Этнический образ рока

С одной стороны, рок является формой этнического самосознания. С другой - демонстрирует собственную контр- и субкультурность, прибегая к этническому материалу как средству протеста против культурного обезличивания, массового потребления и коммерциализации

Этнический образ рока

Если вспомнить историю возникновения и развития контркультуры и рока, то можно обнаружить постоянное влияние этнических и архаических мотивов на содержание и стиль выражения рок-искусства. Рок появился как своеобразное смешение испанской, французской и африканской музыки. Джазовые корни рока связаны с негритянскими ритуальными пением и танцами.

Как известно, Beatles испытывали сильный интерес, превратившийся почти в рекламную проповедь, к индийской народной музыке, философии и религии. Они увлекались самопознанием под руководством гуру Махариши Махеш Йоги. И первыми ввели в ансамбль экзотические этнические инструменты. Игра на ситаре изменила и обогатила звучание рок-музыки.

Контркультура хиппи возникла как социальный протест против рафинированных, обывательских нравов истеблишмента. Она нашла средства для выражения протеста в социально репрессированных формах народной культуры индейцев. Мотивы индейского шаманизма ярко выражены в творчестве группы Doors, ее лидера, рок-музыканта и поэта, Джима Моррисона. Он не только использовал этнические элементы в музыке и поэзии, но и создал свой личный миф об индейском духовном происхождении. Он полагал, что в детстве в него вселилась душа погибшего индейца.

Этническое самоосмысление в рок-движении становится настолько сильным, что приводит к появлению самостоятельного направления - регги, проповедующего культуру раста. Его основатели - ямайские музыканты: легендарный Боб Марли и борец за африканскую независимость Питер Тош.

Рок-концерт манерой исполнения напоминает архаическое действо, разворачиваемое солистом и группой на сцене. Солист может быть уподоблен шаману, совершающему магический ритуал, во время которого происходит энергетический обмен между ним и слушателями. Эту аналогию проводят многие исследователи феномена рок-культуры. Рок - это музыка, которую нужно чувствовать буквально физиологически и для того, чтобы слушать и понимать, и для того, чтобы играть. Главное в рок-музыке - звукоизвлечение и артикуляция звука в процессе игрового исполнения. Эта особенность как раз характеризует народное музыкальное творчество.

Как появился фолк, независимое стилистическое направление рок-музыки? Первоначально он зародился в среде североамериканских фермеров, переселенцев с Запада. Ирландцы, итальянцы, эмигранты из Польши и Западной Украины привезли с собой народные инструменты и мелодии. В 30-х годах ХХ века фолк-исполнители стали появляться на широкой публике, были организованы первые фолк-фестивали. Но настоящий взрыв фолка произошел, конечно же, в 60-х - "золотом веке" рок-музыки. Его основателями принято считать Вуди Гатри и Питера Сигера. Фолк-рок, как и подобает року, с самого начала носил ярко выраженный социальный характер. Первые песни фолк-сингеров были песнями протеста против расизма, войны во Вьетнаме, загрязнения окружающей среды.

Легендой фолк-рока стал Боб Дилан, разбудивший свое поколение гимном движения за гражданские права Blowing in the wind и другими вдохновенными песнями (Like a Rolling Stone, Knocking on the heaven`s door), прочно укрепившимися в репертуаре рок-музыкантов. Он первым начал играть фолк на электрогитаре. Дилан выступал вместе с исполнительницей шотландских баллад, фолк-мадонной 60-х, Джоан Боаз. Их дуэт был необычайно популярен. К числу знаменитостей того периода можно отнести британского фолкнера Донована, Леонарда Коэна, Джуди Коллинз, Бердз, Саймона и Гарфанкеля и др. Позже на почве фолк-рока выросли такие известные группы, как Jethro Tull и Led Zeppelin. Сейчас трудно найти музыкальный стиль, на который бы не оказал влияния фолк.

Постепенно волна коммерциализации захлестнула фолк-движение. Если первоначально популярность фолк-сингерам приносили мятежный дух, искренность поэзии и музыки, то позже молодые певцы постарели и превратились в обуржуазившихся мультимиллионеров. Их творчество перестало выглядеть естественным. Эта тенденция коснулась рок-культуры в целом. Коммерциализация стала причиной ее спада и затухания. Сделавшись продуктом потребления, рок стал частью массовой поп-культуры.

Связь рока с этнической музыкой демонстрируют инструментальные и поэтические средства выражения. В роке большую роль играют ударные, создающие особое ритмическое звучание. Как известно, там-там самый древний музыкальный инструмент. А прообразом современной электрогитары являются щипковые струнные инструменты, которые у разных народов имеют разную форму и количество струн и называются по-разному. Рок-поэзия обретает фолковую образность, находя средства выражения в богатом этнокультурном материале.

Если говорить об истории отечественного фолк-рока, то она начинается еще в советское время. С одной стороны, наш фолк испытал прямое влияние зарубежных рок-групп: западные рок-веяния, просачивавшиеся сквозь "железный занавес", за недостатком информации обрастали мифологическим ореолом. С другой - в Союзе сформировался самобытный феномен авторской песни. В период идеологического застоя 80-х появился андеграундный рок, который вышел из подполья во время перестройки. В этих условиях начал складываться своеобразный стиль отечественных фолк-рок-исполнителей.

Первыми в этом ряду можно назвать отца-основателя советского русского рока Бориса Гребенщикова (всегда тяготевшего к разным этническим стилям, от кельтской мифологии до буддизма) и Юрия Шевчука, чье творчество - это крик русской души. Нельзя не упомянуть талантливого, но рано ушедшего из жизни, рок-барда Александра Башлачева. Сибирский шаманизм и страсть к славянской словесности присущи песням Дмитрия Ревякина, "Калинов мост". На современной рок-сцене СНГ многие группы играют кельтский, американский, африканский, украинский и прочий фолк. Наблюдается тенденция гармоничного сочетания в творчестве одной группы разных этнических традиций. "Вопли Видоплясова" - украинский фолк и французский шансон, "Башня Рован" - кельтский, американский и русский фолк. Особое место в творчестве отечественных рок-групп занимает стиль регги: "КОТ", "Джа дивижен", "Пятница" и др.

Интерес к этнической музыке мы наблюдаем и в Казахстане. Современные казахстанские музыканты находят новые темы для творчества, обращаясь к народному наследию. В основном это - либо проекты возрождения казахской народной музыки: Едиль Хусаинов, горловое пение, игра и коллекционирование древних инструментов, Асылбек Енсепов, электронная обработка домры, либо популяризация народных мелодий эстрадными исполнителями: "Яшлык", "Дервиши", "Мюзикола" и др.

Что касается фолк-рока, то здесь можно упомянуть самобытную, но уже распавшуюся группу "Уркер" и хард-эпическое творчество "Роксанаков". "Улытау" занимаются рок-аранжировкой кюев. Существующие проекты переосмысления народной музыки носят в основном коммерческий характер и предназначены для экспорта на Запад, где широко развита потребительская культура и покупатель рад экзотическому товару. В альтернативной некоммерческой среде можно выделить павлодарский этнорок, "Адаптацию" и "Грозовой перевал", и алматинские группы: постоянно экспериментирующих со звуком и сценической формой "Фопаджаро" и "Альгамбру", играющих регги и проповедующих растафарианство.

Рок, как выражение поэтического и музыкального переживания мира, не может быть просто техникой игры или маркой стиля. Он изначально определяет себя как образ жизни и творчества. Несмотря на то, что современное массовое потребление превратило рок в коммерческое предприятие и сделало его торговым лейблом, он остается языком выражения альтернативной субкультуры. Героиня-трикстер альтернативной культуры Масяня (которую уже успели популяризировать) дает простой рецепт различения искусства и товара: настоящие музыканты любят больше музыку, чем деньги, а попса - больше деньги, чем музыку. Рок, возвращая нас к истокам миропонимания, предлагает альтернативную массовой культуре форму непосредственного переживания. Он возникает на перекрестке культурного многообразия как продукт взаимодействия и открытости межкультурного диалога.

С одной стороны, рок выступает средством этнического самосознания. С другой - демонстрирует собственную контр- и субкультурность, прибегая к этническому материалу как средству протеста против культурного обезличивания, массового потребления и коммерциализации. Таким образом, рок - это интернациональное явление, творческая форма борьбы за свободу самовыражения и независимость культуры против пошлости, фальши и продажности современного мира.

[inc pk='641' service='table']