Только факты

"Интерфакс-Казахстан" отметил свое восьмилетие. В информационном агентстве уверены, что причиной их успешного развития стала объективность в подаче новостей

Только факты

В 1996 году российское информационное агентство "Интерфакс" открыло свое представительство в Казахстане. Мы встретились с главным редактором "Интерфакс-Казахстан" Наилем Ишмухаметовым.
Наиль Ишмухаметов

- На информационном пространстве Казахстана жесткая конкуренция - новости многие агентства предоставляют бесплатно. Наверное, сложно конкурировать в таких условиях?

- Действительно, непросто. Тем более, что, являясь представительством международной группы "Интерфакс", мы работаем на международный рынок - и одновременно на внутренний как самодостаточное информационное агентство республики. Ни одна международная информационная структура в Казахстане не располагает такими правами и обязанностями. На международном рынке наши конкуренты - ведущие мировые агентства: Reuter, "Итар-ТАСС", "РИА Новости", Associated Press, собкоры которых активно здесь работают. На внутреннем же рынке масс-медиа, согласно данным Министерства информации, действуют 16 информационных агентств. Наши основные конкуренты - "Казинформ" и Kazakhstan Today. Работа на два фронта усложняет задачу, но, с другой стороны, мобилизует наш журналистский коллектив.

Около года потребовалось для того, чтобы мы вышли на непременное условие "Интерфакса" для дочерних структур - работать на основе самофинансирования. К тому же, перед тем, как начать проект в Казахстане, были проведены маркетинговые исследования на предмет готовности рынка, наличия интересных новостей и потенциальных потребителей информационного продукта.

Сегодня мы выпускаем две новостные ленты: общественно-политическую и деловую, а также нефтегазовое, горно-металлургическое и бизнес-обозрение. Замечу, что ежегодный рост наших подписчиков составляет порядка 15 - 20%.

- Может, поделитесь секретами вашей маркетинговой службы?

- В маркетинговой политике мы ориентируемся на опыт нашего головного московского офиса, применяем все их полезные наработки, но при этом учитываем особенности нашего рынка. В частности, счетчик кликов по новостям на веб-сайте позволяет иметь представление об интересах аудитории. Кроме того, мы знаем, кто конкретно является нашим подписчиком, а наши менеджеры подходят к продажам творчески и понимают, какие продукты кому можно предложить.

В то же время я уверен, что рост числа подписчиков - это в большей степени заслуга творческого коллектива. В период затишья мы выдаем минимум 30 сообщений в день, в так называемый сезон - до 70 и больше. Причем, будучи коммерческой структурой, мы ориентируемся на интересы подписчиков и потому стараемся информировать о самом важном и интересном, не задаваясь целью "забить" ленту.

Мы делаем новости, основанные исключительно на фактах. Мы не вправе комментировать события, обозначая редакционную позицию.

- Насколько сложно придерживаться нейтралитета? Полагаю, нередки ситуации, когда хочется хотя бы между строк выразить мнение относительно того или иного события.

- Соблазн выразить собственное мнение присутствует - скрывать не буду. Но определенные стандарты в подаче информации - это, если хотите, закон. Если советская журналистика, в которой информация не была приоритетным жанром, учила, прежде всего, выражаться образно, то в нашей работе все наоборот. У подписчика даже выработался своего рода стереотип восприятия информации - ему так проще ориентироваться в потоке информации.

- Освещая парламентские выборы, как вы распределяли соотношение новостей по партиям?

- Честно говоря, не подсчитывали даже после выборов. Вот сейчас, после вашего вопроса, мне даже стало интересно, о ком мы писали больше... Хочу отметить, что мы категорически и принципиально не участвуем в черном пиаре. В ходе минувшего выборного марафона со стороны как оппозиции, так и власти, к сожалению, звучали не очень корректные формулировки. Мы их просто не цитировали. Ведь главное - передать позицию, мнение той или иной партии, а для этого нет необходимости включаться в процесс обливания грязью.

- Бывали ли ситуации в практике "Интерфакс-Казахстан", когда вас пытались подкупить, в том числе в период предвыборной агитации?

- Случалось, что нас просили в ленту не давать новость о проведенной конкурентами политического действа пресс-конференции. Мы в таких случаях очень вежливо, но в то же время твердо заявляем, что наша позиция заключается в том, чтобы дать весь спектр событий и мнений.

- А если это инициативные представители госструктур?

- Такого давно не было... Во всяком случае, за весь предвыборный период ни разу.

- По-вашему, это показатель чего?

- Полагаю, что, в какой-то степени, - это показатель демократического развития страны.

Кроме того, известно, что просители есть не потому, что они боятся, что та или иная новость прозвучит в СМИ, а потому что, они боятся ее неправильной интерпретации. Отсутствие у нас таких просителей я расцениваю как знак доверия нашему агентству.