов. Более того, в настоящее время существуют комбинированные считыватели штрих- и RFID-меток.

Экономический эффект от внедрения технологии RFID подсчитать достаточно сложно. Если сокращение трудозатрат и человеко-часов, а также снижение потерь из-за различных ошибок, воровства подсчитать еще реально, то прибыль от улучшения имиджа вследствие повышения качества обслуживания клиентов и партнеров вычислить гораздо труднее.

Большое распространение получила RFID-технология на конвейерном производстве. Производственный центр Sony Electronics в Сан-Диего использует перезаписываемые метки, которые хранят 2 килобайта данных о кинескопах на поточных производственных линиях. Эта система уменьшила время на выяснение необходимого тестирования продукции. На КамАЗе процесс сборки автомобилей также производится с применением RFID. А Sun Microsystems использует RFID-метки для защиты лекарств от подделок, маркируя каждую упаковку. Существуют примеры использования технологии и средними и даже небольшими компаниями. Так, например, в г. Зеленоград (Россия) небольшая сеть "Утконос", осуществляющая доставку товаров на дом, использует перезаписываемые метки при комплектации заказов на своем складе.

Возможностей для использования радиочастотной идентификации в коммерческих целях уже существует очень много, и, по утверждению экспертов, они будут продолжать расширяться. А массового использования этой технологии в сфере логистики и обслуживания складов стоит ожидать уже в ближайшие годы.

По мнению Султана Ахметова, директора представительства Columbus IT Partner в Казахстане, технологию, стремительно набирающую популярность на Западе и в России, ждет бум и в Казахстане. "Наша компания провела в Алматы семинар, посвященный радиочастотной идентификации, на котором в том числе были продемонстрированы практические примеры интеграции Microsoft Axapta c RFID, - говорит Султан Ахметов. - Вопросов по поводу актуальности или необходимости RFID у слушателей практически не возникало. Конечно, есть еще факторы, сдерживающие пока массовое распространение этих технологий. Однако новаторы есть всегда. И я могу с уверенностью сказать, что лидеры казахстанского рынка не оставили новую технологию без внимания".